Лариса Максимова
Консультация для воспитателей «Условия формирования у детей навыков правильного звукопроизношения»
Условия формирования у детей у детей навыков
правильного звукопроизношения
(рекомендации воспитателям)
Как происходит становление звукопроизношения у ребёнка
В процессе усвоения звуков речи существует определённая последовательность их появления, в основе которой лежит степень артикуляционной трудности. На ранних этапах ребёнок заменяет трудно произносимые звуки простыми. То есть становление трудно произносимых звуков происходит через промежуточные звуки. Например, в 3 года вместо звука Ш ребёнок сначала произносит звук Т, затем Ть («тапка», «тяпка», вместо «шапка», а в 3-4 года, овладев звуками С и Сь, он произносит «сяпка» или «сапка», затем может быть смягчённое произнесение звука Ш («щапка») и к 4-5 годам ребёнок усваивает этот звук и правильно его произносит. То же самое происходит и при усвоении других звуков. Например, вместо звука Ц ребёнок сначала говорит «типлёнок», затем «сиплёнок», «сыплёнок», «тсыплёнок», «тцыплёнок» и, наконец, «цыплёнок». Или вместо звука Р ребёнок может заменять его на Й («йак», вместо «рак», овладев произношением звука Ль произносит «ляк», затем «лак» и, наконец «рак». Конечно, данная система не является обязательной для всех детей.
Публикация «Консультация для воспитателей „Условия формирования у детей навыков правильного звукопроизношения“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Усвоение правильного произношения звуков происходит в течение довольно длительного времени, от 3- х до 5 – и лет. Причём, одни дети начинают правильно произносить все звуки к 3-4 годам, другие усваивают их несколько позже, к 5 годам.
Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача большой общественной значимости. Очень важно, чтобы окружающая ребёнка речевая среда была вполне полноценной, т. е. и родители и воспитатели говорили правильно, внятно. Порой и родители и педагоги разговаривают с детьми на таком языке: «Вовочке бо- бо», «сейчас будем ням – ням». Подобное общение надолго закрепляет недостатки звукопроизношения. Часто детей побуждают заучивать слишком трудные для их произносительных возможностей стихотворения. В результате перегрузки механизмов речи, возрастные несовершенства звукопроизношения закрепляются и даже преумножаются. Воспитатели детского сада должны руководить процессом формирования у детей правильного произношения начиная с младшего дошкольного возраста. На занятиях, во время прогулок, режимных процессов необходимо внимательно следить за речью детей, добиваться, чтобы она была ясной и внятной. В общей системе работы по развитию речи большое место должны занимать игры и занятия, направленные на выработку у детей чёткой дикции и правильного звукопроизношения. Развитию точной артикуляции помогает воспитание у детей привычки смотреть во время речи на собеседника и таким образом следить за движениями губ, языка. В дальнейшем необходимо развивать у детей слуховое внимание и фонематическое восприятие. Ознакомление дошкольников со звуками речи целесообразно осуществлять в игровой форме, связывая каждый звук с каким – то конкретным образом (з – песенка комара, с – песенка водички, ж- жужжание жука ит. д.) Большой эффект даёт использование шуток – чистоговорок. Дети с удовольствием слушают их, повторяют и запоминают: «са–са - са – хитрая лиса», «ку – ку- ку кукушка на суку»… Полезны детям и игры, основанные на звукоподражаниях. Так, например, малыши, как лошадки, цокают копытами; жужжат, как пчёлы; тикают, как часики; мяукают, как кошки ит. д. Дети с удовольствием повторяют за воспитателем, как звучит дудочка «ду-ду-ду». Звенит колокольчик «дзинь- дзинь», большой колокол «дон- дон-дон». Такая систематическая работа не только позволяет развивать у детей правильное звукопроизношение, но и предупреждает возникновение речевой патологии.