Кулькова Ольга
Консультация «Устройство вариативной предметно-пространственной среды по оздоровлению детей в средней группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Среда, окружающая детей в детском саду, обеспечивает безопасность их жизни, способствует укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них. Стратегию и тактику построения среды выстраиваем, опираясь на особенности личностно-ориентированной модели воспитания, взаимодействия между детьми и взрослыми. Её основные черты таковы. Цель содействовать становлению ребёнка как личности. Это предполагает решение следующих задач:
- обеспечить чувство психологической защищённости.
-доверие ребёнка к миру.
- радости существования (психологическое здоровье,
- формирование начал личности.
Публикация «Консультация „Устройство вариативной предметно-пространственной среды по оздоровлению детей в средней группе“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Средняя группа
- Темочки
Знания, умения, навыки рассматриваем не как цель, как средство полноценного развития личности. Способы общения: понимание, признание, принятие личности ребёнка, основаны на формирующейся у нас способности стать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции. Тактика общения – сотрудничество. Моя позиция – исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.
Исключительное значение в воспитательном процессе придаётся игре, позволяющей ребёнку проявить полную активность, наиболее полно реализовать себя. Игровое пространство имеет свободно определяемые элементы в рамках игровой площади, которые дают простор изобретательству, открытиям. Построение здоровьесберегающего пространства немыслимо без реализации такого важного принципа - принципа индивидуально-дифференцированного подхода к детям.
В группе созданы условия для наиболее полного самовыражения ребенка двигательной деятельности. В двигательный уголок подобраны такие пособия, атрибуты, детали оборудования, которые соответствуют требованиям гигиены и правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям эстетики, привлекают детей формой, окраской, удачным их сочетанием, отвечают индивидуальным потребностям ребенка. В свою очередь эти потребности обусловлены состоянием его здоровья, уровнем его физической подготовленности, а также уровнем его двигательной активности.
Один из путей повышения подвижности детей в самостоятельной деятельности - это различные способы использования сюжета в оформлении и пособиях. Использую сюжетные, подвижные игры с масками-шапочками. Игра как ведущий вид деятельности детей для нас остается приоритетом и в вопросе организации двигательной среды. Я учитываю тот факт, что определенное место для определенных действий и упражнений создает условия безопасности детей, удобства, рациональности, в то же время не ограничивает свободы выбора и действий.
Часто (после активной двигательной деятельности и перед прогулкой) используем минутки покоя:
- посидим в тишине с закрытыми глазами;
- ляжем на спину и расслабимся,
- помечтаем под эту прекрасную музыку.
В своей работе использую элементы закаливания. Дети, проснувшись, делают гимнастику после сна, затем проходят по ребристой дорожке, дорожке с пуговицами, шнуру, крышкам (для профилактики и коррекции плоскостопия). Систематичность этого закаливания способствует оздоровлению детского организма, повышению иммунитета ребенка, поднимает его настроение. Пространство группы мы разделили на отдельные подпространства. Подпространства, структурированные в определенном порядке, разграниченные мебелью и отличающиеся индивидуальным оформлением и набором игрушек и материалов, представляют собой многообразие различных развивающих сред в одном и том же помещении группы. Центры, уголки «подсказывают» ребенку, чем можно в них заняться, они созданы с целью предоставления каждому ребенку дать возможность сосредоточиться на своей деятельности, пережить эмоциональное состояние и служат основой для реализации программного материала.
- уголок природы,
- познавательно-исследовательский центр,
- книжный уголок (речевой деятельности,
- центр дидактических игр и мелкой моторики,
- строительно-конструктивный уголок,
- уголок изодеятельности,
- уголок театрализации и музыкальной деятельности,
- зона ПДД и гора,
- больница,
- магазин,
- Парикмахерская,
- уголок для кукол.
Планировка и оборудование в средней группе периодически меняется в течение года, вслед за изменениями индивидуальных интересов детей и уровня развития каждого ребенка. Организация помещения рассматриваем как весьма важное средство обучения и воспитания, которое эффективно только тогда, когда оно точно соответствует особенностям детей, их интересам в данный момент. Детям предоставляется возможность действовать самостоятельно (фантазировать, экспериментировать, творить, изучать и познавать окружающий мир в разнообразной деятельности. Самостоятельное использование детьми игрушек и материалов определяет и соответствующую меру ответственности, за их использование и хранение; дети учатся быть хозяевами собственных материалов и оборудования: убирать на место и бережно к ним относиться. Каждый ребенок может найти в группе свой «личный» уголок (свое любимое место, свою территорию. Дети должны быть здоровы, а для этого надо не так уж много: систематичность выполнения, привычку, удовольствие в выполнении упражнений. Оздоровительные силы природы имеют огромное значение для здоровья детей :
- регулярные прогулки на свежем воздухе;
- экскурсии;
- солнечные и воздушные ванны;
- водные процедуры;
- фитотерапия;
- витаминотерапия;
- закаливание.
Ребенок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на улице не менее четырех часов. В своей работе с детьми стараюсь как можно больше находиться на свежем воздухе. Гигиенические средства содействуют укреплению здоровья и стимулируют развитие адаптивных свойств организма, поэтому в своей работе я обращаю внимание на:
- личную гигиену (с использованием художественного слова);
- проветривание;
- влажную уборку;
- режим питания;
- правильное мытье рук;
- обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни.
В беседах «Для чего мы чистим зубы», «Гигиена приема пищи» - дети приобщаются к культуре поведения, личной гигиене. Знакомлю детей с лекарственными растениями близкого окружения. Ребята узнают ромашку, одуванчик, крапиву и рассказывают, как можно лечиться этими растениями. Рассказываю детям о пользе комнатных растений, приучаю ухаживать за ними. Дети узнали, какие растения дают оздоравливающий эффект - это : фикус, герань.
Конечно, без совместной работы с родителями, я не пришла бы к хорошим результатам. Родители активно принимают участие в спортивных совместных мероприятиях, экскурсиях, походах, направленных на оздоровление детей. На родительских собраниях, индивидуальных консультациях родителям предлагаю картотеки различных гимнастик, упражнений для дома, советуем литературу, брошюры. Соответственно, для родителей оформляю в «Уголке здоровья» рекомендации, советы: предлагаю папки-передвижки, фотогазеты; рекомендую ходить с детьми в походы, на экскурсии; провожу анкетирования.
Все эти приемы позволяют постепенно стабилизировать и приобщить к здоровому образу жизни детей. У родителей и у нас теперь одна цель - воспитывать здоровых детей. Созданные условия позволили нам обеспечить физическую активность детей и организацию оздоровительной работы в группе. Предметно - пространственная среда способствует :
1. Обогащению социального опыта и приобретению качеств необходимых для жизни.
2. Воспитанию и развитию ребенка в коллективе.
3. Развитию опорно-двигательного аппарата.
4. Развитию у детей организованности, инициативности.
5. Умению поддерживать, дружеские взаимоотношения со сверстниками.
6. Самостоятельному и творческому использованию физкультурного инвентаря и атрибутов для подвижных игр.
7. Наполняемости нравственно - эстетическими ценностями.
8. Развитию психофизических качеств: быстроты, выносливости, гибкости, ловкости и д. р.
9. Формированию личности.
Предметно-развивающая среда - это мощный обогащающий фактор детского развития.