елена писанова
Создание проблемных ситуаций как средство повышения мотивации во время проведения образовательной деятельности с детьми
Консультация для воспитателей.
«Создание проблемных ситуаций как средство повышения мотивации во время проведения образовательной деятельности с дошкольниками».
Воспитатель первой кв. категории: Писанова Е. В.
В дошкольном возрасте вся деятельность ребенка подчинена одному — познанию окружающего мира и себя в нем. Ребенок стремиться к знаниям, а само построение знаний происходит через многочисленные «как?», «зачем?», «почему?». Ребенок вынужден оперировать своими знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос. Это свойство И. П. Павлов назвал рефлексом «Что такое?», под влиянием которого ребенок обнаруживает новое для себя.
Публикация «Создание проблемных ситуаций как средство повышения мотивации во время проведения образовательной деятельности с детьми» размещена в разделах
Основная задача педагогов — подготовить ребенка к жизни в завтрашнем дне, научить его справляться с возникающими проблемами. Но в свете новых государственных требований вопрос ставиться по другому: вместо передачи суммы знаний — развитие личности ребенка на основе освоения способов деятельности. То есть мы должны не давать детям знания, а научить их получать эти знания.
Так как же научить ребенка думать?
В первую очередь изменяется коренным образом деятельность педагога : он не преподносит детям знания в готовом виде, а учит открывать новые знания, учит их видеть и решать новые проблемы.
Возникает вопрос - что же такое проблема, проблемное обучение?
Проблемное обучение в детском саду - это создание педагогом проблемных вопросов, задач, ситуаций по разрешению детей.
Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.
Конечно, есть определенные условия и требования для применения проблемного обучения основное - это быть доступными для обучающихся.
Почему современное образование активно внедряет данную технологию?
Достоинства проблемного обучения :
1. Высокая самостоятельность обучающихся;
2. Формирование познавательного интереса;
3. Развитие мыслительных способностей детей.
Недостатки
Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний.
Проблемное обучение включает в себя 4 этапа:
1) осознание общей проблемной ситуации;
2) анализ проблемной ситуации,
3) решение проблемы;
4) проверка правильности решения проблемы.
Существуют формы организации проблемного обучения
• Проблемный вопрос
• Проблемная задача
• Проблемная ситуация
Проблемный вопрос : это не просто воспроизведение знания, которое уже знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения.
«Как вы думаете, почему в природе можно встретить ящериц и зелёного цвета и желтовато-коричневого?».
«Почему на участке одни лужи высохли быстро, а другие долго не высыхают?»
Т. е., вопрос «Когда опадают листья?» предполагает конкретный ответ на основе знаний – это просто вопрос.
А вопрос «Почему осенью опадают листья?» является проблемным, т. к. требует от детей при ответе на него рассуждений.
Проблемные вопросы содержат в тесте вопросы «почему?», «зачем»?
Например: какие птицы наших краёв улетают на юг последними? (это просто вопрос)
Почему дикие утки, гуси улетают на юг последними? (проблемный вопрос).
Почему утка плавает, а курица нет?
Почему обувь не делают из железа?
Проблемный вопрос мы разобрали, попробуем разобрать
Проблемная задача : Проблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть условие (описание) и есть вопрос?
Примеры проблемных задач.
Проблемная задача №1.
Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь?
Дети рассуждают: «Буратино сделан из дерева, а деревянные предметы в воде не тонут», «Дерево легче воды, поэтому Буратино не может нырнуть за ключом». В ходе рассуждений они демонстрируют имеющиеся у них знания о свойствах дерева, а затем в силу своих творческих способностей приходят к поиску ответа в данной проблемной задаче. «Можно искать ключ на дне магнитом на верёвочке, если ключ металлический», «Можно нырнуть на дно с аквалангом, как это делают водолазы», «Можно взять в руки груз, например, камень, а потом его оставить на дне и всплыть».
Проблемная задача №2.
- Одна подруга живёт на юге и никогда не видела снега. Другая - живёт на Крайнем севере. Там снег никогда не тает.
Что можно сделать, чтобы подруга, живущая на севере, увидела деревья и цветы, а подруга, живущая на юге, увидела снег и льды. Однако, переезжать они не хотят.
Проблемная задача №3
- Дети слепили двух одинаковых снеговиков. Один растаял через неделю, а другой стоял до донца зимы.
Почему?
И следующая форма организации проблемного обучения это
Проблемная ситуация
Так что же такое проблема и проблемная ситуация?
Проблема - это реальное затруднение на пути к достижению и выполнению какой-либо деятельности.
Проблемная ситуация - это ситуация, при которой ребенок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.
В таком случаи педагогу важно не упустить момент, помочь детям увидеть несоответствие, противоречие, которое заметил на занятии и включить их в активную поисковую деятельность.
Что включает в себя проблемная ситуация?
Она включает признаки проблемности в обучении и виды.
Существуют четыре уровня проблемности в обучении :
1. Воспитатель сам ставит проблему и сам решает ее при активном слушании и обсуждении детьми.
2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение.
3. Воспитатель направляет детей на самостоятельные поиски путей решения. Ребенок сам ставит проблему, воспитатель помогает ее решить. У ребенка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
4. Ребенок сам ставит проблему и сам ее решает. Воспитатель даже не указывает на проблему : ребенок должен увидеть ее сам, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы решения.
Проблемная ситуация №1- металлические предметы в воде тонут,
но корабль, построенный из металла, плавает. Возникает противоречие, неопределённость, почему?
Для того, чтобы решить данную проблемную ситуацию, педагог организует ряд опытов с предметами, демонстрируя, что металлическая гирька, опущенная в воду сразу тонет, но эта же гирька, положенная на металлическую крышку, не тонет. Почему? Что удерживает её на воде? Воспитатель вопросами наталкивает детей на поиск ответа, обращая внимание, что крышка заполнена воздухом, т. к. есть бортики. Чем выше бортики, тем больше воздуха в крышке, а, следовательно, и груз большего веса может удержаться на ней, не утонув.
Рассматривая корабль, дети приходят к выводу, что его подводная часть полая, наполнена воздухом, поэтому корабль, сделанный из металла, не тонет.
Проблемная ситуация №2- воспитатель предлагает детям по наклонной доске прокатить шарики из разных материалов (деревянные, пластмассовые, резиновые, стеклянные, металлические). Дети выполняют действия и видят, что все шарики скатываются, а металлические останавливаются посередине доски.
Неизвестное в данном случае – почему только металлический шарик остановился посередине доски.
Возникло противоречие: шарик должен скатиться, но не скатился.
Дети задумываются, пытаются высказать свои предположения. Те, кто не знаком со свойствами магнита – в затруднении.
Далее наступает момент познавательной деятельности. Дети обследуют доску, чтобы найти причину остановки металлических шариков. Проявляют свои творческие способности – что-то предполагают. Если у кого-то уже имеются знания о свойствах магнита, могут правильно разрешить возникшее противоречие без обследования доски. Обследование доски и находка закреплённого с её обратной стороны магнита полностью разрешает возникшее противоречие у всех детей. Такое знакомство со свойствами магнита запомнится лучше всех рассказов взрослых, т. к. основано на эмоциональном восприятии.
Данная проблемная ситуация была специально создана воспитателем, но очень часто проблемные ситуации возникают естественно. В этом случае воспитатель обязан помочь детям увидеть противоречие, несоответствие, замеченное одним ребенком (или несколькими, и включить их в активную поисковую деятельность.
Ситуации бывают разные и иногда в ходе решения проблемной ситуации возникает противоречие. Суть в том, что жизненный опыт ребенка сталкивается с научными знаниями, которые ему кажутся неправильными в силу того, что не соответствуют его жизненным представлениям и опыту, ранее усвоенному. Да и педагог не стремиться его переубедить. Он внимательно выслушивает его возражения, поощряет за самостоятельность суждений, активность в обсуждении, что очень важно: выслушать все, подчеркивает все предположения детей, поблагодарить за активное участие и постепенно подводит к мысли «Что же можно сделать, чтобы убедиться в этом?»
Как считает С. Л. Рубинштейн, «Человек подлинно владеет лишь тем, что добывает собственным трудом».
Таким образом, создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, не читаем им нравоучения и что очень важно, приучаем не бояться допускать ошибки, Ведь это порождает робость. Боязнь допустить ошибку, боясь ошибиться, ребенок не будет сам решать поставленную проблему — он будет стремиться получить помощь от взрослого. А сам он будет решать только легкие проблемы, что неизбежно приведет к задержке интеллектуального развития.
А нам педагогам, очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.
Мы не должны забывать, что проблемные ситуации используются не только на занятиях по «Познанию мира», но и на математике, развитии речи, грамоте, конструировании. То есть педагоги должны творчески подходить к процессу развития ребенка на занятиях и во всех других видах деятельности.
«Стремись учить не всему, а главному, не сумме знаний, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке»