Гелина Идиятулина
Консультация для воспитателей «Содержание предметно-развивающей среды с учетом гендерных особенностей детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад
комбинированного вида №4 «Калинка» г. Волжска РМЭ
«СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ»
Провела: воспитатель
логопедической группы
МДОУ №4 «Калинка»
высшей категории
Идиятулина Г. Ш.
2013 г.
Публикация «Консультация для воспитателей „Содержание предметно-развивающей среды с учетом гендерных особенностей детей“» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
«Нельзя считать один пол совершеннее другого,
так и нельзя их уравнивать».
Ж. Руссо
Предметно-развивающая среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний, удовлетворения интересов и получения социального опыта. Предметно-развивающая среда обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т. п.) и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей и интересов. Наша роль (взрослого, воспитателя) в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных её элементов с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.
Пространство нашей группы организовано в виде разграниченных зон («центров», «уголков», оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование). Условно групповое помещение подразделяется на зоны:
- зона умеренной активности («Центр познания», «Центр книги», «Центр математики»);
- зона средней активности («Центр конструирования», «Центр творчества», «Центр экспериментирования», «Центр безопасности»);
- зона повышенной активности («Центр двигательной активности», «Центр театра», «Центр игры», «Центр дежурства»).
Подобная организация пространства позволяет детям выбирать интересные для себя занятия с учетом индивидуальных и гендерных особенностей.
Ведущая деятельность детей дошкольного возраста – игра - значимое условие формирования половой идентичности. В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики - шумные, наполненные движениями. Для развития творческого замысла в игре девочкам предлагаем предметы женской одежды, украшения, банты, сумочки, веера, зонтики и т. д. ; мальчикам – разнообразные технические игрушки.
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Салон красоты», «Магазин», «Больница», «Почта», «Ателье», «Школа» и т. д. отражают разнообразные события из жизни мужчин и женщин, их взаимоотношения в семье и обществе.
При организации сюжетно-ролевых игр важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между мальчиками и девочками. В процессе игр дети могут действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Аналогичным образом построена и театрализованная деятельность.
Важная роль в развитии игровой деятельности детей принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Дети охотно конструируют для коллективных игр. При этом мальчикам поручается «тяжелая» работа: «подвести материал, установить основные крупные детали» и т. д. (с учетом гендерных особенностей). Крупный строительный материал требует много места, поэтому его разместили в спальной комнате, в стороне от игровой зоны девочек. Рядом расставлены машины, которые мальчики используют в играх со строительным материалом.
В спальной комнате созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей : предусмотрена площадь, обеспеченная игрушками и инвентарем, побуждающими к двигательной игровой деятельности (мячи, обручи, скакалки и т. д.).
Такие игры помогают организовать сотрудничество и взаимодействие мальчиков и девочек.
Для реализации гендерного подхода в приобщении к азам трудовой деятельности взрослых оснастили необходимым оборудованием, набором игрушечных инструментов и материалами.
В «Центре творчества» и в «Центре книги» важно создать условия для того, чтобы девочки и мальчики могли выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Поэтому мальчики выбирают книги и раскраски героического цикла, в которых показаны образы мужественного, отважного героя (это роботы, бэтманы, богатыри и т. д.). А девочкам ближе книги, способствующие развитию навыков и уверенности в себе, позитивному отношению к себе как к девочке. Поэтому они выбирают раскраски Золушки, принцесс, феи и т. д.
В «Центре познания» имеются различные логические, речевые, развивающие, интеллектуальные игры. Такие игры помогают расширить представления детей об окружающем мире, формировать умения, обеспечивающие самостоятельную игру, в которой мальчики и девочки реализуют свои полоролевые представления и предпочтения, свободно взаимодействуя со сверстниками.
Материалы и оборудование, которыми пользуются и девочки, и мальчики (мягкие игрушки, настольно-печатные игры, комплекты-заместители, познавательные книги, энциклопедии) располагаются в группе по договоренности.
Вместе с тем в практике отмечается дисбаланс предметной среды в сторону преобладания «девчоночных» материалов и пособий. Поэтому важно соблюдать один из принципов построения предметно-развивающей среды – принцип учета половых и возрастных различий детей, который даёт возможность проявлять детям свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности.
«…Человек одновременно является продуктом и творцом своей среды, которая даёт физическую основу для жизни и делает возможным интеллектуальное, моральное, общественное и духовное развитие».