Елена Мягкова
Консультация для воспитателей «Создание условий для психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в рамках ППК»
▼ Скачать + Заказать документы
Условия психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ делятся на три группы организационные, бытовые и дидактические. Они создаются совместно командой специалистов: воспитателями, учителем дефектологом, педагогом-психологом, учителем-логопедом под руководством заведующего и старшего воспитателя в рамках работы психолого-педагогического консилиума (ППк).
Темочки:
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
Цель ППк - создать оптимальные условия обучения, развития, социализации и адаптации воспитанников с ОВЗ посредством их психолого-педагогического сопровождения.
Задачи:
1. Выявлять трудности детей в освоении образовательной программы;
2. Выявлять их особенности в развитии, социальной адаптации и поведении;
3. Разрабатывать рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения этих воспитанников;
4. Консультировать родителей и педагогов, которые работают с детьми с ОВЗ;
5. Контролировать выполнение рекомендаций ППк.
Организационные условия
Работой ППк руководит заведующий детским садом, а старший воспитатель выполняет функции председателя консилиума. Каждый из них выполняет конкретные управленческие и методические задачи по созданию организационных условий.
Во-первых, формируется простой и систематизированный комплект локальных документов о работе ППк. В нем четко и прозрачно отражается функционал педагогов психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Таким образом, каждый педагог знает порядок работы с ребенком, имеющим статус «ребенок с ОВЗ» или может организовать свою работу, получив запрос от родителей, о необходимости помощи ребенку специалистами.
Во-вторых, в детском саду существует комплект примерных программ работы с детьми с разной нозологией и рекомендации для участников воспитательно-образовательного процесса. С их помощью педагоги могут разработать индивидуальные программы и индивидуальные образовательные маршруты для работы с детьми ОВЗ. Готовые алгоритмы составления индивидуальных образовательных маршрутов, с примерами формулировок служат существенными помощниками педагогов при ведении документации.
В-третьих, педагоги и специалисты, работающие с детьми ОВЗ должны знать этические и правовые аспекты работы, уметь применять современные методы обучения, воспитания и развития особых детей и делиться своим опытом с коллегами.
Бытовые условия
Бытовые условия - это необходимые для ежедневного пребывания воспитанников с ОВЗ в детском саду условия, позволяющие удовлетворить их естественные потребности в пище, отдыхе, общении и способствующие реализации образовательной деятельности.
К данным условиям, прежде всего, относятся: наличие и исправность оборудования и мебели для удовлетворения естественных потребностей воспитанников с ОВЗ и реализации программ работы с особыми детьми. Наличие помещения и его материального оснащения для проведения заседаний ППК. Осуществление проверки и усовершенствования кабинетов специалистов и групп педагогами для организации доступной безбарьерной среды. Доступная безбарьерная среда является, рационально организованной и систематизированной, обеспечивающей детям возможность осуществлять свои действия без физической и эмоциональной перегрузки. При создании бытовых условий необходимо осуществлять работу с разнообразными материалами, способствующими стимуляции различных сенсорных систем и позволяющими задействовать мелкую и крупную моторику. Исходя из бытовых условий, строится разноуровневая и трансформируемая среда, позволяющая ребенку с ОВЗ заниматься осмысленной деятельностью и приобретать опыт в специально организованных ситуациях успеха. Учитывается обеспечение бытовой комфортности: зон отдыха для детей, ожидающих родителей, педагогов; доступность питьевой воды и осуществление режима проветривания. Бытовые условия включают в себя и доступность информации о взаимодействии с детьми ОВЗ для участников образовательного процесса. С этой целью, педагоги и специалисты доступно размещают наглядную информацию о воспитании и развитии особого ребенка для сотрудников и родителей на информационных стендах и сайте ДОО.
Дидактические условия
Дидактические условия - это содержание, формы, методы и средства работы с детьми ОВЗ, которые помогают специалистам и воспитателям выполнять рекомендации ППк и ПМПК.
К данным условиям следует отнести вариативность образовательного процесса, поэтому воспитателям и членам ППк необходимо зафиксировать наиболее характерные типы отклоняющегося развития и ОВЗ дошкольников. На основании выделенных типов старшим воспитателем прописываются в ООП варианты программы работы с детьми в зависимости от их типа трудности (трудности познавательного развития, РАС, нарушения ОДА и т. п.) А воспитатели в рабочих программах отражают вариативные по сложности и направленности мероприятия, которые могут быть реализованы с нормотипическими детьми и с детьми с ОВЗ. Специалисты ППк определяют количество и направленность работы коррекционных и развивающих групп, курируемых ими в учебном году. Дополнительно можно запланировать и провести практический семинар для воспитателей о методах работы с детьми, имеющими отклонения в развитии.
Индивидуализация работы с детьми так же относится к дидактическим условиям психолого-педагогического сопровождения. Заведующий ДОО анализирует и улучшает условия, позволяющие воспитателям реализовывать индивидуальный подход детям с ОВЗ, и издает приказ об индивидуализации работы воспитателей с детьми. Старший воспитатель в рамках создания данных условий консультирует воспитателей по вопросам организации индивидуальной работы с детьми с ОВЗ и проводит наблюдения за их деятельностью в режиме дня. Специалисты ППк оформляют памятки и рекомендации, которые отражают специфику, потребности и приемы взаимодействия с детьми с разными видами нарушений развития для воспитателей и родителей. Отслеживают динамику развития ребенка и сообщают о негативной или позитивной динамике развития ребенка ведущему специалисту или председателю ППк. Воспитатели подбирают, разрабатывают и ежедневно внедряют приемы работы с детьми с ОВЗ, позволяющими детям заниматься осмысленной деятельностью в группе сверстников.
Насыщенность развивающей среды является одним из необходимых дидактических условий психолого-педагогического сопровождения. Для этого старшим воспитателем проводиться выборочная проверка ориентированности на развитие активности детей с разными особенностями развития и применение разнообразных приемов работы; наличие и интенсивность сенсорной стимуляции и разных видов деятельности детей в группе. Творческой группой педагогов и специалистов разрабатываются и предоставляются коллективу приемы организации и развития игровой, исследовательской, творческой и социальной активности дошкольников. Воспитатели стимулируют активность и самовыражение детей с ОВЗ на занятиях и поддерживают инициативу детей в режимные моменты.
Особое внимание при создании дидактических условий следует обратить на минимизацию психологических рисков. Специалисты ППк анализируют психологические риски детей с ОВЗ и предоставляют рекомендации по их преодолению. Педагог-психолог информирует педагогов о категорической недопустимости любых проявлений психологической и физической агрессии и дискриминации (включая жалостливый тон и оценочные высказывания в адрес детей). Старший воспитатель при посещении групп с детьми с ОВЗ анализирует их вовлеченность в деятельность, эмоциональный тон взаимодействия с воспитателем и сверстниками. Специалисты ППК собирают материалы для разработки единой стратегии помощи ребенку.
Оптимизация методической работы под руководством заведующего и старшего воспитателя способствует созданию оптимальных дидактических условий при психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ. Для этого анализируется уровень нагрузки педагогов, создаются условия для повышения возможностей педагогов для индивидуальной работы с детьми, формируются картотеки рекомендаций и приемов по работе с особыми детьми и организуется обмен опытом с другими детскими садами.