Людмила Буравцева
План по самообразованию педагога-психолога на учебный год «Сказкотерапия как средство развития детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Сказкотерапия – это прежде всего, язык,
на котором можно вести беседы
с душой человека
Актуальность темы
Не секрет, что именно дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти свое место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания. Задача специалистов дошкольного образования заключается в том, чтобы и опыт, и навыки, и знания ребенок получал в комфортных для него психологических условиях и в той степени, какая ему необходима.
"Маленькие детки - маленькие бедки" - гласит народная мудрость. Действительно, чем взрослее становятся дети, тем больше появляется у них взрослых проблем. Подрастающего ребёнка часто одолевают всевозможные страхи, печаль, гнев и раздражение. Что является причиной этого беспокойства, порой не понимают ни сами дети, ни их родители. Что же делать в таком случае? Как помочь ребёнку? Сегодня существует множество методов, помогающих решить проблемы ребёнка самым приятным для него способом. Одним из главных таких способов является сказкотерапия - метод, позволяющий работать с детьми и взрослыми через сказку.
Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в общении и одиночестве. Взрослые очень хотят им помочь, но часто не знают, как: убеждения и нравоучения не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь сказкотерапия. Сказкотерапия с детьми проходит в достаточно свободной форме: обсуждение психологических трудностей проходит на заднем фоне основной творческой или игровой деятельности. Получается, что ребенок одновременно получает удовольствие от занятия, раскрывает свои творческие способности, оказывается, в центре внимания взрослого и преодолевает психологические трудности.
Цель: повысить уровень собственной компетенции о применении сказкотерапии в работе с детьми. Предупреждение и коррекция познавательного и личностного развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Расширение и совершенствование психологических методов воспитания и обучения дошкольников.
2. Овладение новыми формами, методами и приемами работы.
3. Изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта новейших достижений педагогической и психологической наук, новых педагогических технологий.
Задачи сказкотерапии:
1) дать социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам;
2) получить материал для психодиагностики;
3) проработать подавленные мысли и чувства;
4) установить контакт с ребенком;
5) развить самоконтроль;
6) сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах;
7) развить творческие способности и повысить самооценку.
«Сказкотерапия» - здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.
Основной принцип сказкотерапии: педагогическая поддержка – решение сложной проблемы совместными, приемлемыми для конкретного воспитанника способами и приёмами. Главный критерий реализации данного принципа – удовлетворённость детей самой деятельностью и её результатами, снятие эмоциональной напряжённости.
Сказкотерапия - это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Это наиболее эффективный способ коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. В результате активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи.
Этапы реализации Задачи Сроки
Подготовительный Знакомство и изучение практических методов использования различных сказок в дошкольном обучении и воспитании (методические пособия, наработки, обмен опытом).
Изучение психолого – педагогической,
методической литературыпо теме самообразования.
Изучение материалов на интернет ресурсах:irinazaytseva.ru, naturopiya.com
psichologvsadu.ru, kladvsebe.ru, cka3ka-iks.ru, vashpsixolog.ruидр. сентябрь - ноябрь
Диагностический Создание программы коррекционных занятий для дошкольников с использованием приёмов и методов сказкотерапии. декабрь - январь
Практический Введение в практику коррекционной работы методов сказкотерапии.
Разработка консультаций для педагогов ДОУ, родителей воспитанников основанных на содержании сказок, для групповой, тренинговой работы с детьми дошкольного возраста.
Обобщение собственного опыта педагогической деятельности. февраль-апрель
Аналитический Анализ созданных педагогических условий для развития темы самообразования. май
Создание предметно – развивающей среды
Наименование Сроки
Пополнить методическую копилку новыми пособиями по теме «Сказка». сентябрь- ноябрь
Дидактическая игра «Узнай сказку» В течение года
Папка презентаций по сказкам. В течение года
Трафареты сказочных героев для рисования. декабрь- январь
Подготовка бумажных шаблонов для раскрашивания на занятиях и в свободной деятельности по теме «Сказка». февраль- март
Работа с детьми
Наименование Сроки
«Цветик-семицветик» — групповое арт-терапевтическое занятие. Январь
Упражнение «Страшилки». Выявляет скрытые страхи детей, позволяет их гипертрофированно прорисовать. Заранее готовим незавершенный рисунок какого-нибудь страшного персонажа: ведьма, чудовище, скелет, вампир. Февраль
Упражнение «Страшная маска». Страшная маска дает возможность детям спроецировать свои страхи, выразить их в виде лица, побыть самому этим страхом и ощутить победу над ним. Март
«Красивый рисунок» задание на снятие напряжения и выражение эмоций. Во время занятия детям приходится много взаимодействовать, учитывать свои и чужие интересы, учиться быть активными или уступать Апрель
«Цвета настроений» – арт-терапевтическое занятие Май
Работа с родителями
Тема Сроки
Выставка семейных рисунков «Моя любимая сказка». Привлечь родителей к участию в жизни детского сада. Вызвать у детей и родителей положительные эмоции. Ноябрь
Оформление буклетов, памяток по теме: "Каждому возрасту своя сказка». Декабрь
Памятка «Как правильно читать сказки». Февраль
Презентация «Влияние сказок на психическое развитие ребенка». Апрель
Отчет по самообразованию - презентация. Май
Работа с педагогами
Наименование Сроки
Подготовить консультацию "Каждому возрасту своя сказка" январь
Подготовка консультации для педагогов «Роль сказки в формировании личности дошкольника». март
Предполагаемый результат:
1. Повышение качества уровня собственной компетенции о применении арт-терапии в работе педагога-психолога в ДОУ.
2. Разработка пакета материалов для изучения по теме самообразования.
3. Разработка практических рекомендаций для воспитателей и родителей по теме самообразования.
4. Расширение запаса знаний воспитанников о различных сказках:
-Дети должны знать признаки, по которым мы узнаем сказку, какие бывают сказки;
- Выразительно передавать содержание сказок, замечать характерные особенности изображения персонажей в книжных иллюстрациях;
- Уметь передавать в рисунке эпизоды знакомых сказок.
Список литературы
1. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева «От рождения до школы» Москва, 2010 г.
2. Вачков И. В. Введение в сказкотерапию. — М. Генезис. 2011 г.
3. Н. А. Сакович "Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования" (Учебно-методическое пособие) Часть 2. Сказкотерапевтические технологии, Минск 2003 г.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. /Сборник программ по сказкотерапии - СПб. : Речь
5. В. Гнездилов "Авторская сказкотерапия", СПб. : Речь, 2004
6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб. : Речь
7. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб. : Речь
8. Бреслав Г. М. Эмоциональные процессы. – Рига, 1984.
9. Былкина Н. Д., Люсин Д. В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе // Вопросы психологии. 2000. № 5. С. 23-27.
10. Додонов Б. И. В мире эмоций. – Киев, 1987.
11. Запорожец А. В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника //Эмоциональное развитие дошкольника. – М., 1985.
12. Запорожец А. В. и др. Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей детского сада. – М., 1985.
13. Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика. - М. ,2004.
14. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург,2004.
15. Михайлова А. Я. Современный ребенок и сказка: проблемы диалога. – М., 2002.
16. Панфилова М. А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. - М., 2002.
17. Поляк Л. Я. Театр сказок: сценарии для дошкольников по мотивам русских сказок. - СПб., 2001.