Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Создание условий для психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в рамках ППК»

Елена Мягкова
Консультация для воспитателей «Создание условий для психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в рамках ППК»
▼ Скачать + Заказать документы

Условия психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ делятся на три группы организационные, бытовые и дидактические. Они создаются совместно командой специалистов: воспитателями, учителем дефектологом, педагогом-психологом, учителем-логопедом под руководством заведующего и старшего воспитателя в рамках работы психолого-педагогического консилиума (ППк).

Публикация «Консультация для воспитателей „Создание условий для психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в рамках ППК“» размещена в разделах

Цель ППк - создать оптимальные условия обучения, развития, социализации и адаптации воспитанников с ОВЗ посредством их психолого-педагогического сопровождения.

Задачи:

1. Выявлять трудности детей в освоении образовательной программы;

2. Выявлять их особенности в развитии, социальной адаптации и поведении;

3. Разрабатывать рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения этих воспитанников;

4. Консультировать родителей и педагогов, которые работают с детьми с ОВЗ;

5. Контролировать выполнение рекомендаций ППк.

Организационные условия

Работой ППк руководит заведующий детским садом, а старший воспитатель выполняет функции председателя консилиума. Каждый из них выполняет конкретные управленческие и методические задачи по созданию организационных условий.

Во-первых, формируется простой и систематизированный комплект локальных документов о работе ППк. В нем четко и прозрачно отражается функционал педагогов психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Таким образом, каждый педагог знает порядок работы с ребенком, имеющим статус «ребенок с ОВЗ» или может организовать свою работу, получив запрос от родителей, о необходимости помощи ребенку специалистами.

Во-вторых, в детском саду существует комплект примерных программ работы с детьми с разной нозологией и рекомендации для участников воспитательно-образовательного процесса. С их помощью педагоги могут разработать индивидуальные программы и индивидуальные образовательные маршруты для работы с детьми ОВЗ. Готовые алгоритмы составления индивидуальных образовательных маршрутов, с примерами формулировок служат существенными помощниками педагогов при ведении документации.

В-третьих, педагоги и специалисты, работающие с детьми ОВЗ должны знать этические и правовые аспекты работы, уметь применять современные методы обучения, воспитания и развития особых детей и делиться своим опытом с коллегами.

Бытовые условия

Бытовые условия - это необходимые для ежедневного пребывания воспитанников с ОВЗ в детском саду условия, позволяющие удовлетворить их естественные потребности в пище, отдыхе, общении и способствующие реализации образовательной деятельности.

К данным условиям, прежде всего, относятся: наличие и исправность оборудования и мебели для удовлетворения естественных потребностей воспитанников с ОВЗ и реализации программ работы с особыми детьми. Наличие помещения и его материального оснащения для проведения заседаний ППК. Осуществление проверки и усовершенствования кабинетов специалистов и групп педагогами для организации доступной безбарьерной среды. Доступная безбарьерная среда является, рационально организованной и систематизированной, обеспечивающей детям возможность осуществлять свои действия без физической и эмоциональной перегрузки. При создании бытовых условий необходимо осуществлять работу с разнообразными материалами, способствующими стимуляции различных сенсорных систем и позволяющими задействовать мелкую и крупную моторику. Исходя из бытовых условий, строится разноуровневая и трансформируемая среда, позволяющая ребенку с ОВЗ заниматься осмысленной деятельностью и приобретать опыт в специально организованных ситуациях успеха. Учитывается обеспечение бытовой комфортности: зон отдыха для детей, ожидающих родителей, педагогов; доступность питьевой воды и осуществление режима проветривания. Бытовые условия включают в себя и доступность информации о взаимодействии с детьми ОВЗ для участников образовательного процесса. С этой целью, педагоги и специалисты доступно размещают наглядную информацию о воспитании и развитии особого ребенка для сотрудников и родителей на информационных стендах и сайте ДОО.

Дидактические условия

Дидактические условия - это содержание, формы, методы и средства работы с детьми ОВЗ, которые помогают специалистам и воспитателям выполнять рекомендации ППк и ПМПК.

К данным условиям следует отнести вариативность образовательного процесса, поэтому воспитателям и членам ППк необходимо зафиксировать наиболее характерные типы отклоняющегося развития и ОВЗ дошкольников. На основании выделенных типов старшим воспитателем прописываются в ООП варианты программы работы с детьми в зависимости от их типа трудности (трудности познавательного развития, РАС, нарушения ОДА и т. п.) А воспитатели в рабочих программах отражают вариативные по сложности и направленности мероприятия, которые могут быть реализованы с нормотипическими детьми и с детьми с ОВЗ. Специалисты ППк определяют количество и направленность работы коррекционных и развивающих групп, курируемых ими в учебном году. Дополнительно можно запланировать и провести практический семинар для воспитателей о методах работы с детьми, имеющими отклонения в развитии.

Индивидуализация работы с детьми так же относится к дидактическим условиям психолого-педагогического сопровождения. Заведующий ДОО анализирует и улучшает условия, позволяющие воспитателям реализовывать индивидуальный подход детям с ОВЗ, и издает приказ об индивидуализации работы воспитателей с детьми. Старший воспитатель в рамках создания данных условий консультирует воспитателей по вопросам организации индивидуальной работы с детьми с ОВЗ и проводит наблюдения за их деятельностью в режиме дня. Специалисты ППк оформляют памятки и рекомендации, которые отражают специфику, потребности и приемы взаимодействия с детьми с разными видами нарушений развития для воспитателей и родителей. Отслеживают динамику развития ребенка и сообщают о негативной или позитивной динамике развития ребенка ведущему специалисту или председателю ППк. Воспитатели подбирают, разрабатывают и ежедневно внедряют приемы работы с детьми с ОВЗ, позволяющими детям заниматься осмысленной деятельностью в группе сверстников.

Насыщенность развивающей среды является одним из необходимых дидактических условий психолого-педагогического сопровождения. Для этого старшим воспитателем проводиться выборочная проверка ориентированности на развитие активности детей с разными особенностями развития и применение разнообразных приемов работы; наличие и интенсивность сенсорной стимуляции и разных видов деятельности детей в группе. Творческой группой педагогов и специалистов разрабатываются и предоставляются коллективу приемы организации и развития игровой, исследовательской, творческой и социальной активности дошкольников. Воспитатели стимулируют активность и самовыражение детей с ОВЗ на занятиях и поддерживают инициативу детей в режимные моменты.

Особое внимание при создании дидактических условий следует обратить на минимизацию психологических рисков. Специалисты ППк анализируют психологические риски детей с ОВЗ и предоставляют рекомендации по их преодолению. Педагог-психолог информирует педагогов о категорической недопустимости любых проявлений психологической и физической агрессии и дискриминации (включая жалостливый тон и оценочные высказывания в адрес детей). Старший воспитатель при посещении групп с детьми с ОВЗ анализирует их вовлеченность в деятельность, эмоциональный тон взаимодействия с воспитателем и сверстниками. Специалисты ППК собирают материалы для разработки единой стратегии помощи ребенку.

Оптимизация методической работы под руководством заведующего и старшего воспитателя способствует созданию оптимальных дидактических условий при психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ. Для этого анализируется уровень нагрузки педагогов, создаются условия для повышения возможностей педагогов для индивидуальной работы с детьми, формируются картотеки рекомендаций и приемов по работе с особыми детьми и организуется обмен опытом с другими детскими садами.

Публикации по теме:

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ Ф. И. О. ребёнка:___ Возраст:___ Группа:___ Диагноз:___ Направление: коррекция.

Консультация для педагогов «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста» Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников.

Консультация для воспитателей «Создание условий для свободной самостоятельной деятельности детей»Консультация для воспитателей «Создание условий для свободной самостоятельной деятельности детей» Развитие творческих способностей, эстетическое развитие дошкольника, формирование базиса его личностной культуры не может быть ограничено.

Консультация для воспитателей «Создание условий для эмоционального благополучия ребенка в группе».Консультация для воспитателей «Создание условий для эмоционального благополучия ребенка в группе». Содержание учебной программы дошкольного образования Республики Беларусь ориентировано на развитие способностей детей в различных видах.

Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть III) часть 1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Задачи этапа -анализ и оценка успешности прохождения адаптации детьми (в целом и индивидуально); -анализ причин.

Проект «Дружная семья» с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект "Дружная семья" с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект разработан:.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации тревожных детей Пояснительная записка Актуальность Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека.

Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детейСоздание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Отечественный и мировой опыт показал, что воспитательная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Создание условий для психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в рамках ППК»
Опубликовано: 23 октября 2020 в 16:37
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Создание условий для психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в рамках ППК»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Мягкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД