Леснова Виктория
Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность и разные виды театров в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованная деятельность - самый распространённый вид детского творчества.
Она формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребёнка к подражанию позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Публикация «Консультация для воспитателей „Театрализованная деятельность и разные виды театров в детском саду“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
Именно театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Она близка и понятна ребёнку глубоко лежит в его природе и находит отражение стихийно, потому что связана с игрой.
Театрализованные игры развивают способности, помогают общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действия, развивают мышление, формируют настойчивость. Кроме этого, эти игры развивают творческие способности и духовные потребности, раскрепощают и повышают самооценку.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, в умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связана и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.
Понимая значение театрализованных игр в воспитании и обучении ребёнка дошкольного возраста, я использую это в своей работе. Задачи, которые я ставила перед собой, состояли в том, что создать условия для развития творческой активности; приобщить к театральной культуре; обеспечить её взаимосвязь с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
В своей группе в первую очередь я создала определённые условия для развития театральных способностей детей : театрализованную зону перспективный план, подбор соответствующей литературы, изготовление различных кукол.
Л. С. Выготский считал: чтобы создать достаточно прочные основы творческой деятельности, необходимо расширять опыт ребёнка. С помощью настольного, пальчикового театра, фланелеграфа, игр-драматизаций я пробуждала в детях желание быть артистами.
В младшем возрасте наиболее простой и самый интересный вид театра- пальчиковый. Игра с пальчиками- первый шаг, знакомство с первой игрой условностью. Это театр без атрибутов, но с самым главным – героем и его жизнью.
Удивительно, но эту непростую условность без труда воспринимает ребёнок. Параллельно с этим успешно драматизирует знакомые стихотворения и потешки. Занимаясь с малышами, я стремилась помочь им самостоятельно найти выразительные особенности для своих героев, используя мимику, игровые импровизации. Такая же работа продолжалась и в средней группе.
В младшем дошкольном возрасте необходимо развивать самостоятельность детей в организации театрализованных игр, учить понимать эмоциональное состояние другого человека и переживать своё. Этому помогают этюды на выражение внимания, страха, радости, удовольствия, огорчения: «Угадай, что я ем», «Отгадай где я», «Лисичка подслушивает» и др. В играх-драматизациях дети более выразительно передают образы героев, сами ставят сказки-спектакли, договариваются, распределяют роли. С большим желанием показывают спектакли малышам и родителям, среди которых: «Гуси-Лебеди», «Три поросёнка», «Красная шапочка».
Так же проводилась работа с родителями: беседы: «Как привить дошкольникам интерес к театральному искусству», консультации : «Театрализованная игра, как средство развития речи дошкольников», «Игра и театр», «Театр и родители», родительские собрания «Мир дошкольного театра», конкурс «Лучшая кукла для театра», «Лучшая театральная маска». Родители проявляли живой интерес к театрализованной деятельности, оказывали помощь в изготовлении костюмов, кукол для театра, исполняли роли в совместных с ребятами постановках спектаклей.
Организация театрализованной деятельности
Театрализованные игры являются важнейшим фактором, стимулирующим развитие у детей связной речи. В игре-драматизации каждый ребенок проявляет свои эмоции, чувства и взгляды, причем не только наедине с собой, но и публично не стесняясь присутствия слушателей.
К вопросу организации предметно-развивающей среды в группе мы подошли творчески, стараясь разнообразить все ее компоненты. Приведу пример организации предметно-развивающей среды по организации театрализованной деятельности в моей старшей группе.
Виды театров :
ширма;
бибабо (набор кукол для обыгрывания);
настольный театр;
фланелеграф (сделан своими руками) :
конусный театр;
пальчиковый театр (сделан своими руками из фетра);
«театр в лицах»- маски героев, шапочки (сделан своими руками);
теневой театр (сделан своими руками);
театр плоскостной деревянный (для индивидуальной работы или игры малыми группами);
театр игрушек (используются любые обыкновенные игрушки, одинаковые по материалу);
атрибуты для ряженья (изготовлены с помощью родителей).
Каждый из перечисленных видов театра вводился в группу постепенно. И первым видом театра, с которым познакомились дети, был плоскостной театр на фланелеграфе, затем театр бибабо и настольный театр.
Знакомство происходило группе раннего возраста, дети смотрели театральные представления, показываемые воспитателем. На этом этапе важно сформировать интерес к театру, заинтриговать ребенка, привлечь его внимание. Затем дети познакомились с «театром в лицах», здесь они впервые сами выступали в роли актеров, конечно, их роль была еще мала, их реплики это скорее звукоподражание цыплятам, подражание движениям зайчика, лисички, но ведь и возраст детей в I-младшей группе всего 2 года.
Таким образом, дети пришли во II-младшую группу уже знакомыми с 4 видами театра.
На этом этапе важно поддержать интерес детей к театрализованной деятельности. Слова для инсценировок заучиваются как потешки или стихи во время прогулки, повторяются неоднократно, так ребенок получает уверенность, становится способен на импровизацию.
Следующие виды театра, которые мы ввели в группу — это конусный театр, плоскостной театр для индивидуальной работы. Каждый вид театра сначала демонстрируется воспитателем, причем неоднократно показываются театрализованные представления, и только потом привлекаются для постановок дети ( в следующей очередности: педагог и 1 ребенок, педагог и несколько детей; дети и педагог-наблюдатель, дети показывают представления самостоятельно). На этом же этапе необходимо знакомить детей и с возможностью показа представления с помощью ряженья. Следующий вид театра, с которым можно познакомить детей младшего возраста – теневой театр. В теневой театр научить играть детей очень трудно, поэтому подготовительный этап и совместный этап будут несколько длиннее, чем при знакомстве с другими видами театра.
Следующий театр вводится пальчиковый и театр марионеток. Пальчиковый театр интересен, прежде всего, тем, что играя в него, ребенок тренирует мелкую моторику рук. Неважно из чего он изготовлен: из соленого теста или ткани, дерева или пенопласта – надевая его на пальчик, ребенок ощущает структуру куклы, ему необходимо совершать манипуляции пальцами и при этом следить, чтобы кукла оставалась на месте. Как известно «ум находится на кончиках пальцев».
В средней и старшей группах, во всех видах театра дети становятся самостоятельными, часто придумывают сами сюжет, распределяют роли. Детям этого возраста очень нравится самим показывать представления со всеми видами театра, особенно бибабо и марионетки. Чувствуя свою самостоятельность, дети многограннее выражают свои эмоции, появляется эмоциональная и образная окраска речи, в новом сюжете дети не теряются, легко видоизменяют сюжет и реплики своих героев. Самостоятельно поставленные пьесы необходимо оценивать непременно положительно, иначе интерес ребенка угаснет. Положительный отклик воспитателя способен помочь преодолеть некоторую застенчивость, помочь поверить в себя, раскрепостить ребенка.
Важен этап подготовки декораций, особенно процесс создания декораций с привлечением детей очень интересен, познавателен для них, он так же способствует и развитию речи и развитию воображения. В старшей группе были изготовлены декорации ледяной избушки для спектакля «Заюшкина избушка». После изготовления декораций, разучивания ролей, показа спектакля родителям –дети полны новых идей и предложений. Самостоятельно рисуют эскизы будущих декораций.
Остановимся на работе с родителями. Театрализация – это, наверное, именно та область, к которой можно привлечь и которой можно заинтересовать каждого родителя. Опыт моей группы говорит о том, что все родители откликаются и стараются содействовать воспитателям в работе с использованием театрализованной деятельности.
Основными видами работы с родителями выступили:
беседа-консультация (о способах развития способностей и преодоления проблем конкретного ребенка);
выставки (фото выставки, выставка детских работ, например: выставка рисунков «Сказка», «Волшебный костюм»);
совместные творческие вечера (родители привлекаются для постановки спектаклей, для участия в конкурсах чтецов «расскажем стихотворение вместе»);
творческие мастерские (именно здесь родители и педагоги делятся опытом, совместно подготавливают материал для досугов детей)
Помимо всего выше перечисленного, родители привлекаются к изготовлению костюмов, атрибутов, декораций.
Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами. Учатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Речь их становится более выразительной и грамотной. Игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.