Серых Наталья Юрьевна
Консультация для воспитателей «Создание условий для летней оздоровительной работы в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
1.«Организация летне-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях»
Уважаемые коллеги!
Летний оздоровительный период – сезонный отрезок времени, в который реализуется система мероприятий, направленных на оздоровление и физическое развитие детей.
Пребывание дошкольников на свежем воздухе в летний период укрепляет и закаливает детский организм, оказывает положительное влияние на всестороннее развитие. Основная задача взрослых как можно полнее удовлетворить потребность растущего организма в отдыхе, творческой деятельности и движении. Обеспечить необходимый уровень физического и психического развития детей поможет четко спланированная система мероприятий оздоровительного, познавательного и развлекательного характера. Важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах еще долго радовали детей.
Публикация «Консультация для воспитателей „Создание условий для летней оздоровительной работы в ДОУ“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Лето
- Лето. Летние консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Успех летней оздоровительной работы с дошкольниками во многом определяется тем, насколько грамотно и своевременно подготовились к ней все участники воспитательно-образовательного процесса.
Организация работы в летний оздоровительный период
• Цель – повышение качества оздоровительной работы с воспитанниками и широкая пропаганда здорового образа жизни среди всех участников воспитательно-образовательного процесса в летний период.
Задачи летнего оздоровительного периода :
-реализовать систему мероприятий, направленных на оздоровление и физическое воспитание детей;
-создать комфортные условия для физического, психического, нравственного воспитания каждого ребенка, развития у них любознательности и познавательной активности;
-организовать здоровьесберегающий режим, обеспечивающий охрану жизни, предупреждение заболеваемости и детского травматизма;
-осуществлять просвещение родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период.
При подготовке к летнему оздоровительному периоду следует исходить из необходимости учета следующих факторов:
-ООП ДОО;
-индивидуальных социально-психологических особенностей детей;
-особенностей климатической зоны.
2. Организация подготовительной работы.
С первого июня дошкольные учреждения города переходят на работу в условиях летнего режима. Для этого педагогическому и медицинскому персоналам следует провести подготовительную работу. Педагогам необходимо разработать для каждой возрастной группы:
- режим дня;
- расписание занятий.
Медицинскому персоналу рекомендуется:
- осмотреть всех детей, выделив тех, которые нуждаются по состоянию здоровья в особом режиме, усиленном питании;
- разработать систему закаливания, учитывая условия, состояние здоровья детей в каждой возрастной группе.
3. Создание условий для всестороннего развития детей.
-Переход на режим дня в соответствии с теплым периодом года: Прием детей на участках детского сада, прогулка – 4-5 часов, сон – 3 часа, образовательная деятельность на свежем воздухе; наличие магнитофона, музыкального центра для музыкального фона;
-Организация водно-питьевого режима: Наличие чайника, охлажденной кипячёной воды, одноразовых стаканчиков;
-Организация закаливающих процедур: Наличие индивидуальных полотенец для рук и ног; таза, лейки; индивидуальных стаканчиков для полоскания зева и горла.
Условия для физического развития:
-Организация безопасных условий пребывания детей в дошкольных отделениях: Наличие аптечки первой помощи, исправного оборудования на прогулочных площадках;
-Формирование основ безопасного поведения и привычки к здоровому образу жизни: Наличие дидактического материала для: работы по ОБЖ, обучения детей правилам дорожного движения, работы по ЗОЖ.
-Организация оптимального двигательного режима: Наличие физкультурного оборудования, проведение коррекционной и профилактической работы (коррекция, осанки, плоскостопия и др.)
-Организация образовательной деятельности по физической культуре, спортивных праздников и развлечений.
Условия для познавательного и экологического развития:
-Организация труда и наблюдений в природе: Наличие цветника, огорода, уголка природы в группах; оборудования и пособий (лопатки, лейки, грабли);
-Организация игр с песком и водой: Наличие исправных песочниц на участках, лейки для обработки песка, лопат.
Формы работы при организации летнего оздоровительного периода детей разнообразны и насыщены, что является, одним из основных условий качественной организации летнего оздоровительного периода, комплексное использование всех форм работы.
Праздники, развлечения, досуги планируются и проводятся еженедельно (каждую среду, каждый педагог ответственный за проведение какого-то мероприятия. Праздники помогают создать положительный эмоциональный настрой, способствуют созданию оптимального двигательного режима, повышению работоспособности и спортивной закалки детей. Во время праздников все дети принимают активное участие в подвижных и спортивных играх, играх-эстафетах, танцах, аттракционах, музыкально-ритмичных упражнениях с элементами аэробики. В содержание праздников включены спортивные танцы, выступление детей со скакалками, лентами и мячами. Сюрпризы предваряют очередной номер праздника, выражают его главную идею и являются самыми веселыми моментами праздника.
Тематические недели: «Неделя добрых волшебников», «Неделя здоровья», «Неделя осторожного пешехода», «Неделя патриотического воспитания», «Олимпийская неделя» и др. В рамках реализации каждой недели проводятся различные мероприятия с детьми: чтение произведений, беседы, заучивание стихотворений, продуктивная деятельность с детьми (рисование, лепка, аппликация, экологические акции, подвижные игры, спортивные игры и т. д. В рамках реализации «Олимпийской недели» традиционно в детском саду проводятся «Малые летние Олимпийские игры», где ребята показывают все свои способности.
Физкультурные досуги. Один раз в месяц в каждой возрастной группе проводятся физкультурные досуги «У нас в гостях Петрушка»; «На лесной полянке»; «Поездка в Африку»; «Веселые эстафеты»; «Мы спортсмены»; «Сильным, ловким вырастай» и т. д.
Экологические проекты «Жалобная книга природы»; «Чистое утро»; «Окно радости»; «Находка прекрасного и удивительного»; «Не проходите мимо»; «Спасем природу от мусора»; «Мы – огородники».
Летние миниатюры «Аптека Айболита»; «Праздник ветра»; «Праздник попрыгунчиков»; «Волшебница - вода».
Конкурсы «Юный художник»; «Наши панамки»; «Песочная терапия» и др.
Работа с социумом Работа с музеем в летний период также осуществляется по плану. Работа по ПДД осуществляется по отдельному плану. Обязательное условие летней оздоровительной работы максимальное пребывание дошкольников на свежем воздухе, на повышении двигательной активности детей через подвижные игры, спортивные развлечения, экскурсии, досуги и развлечения. В связи с этим начиная с 01 июня по 31 августа приказом руководителя ДОУ прием детей, проведение утренней гимнастики обязательно проводятся педагогами на свежем воздухе. Традиционно и течение учебного года и в летний период утренняя гимнастика проводится: традиционная, на основе подвижных игр, с речитативом и на танцевальном материале. Физическое воспитание летом имеет свои особенности, хотя и является продолжением работы, приводимой в течение учебного года. Утренняя гимнастика в ДОУ проводится на физкультурной площадке в летний период (старший дошкольный возраст, на участках (младший возраст). Дети занимаются в облегченной одежде. Одно из основных требований - гимнастика не должна носить принудительный характер. Широко используются на гимнастике различные атрибуты (платочки, флажки, ленточки и др.) Физкультурная организованная образовательная деятельность летом имеют своей целью: привлечь детей к оптимальной двигательной активности приносящей ощущение «мышечной радости». Двигательная активность соответствует двигательному опыту ребенка, его интересам, желаниям и функциональным возможностям. Формирование основ физической культуры тесно связано с решением задач экологического воспитания : становление потребности в здоровом образе жизни, обучение природосберегающему поведению, уважению к живому, соблюдению правил экологической безопасности, использованию природных факторов для укрепления физического, эмоционально-психического здоровья. Педагоги используют в своей работе такие приемы и методы: чтение рассказов о спорте, спортсменах, рассматривание иллюстраций с изображением летних видов спорта. Проводят циклы физкультурно-познавательных игр «Мой веселый звонкий мяч», спортивные игры с мячом, эстафеты, разгадывание кроссвордов, народные игры, подвижные игры, рассказы детей о спортивных увлечениях, изготовление атрибутов к подвижным играм и др.
Активный отдых включает все виды физических упражнений и предполагает смену одного типа деятельности другим. Движения укрепляют здоровье ребенка и способствуют снятию перенапряжения. В нашем ДОУ проводятся такие формы активного отдыха: физ. минутки, физкультурные паузы, дни здоровья, физкультурные досуги и т. п. Физкультурные досуги проводятся один раз в месяц в каждой возрастной группе. Его содержание составляют физические упражнения, которые проводятся в форме веселых игр, забав, развлечений, увлекательных заданий, эстафет, спортивных игр, физкультурные досуги в летний период проводятся на физкультурной площадке, в естественных условиях природного окружения. Физкультурная площадка оснащена стационарным и выносным оборудованием. На каждом участке территории ДОУ педагоги стараются создать условия для самостоятельной двигательной деятельности детей.
Для полноценного физического развития детей и удовлетворения их потребностей в движении в ДОУ созданы следующие условия :
-музыкальный и физкультурный зал (совмещенные) оснащен спортивным инвентарем;
-на территории ДОУ имеется спортивная площадка для подвижных и спортивных игр;
-методический кабинет.
Создание материально-технических условий для организации летней оздоровительной работы.
1. Проводится работа по организации цветников, огорода.
2. Завозится песок для песочниц.
3. Воспитателями подобрано выносное оборудование для упражнений и игр с детьми на участке, которое используется с целью физического, познавательного, художественного развития, для организации игровой деятельности.
В ДОУ в режиме дня на летний период большую часть времени занимают мероприятия для проведения форм оздоровительной работы с детьми, закаливающие мероприятия. Содержание закаливающих и профилактических мероприятий в ДОУ подбирается в соответствии с группой и состоянием здоровья каждого ребенка. Основными средствами закаливания служат естественные факторы, необходимые для жизни и здоровья: солнце, воздух и вода. Босохождение на прогулке в летний период тоже оказывает закаливающее воздействие на организм ребенка, в теплые дни педагоги постоянно проводят с детьми данное мероприятие. На каждом групповом участке имеются малые формы для активной двигательной деятельности: бревна, перекладины, лесенки вертикальные, лесенки-стремянки, кольца-мишени; игровое оборудование для развития двигательных способностей: паровозики, домики, машины, лодочки.
Одним из направлений нашей деятельности воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни.
Чтобы привить детям потребность в здоровом образе жизни они должны знать:
-значение здорового образа жизни;
-осознавать особенности функционирования организма, правила охраны органов чувств;
-обслуживать себя, анализировать свои поступки и поступки других детей;
-взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (жилища, улица) безопасна для жизни;
-усвоить и понять, какие привычки и почему представляют вред для здоровья. Как правильно вести себя в обществе.
В связи с этим в детском саду проводятся дни здоровья. В ДОУ в каждой группе созданы физкультурные уголки, где в доступном для детей месте находятся пособия для развития двигательной активности. Это и фабричное спортивное оборудование, но в основном – нестандартное, изготовленное педагогами и родителями. Здесь можно увидеть различные массажные и ребристые дорожки для профилактики плоскостопия, мягкие мишени, разноцветные ленты, султанчики и многое другое. Большое внимание в ДОУ уделяется проведению в летний период тематических прогулок, экскурсий, туристических походов экологического содержания за пределы территории детского сада с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель таких прогулок – способствовать умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников на материале природного окружения, развивать любознательность, способность удивляться. С помощью взрослого дети учатся устанавливать простейшие закономерности и понимать взаимосвязи природных явлений. На каждой прогулке педагог учит замечать, наблюдать интересные явления природы, воспринимая окружающий мир всеми чувствами, воспитывает у детей способность любоваться зеленью травы, голубым небом, белыми облаками, радоваться пению птиц, жужжанию насекомых. Ожидание предстоящей прогулки и сама прогулка создают у ребенка радостное настроение. Экологическому воспитанию уделяется большое внимание. Совместные мероприятия развивают в детях чувства прекрасного. Для развития познавательной активности регулярно используются методы экспериментирования с песком, водой, бросовым и природным материалами. Для организации детского труда предусмотрены все условия : в каждой группе имеется рабочий инвентарь. На каждом участке имеется свой цветник. Дети под руководством воспитателей поливают, рыхлят землю, пропалывают сорняки. На своих участках ребята собирают мусор. С целью развития познавательной активности в МБДОУ организовано наблюдение детей на участках и газонах за живой и неживой природой.
Полноценное развитие детей невозможно без организации сбалансированного питания с соблюдением установленных норм питания. Разрабатывается меню на летний период. При организации питания детей в первую очередь необходимо позаботиться о достаточном содержании в рационе белкового компонента, основными источниками которого являются мясо, рыба, яйца, молоко и молочные продукты. Важное место в рационе питания занимают овощи и фрукты.
Организация взаимосотрудничества с родителями (законными представителями). Как подтверждает практика, даже самая лучшая оздоровительная программа не может дать положительных результатов, если её задачи не решаются совместно с семьёй. Родители являются активными участниками воспитательного процесса. От того, как они будут воспитывать ребёнка, будет, зависит многое в нашей работе с ними. Поэтому с родителями необходимо организовывать совместные праздники, дни здоровья, развлечения, досуги.
Проводятся консультации, беседы, практикумы для родителей, регулярно обновляется информация в родительских уголках, на темы связанные с сохранением и укреплением здоровья детей летом, о закаливании организма, о дыхательной гимнастике, об организации питания и летнего отдыха детей. В группе раннего возраста разрабатываются буклеты с материалами по адаптации детей, родители ознакомились с нормативной документацией, оздоровительными мероприятиями, воспитательно-образовательной работой. Некоторые родители до начала посещения детьми детского сада приводят их на участок во время прогулки и наблюдают за играми детей, а потом и сами присоединяются к ним. Таким образом, происходит постепенное привыкание детей к детскому сад
Подвижные игры с детьми.
Во время прогулки на участке ДОУ воспитатель организовывает различные подвижные игры. Подвижную игру воспитатель проводит со всей группой детей и повторить ее можно 3-5 раз. При организации известных игр, воспитатель может предоставить детям возможность самим вспомнить и рассказать содержание игры, правила. При разучивании новой подвижной игры необходимо четкое объяснение ее содержания. Отдельные элементы можно показать и даже проиграть. После объяснения воспитатель сразу переходит к игре и по ходу игры уточнить то, что недостаточно хорошо запомнили дети. В подвижных играх ведущие роли выполняют сами дети. Большое воспитательное значение имеет подведение итогов, оценка результатов, действий детей, их поведение в игровой деятельности. К обсуждению результатов игры целесообразно привлекать самих детей, надо приучать их оценивать свое поведение и поступки товарищей. Это будет способствовать в дальнейшем более осознанному выполнению заданий и правил игры, а также налаживанию взаимоотношений в процессе совместных действий. На прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности. В течение месяца может быть разучено 3-4 новые игры, в том числе несколько народных.
Значительная роль в организации воспитательно-образовательного процесса отводится народной культуре. В процессе изучения обычаев, традиций, самобытных обрядов ребенок раскрывается, как цветок, а родители, видя изменения в своем ребенке, начинают интересоваться историей нашего края, своими родовыми корнями. Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым. Познание дошкольниками этнических особенностей через ведущую деятельность – игру – позволяет нам надеяться, что молодое поколение будет знать свои корни, а не вырастет Иванами, родства не помнящими
Предлагаем вам перечень некоторых игр на участке с детьми в летний период :
Конкурс танцоров
Спортсмены
Встреча с инопланетянами
Фантастические растения
Сказочные персонажи и т. д.
Такие игры и развлечения способствуют развитию творчества и фантазии детей. Способствуют положительному заряду энергии на весь день. Кроме того, сочетание движений с воздействием игр на асфальте является эффективным средством закаливания детей, повышения сопротивляемости организма к простудным и инфекционным заболеваниям. Такие игры являются хорошим дополнением к традиционным играм, делая их более эмоциональными и разнообразными.
Главное для развития детей дошкольного возраста – это развитие творческой личности, так как творческие люди являются созидателями всего нового и прогрессивного на земле. Именно они изменяют и улучшают жизнь во всех её областях.
Игры с использованием нестандартного спортивного оборудования в ДОУ.
Для занятий физической культурой и личного самосовершенствования дошкольников необходимо специальное спортивное оборудование, но оно, как правило, стоит дорого и не каждому доступно. Поэтому возникает необходимость использовать для спортивно - оздоровительных занятий оборудование, изготовленное самостоятельно из подручных средств. Материалами для его изготовления служат старые резиновые мячи различных размеров, пластиковые бутылки, разноцветные пробки. Изготовление подобного оборудования вполне под силу каждому. Предлагаем несколько подвижных игр, которые можно организовать с его помощью в спортивном уголке группы, на физкультурном занятии, во время прогулки в летний оздоровительный период.
Игры с разноцветными крышками от пластиковых бутылок.
Игра «Сухой аквариум»
Цель: снять напряжение, усталость, расслабить мышцы спины, плечевого пояса. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, воображение, мелкую моторику рук.
1. Купание рук - кисти, руки по локоть шуршание крышками.
2. Выполнить задания:
-какого цвета крышки?
-крышек какого цвета больше?
-разложи крышки по цвету.
-кто быстрее соберет в тазик крышки того или иного цвета?
3. Чьи бусы длиннее, Паровозик с вагончиками, Дорожки, Мостики, Змейки.
4. Строим пирамиды, башни.
5. Изучаем временные промежутки.
Утро - желтая крышка,
День - красная,
Вечер - синяя
Ночь - черная
Неделя - семь дней - семь разных цветов крышек.
Игра «Найди свой домик»
Детям раздаются разноцветные крышки от бутылок, а на полу также крышки разного цвета. Дети по сигналу должны найти аналогичного цвета крышку (свой домик) и подбежать к ней.
Игра «Найди пару»
Раздаются разного цвета крышки. Дети бегают, а по сигналу находят себе пару по цвету крышки.
Наш девиз:
Лето — это солнца луч,
Тёплый дождик из-под туч,
Лето — яркие цветы
Необычной красоты,
Лето — тёплая река,
Стайкой в небе облака.
Лето! лето к нам идёт!
Всё ликует и поет!