инна коромыслова
Консультация для воспитателей «Умения и навыки речевого поведения воспитателя»
▼ Скачать
Умения и навыки речевого поведения воспитателя.
Русский язык - один из самых богатых языков мира. Недаром о нем говорят "великий, могучий".
слайд 2.
Актуальная для наших дней проблема- недостаточный уровень общей речевой культуры, бедность словаря, неумение выразить мысль. В настоящее время известна поговорка "Слово - визитная карточка человека". От того, насколько грамотно человек выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.
Слайд 3
Публикация «Консультация для воспитателей „Умения и навыки речевого поведения воспитателя“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Культурные и методические требования к речи педагога предполагают
соответствие возрасту детей,
уровню развития детей,
запасу представлений детей,
знание приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей,
владение невербальными средствами общения (жесты и мимика,
речь свободная, плавная.
Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые — спокойно или с раздражением, умеренно громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением, и, подражая, копируют. Если вслушаться, как говорят наши воспитанники, то непременно можно заметить, что в их высказываниях проявляются речевые особенности не только близких людей — отца и матери, бабушки и дедушки, но и языковые особенности воспитателя. Ребенок передает наши жесты и мимику, используя характерные и часто употребляемые обороты речи.
слайд 4
Факторы, влияющие на речевое поведение.
эпоха,
место рождения (страна, регион,
национальность,
семья,
возраст,
особенности воспитания,
место обучения,
среда общения,
особенности личности,
социальная группа (в том числе и профессиональная
Речевое поведение отличает горожанина от жителя деревни, высокообразованного человека от малообразованного, детей от взрослых и т. д.
В процессе общения ребенок как бы «настраивается» на восприятие особенностей родного языка, ведь речь дошкольника развивается путем подражания речевым и неречевым движениям взрослого.
слайд 5.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности педагога детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения.
слайд 6.
Формирование грамотной речи возможно только
- при условии создания полноценной речевой среды:
- за счет постоянного, непрерывного, мотивированного общения взрослых друг с другом в присутствии детей и с детьми.
- обязательным условием при этом выступает соблюдение взрослыми всех языковых норм: произносительных, лексических, орфоэпических, грамматических, стилистических.
Слайд 7.
Произносительные нормы
Хорошая дикция, правильное литературное произношение - это то, чем должен владеть воспитатель. Ребенку необходимо слышать каждое слово, обращенное к нему, иначе он не поймет, о чем ему говорят. А неправильное произношение может взять за эталон. Нередко недостатки речи ребенка (картавость, шепелявость, сюсюканье) — следствие не только небрежного речевого воспитания, но и отрицательного речевого влияния взрослых. Дефекты произношения могут закрепиться, стать привычкой в более зрелом возрасте.
Известно, что ребенок впитывает особенности речи той местности, где он растет. Если он слышит так называемый «окающий» говор (с подчеркнутым звуком «о», или «якающий» («нямного» вместо «немного», то и сам станет так же говорить. Поэтому воспитателю необходимо следить за собственной речью и не отступать от норм литературного произношения.
Образцом правильного произношения считается так называемая «московская» речь, для которой характерно «аканье».
слайд 8
Лексические нормы литературного языка - это правильное употребление общепринятых слов и устойчивых выражений (фразеологизмов). Соблюдение этих норм требует от человека навыка легко распоряжаться словарным запасом, который он имеет. Небольшой словарный запас совпадает обычно с низким уровнем культуры речи человека, то есть с большим количеством лексических ошибок, допускаемых им в устной и письменной речи.
Воспитатель должен помнить: чем богаче его лексический запас, тем разнообразнее выбор нужных слов, тем точнее и выразительнее речь.
Общение с детьми обязывает воспитателя вдумчиво использовать новые слова, далекие по своему содержанию от мира детских мыслей, но необходимо - учитывать возрастные особенности дошкольников и употреблять в речи такие слова, которые им доступны и понятны.
Фразеологизмы придают речи эмоциональность, образность, лаконичность. Например, чтобы охарактеризовать времяпрепровождение человека, можно сказать: «Он привык бездельничать, праздно проводить время» и «Он привык бить баклуши». Сравним: в первом случае высказывание многословно, во втором — лаконично, эмоционально, прицельно точно.
Однако иногда употребляют фразеологизмы, не понимая их истинного значения. И тогда возникают курьезы. Так что пользоваться фразеологизмами в речи надо очень аккуратно.
слайд 9.
Попробуйте восстановить искаженные фразеологизмы.
слайд 10.
Фразеологизмы – антонимы перепутались. Найдите потерявшиеся пары.
Слайд 11.
Грамматические нормы – это правила изменения и сочетания слов в предложении. Когда кто - либо не соблюдает грамматических норм языка, его речь кажется сбивчивой и сумбурной. Не зная грамматических правил, говорящий нарушает согласованность слов в предложении, неверно употребляет падежи и предлоги, причастия и деепричастные обороты и т. п.
Слайд 12
Орфоэпические (фонетические) нормы —
правила произношения отдельных звуков и их сочетаний,
правильная постановка ударения
Многие, например, неправильно ставят ударения в таких общеизвестных и распространенных словах, как алфавИт (алфАвит, докумЕнт (докУмент, кУхонный (кухОнный).
слайд 13
Правильное произношение слов.
Слайд 14
Стилистические нормы — это приемы и средства, помогающие наиболее точно, образно и эмоционально выразить мысль.
Говорите правильно, стараясь избегать словарных ошибок. Стилистическая словарная ошибка — это неуместное употребление одного слова вместо другого, которое близко к нему по значению. Например, «пожилой дуб», «дряхлая избушка» (вместо старый дуб, ветхая избушка).
слайд 15.
Положительно влияет на развитие детей речь воспитателя, изобилующая эпитетами. Эти художественные определения придают ей образность, эмоциональность. У педагога, обладающего искусством употребления эпитета, и дети более чуткие к слову, способны сами метко выразить то, что они наблюдают, что на них произвело впечатление.
слайд 16.
Не менее важно для воспитателя умение пользоваться афоризмами, крылатыми выражениями, что помогает глубже воздействовать на слушателя.
слайд 17.
Немаловажный фактор воздействия на ребенка - интонационная выразительность речи. Воспитатель должен разговаривать с детьми, используя многообразную гамму голосовых оттенков, подчеркивающих эмоциональное и смысловое содержание сказанного. Интонации спокойные и взволнованные, сдержанные и оживленные, лукавые и простодушные, торжественные и деловые, вопросительные и утвердительные, радостные и грустные, присущие человеческой речи, помогают маленькому ребенку глубже понять то, о чем ему говорят, почувствовать отношение взрослого к событию, поступку. Фраза может прозвучать интригующе, и ребенок ожидает, что ему сообщат что-то интересное, даже таинственное. Если же интонация деловая — возможно, доверят ответственное поручение.
слайд 18.
Очень важны доброжелательность и искренность интонации речи взрослого, даже если в ней выражается недовольство.
слайд 19.
Осмыслению того, о чем говорит воспитатель, способствуют и логические ударения, паузы и сила голоса.
слайд 20.
Темп речи. Немаловажно, как разговаривает педагог с детьми — быстро, умеренно или медленно. Ведь это один из значительных компонентов выразительности речи, который придает ей динамику, живость, убедительность.
Речь убыстренная малышами воспринимается затрудненно: они не успевают вслушаться в слова, вникнуть в смысл того, о чем им говорят.
Равномерный, монотонный темп без убыстрений и замедлений «убаюкивает», снижает внимание, и, следовательно, сказанное может быть не понято или не дослушано.
Поэтому с дошкольниками лучше всего разговаривать в умеренном темпе, замедляя или убыстряя его в зависимости от смыслового содержания сказанного.
Характерная ошибка многих педагогов — стараться перекричать общий говор детей. А «секрет» для установления здоровой тишины в помещении очень прост: разговаривать с ребятами голосом умеренной силы. Иногда совсем тихо, а при необходимости (как исключение) громко, умело делать переходы от громкого звучания к тихому и наоборот.
Итак, если взрослый стремится сделать свою речь наиболее выразительной, то он использует все интонационные средства: фразовые и логические ударения; паузы; движение голоса по высоте, силе, тембру; темп речи.
слайд 21.
слайд 22.
Поза, мимика, жест, как известно, дополняют выразительность речи, усиливают понимание того, о чем говорится.
Имеет огромное значение, с каким выражением лица разговаривает
педагог с детьми. Особенно это важно для малышей — ведь по выражению
лица старшего им легче определить смысл сказанного.
Недопустимо вести разговор второпях, «через плечо», смотреть мимо собеседника, с мимикой равнодушия или высокомерия. Это имеет прямое отношение и к общению с родителями воспитанников, коллегами.
слайд 23.
В нашем разговоре мы должны затронуть и родителей. Основная роль в развитии речи принадлежит родителям. Педагогическая запущенность в последние годы наблюдается не только в неблагополучных семьях. Многие родители сегодня вынуждены значительно больше времени, чем раньше, тратить на поддержание необходимого уровня жизни, и дети остаются наедине с телевизором или на попечении бабушек и дедушек, сестер и братьев, не имеющих сил и желания уделить им достаточно времени.
Для пропаганды чистоты речи можно использовать индивидуальные и групповые беседы с родителями, семинары – практикумы, консультации. Темы их могут быть самыми разнообразными:
«Как и о чем мы разговариваем с ребенком»,
«Рассказывают дети»,
«Что и как читать, рассказывать, разучивать с ребенком дома»,
«Осторожно: дети вслушиваются» др.
слайд 24.
Требования к речи педагога.
слайд 25.
Одна из первостепенных задач воспитателя - подмечать собственные речевые недостатки, вслушиваться в собственную речь, ставить перед собой вопросы: как звучит моя речь? Каковы интонации в общении с детьми и окружающими взрослыми? Нет ли дефектов звукопроизношения? Может ли служить моя речь образцом для детей?
Избегате недочеты речи педагога.