Караваева Оксана Борисовна
Консультация для воспитателей «Сказкотерапия-как средство развития речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №114
Консультация для воспитателей детских садов
по теме:
«Сказкотерапия- как средство развития речи детей дошкольного возраста».
Подготовительная группа «Капельки»
Составила:
Воспитатель I кв. категории
Караваева Оксана Борисовна
Публикация «Консультация для воспитателей „Сказкотерапия-как средство развития речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Многим людям свойственны состояния радостного трепета, предвосхищение чуда, удивления ежедневным чудесам. А чудо - совсем рядом. Однако только человек с открытым сердцем может познать его прелесть. Открыть свое сердце навстречу добру учит нас сказка
Основные возможности сказкотерапии заключаются в следующем: интеграция личности, развитие творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция.
Научившись рассказывать, пересказывать, творчески мыслить, ребенок совершит огромный скачок в развитии, который будет способствовать развитию личности.
Как считают многие психологи, именно в дошкольном возрасте у человека формируется структура личности, закладывается основа самооценки. На эти параметры огромное влияние оказывает речь детей.
Актуальность данной темы заключается в том, что сказки- естественная составляющая повседневной жизни детей.
Задачи сказкотерапии :
1. Развить речь детей с помощью :
Пересказывание сказок;
Рассказывания сказок от третьего лица;
Группового рассказывания сказок;
Рассказывания сказок по кругу;
Сочинения сказок;
2. Выявить и поддержать творческие способности.
3. Развить умение преодолевать трудности и страхи.
4. Формировать навыки конструктивного выражения эмоций.
5. Укрепить союз «Ребенок-Родитель-Педагог»
6. Научить изготавливать волшебные краски и рисовать ими.
7. Научить шить куклу-марионетку и манипулировать ею.
Что такое сказкотерапия?
Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Часто это позволяет найти и нужное решение в жизни.
Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
Ребенок, находясь в сказке, взаимодействует со многими сказочными героями и, как в жизни, ищет пути решения проблем, которые встают перед ним.
Для детей сказки связаны с волшебством, а волшебство – это еще и превращение. В сказке – реальное, а в жизни – не совсем заметное. Волшебство происходит внутри нас, постепенно улучшая окружающий мир. Задачи решаемые с помощью сказкотерапии, важны для творческой активности, продуктивного обучения детей, накопления их позновательного, эмоционального, жизненного опыта, для повышения самооценки детей, снижения уровня тревожности, что способствует и стимулирует речевую активность детей, развивает их индивидуальные способности.
Наблюдая за детьми в процессе игры, на занятиях, на экскурсиях, в свободной деятельности, можно заметить, что там, где не надо мобилизировать свое внимание, память, т. е. на непроизвольном уровне, дети раскрепощаются, легко перевоплощаются в любимых и близких по духу героев сказок, любят фантазировать, живо и образно стремятся выразить свою мысль. Перевоплощаясь, дети легко и непринужденно решают сказочные задачи, проявляя индивидуальное творчество.
Для развития самостоятельного художественного творчества детей большое значение имеет организация среды. Я старалась создать такие условия в группе, чтобы дети могли реализовывать свои желания, действовать, развивать фантазию, а, следовательно, и речевую активность. В самостоятельной художественно- речевой деятельности я использовала ковролин с набором фигурок персонажей и декораций, игрушки для настольного театра (объемные, мягкие, плоскостные, элементы декорации, пальчиковый театр, перчаточных кукол-самоделок, шапочки-маски, костюмы в уголке ряженья, ширмы для кукольного театра, теневой театр, набор кассет для прослушивания сказок, классической музыки и музыки, направленной на релаксацию.
Но для развития творчества важна не только сама среда, но и то, как её воспринимает ребенок, так как обучение творчеству возможно только в совместной деятельности ребенка и взрослого и в комфортном для ребенка состоянии.
Для ознакомления родителей с методом «Сказкотерапия» было проведено собрание, на котором была дана информация какие проблемы решает «Сказкотерапия» и что только в совместной деятельности ребенка, родителей и специалиста работа будет наиболее успешной. Договорились о совместном изготовлении кукол-марионеток. Первые куклы были принесены уже через неделю. Каждая принесенная в группу кукла это как маленький праздник. Ребенок, который приносил куклу, рассказывал о ней : называл ее имя, говорил о том, что она любит, в какой сказке ей хотелось бы побывать.
Изготовление кукол-марионеток полезно для общего развития детей. Оно развивает мелкую моторику, фантазию детей, их образное мышление, а так же укрепляет союз «Ребенок-Родитель-Педагог».
Большое внимание уделялось мелкой моторике пальцев рук. Дети, находясь в сказке, изображали животных, в повседневной жизни играли в различные пальчиковые игры.
Конечно, дети еще и рисовали сказки. Это тоже относится к сказкотерапии. Под спонтанным сказкотерапевтическим рисованием подразумевается изготовление и рисование объемными «волшебными красками». Дети сами изготавливали краски и подбирали цвета по своему желанию и внутреннему состоянию. Все работы получились совершенно разные и по цвету, и по содержанию. Все дети испытывали огромное удовольствие, изготавливая краски, а затем рисуя ими. В своих работах дети находили много разных существ и придумывали о них истории и сказки, что является прекрасным средством обогащения словаря, проявлением творчества и фантазии.
В моей работе был использован такой прием, как придумывание и рассказывание детьми нарисованной сказки.
Каждый ребенок рисует кусочек сказочной страны, затем придумывает общую сказку о том, что было в этой стране, что там происходит сейчас и что будет происходить. Иногда я предлагала любую игрушку и просила придумать сказку о том, что с неё приключилось в сказочной стране. Возникали ситуации, когда я комментировала происходящее, включалась в игру, вводя персонажа.
Таким образом, разные формы рассказывания позволили обогатить речь детей : она стала более образной, дети стали легче и свободнее выражать свои мысли, улучшилась память, внимание стало более устойчивым, у детей развилась способность слушать другого, следить за ходом его мыслей и уметь встраивать свои собственные мысли и фантазии в контекст повествования.
Читая сказки, рассказывая, придумывая их, я объясняла детям, что каждая сказка нас чему-то учит. Я показывала детям что, читая знакомые уже много лет сказки, такие как «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», можно многому научиться для жизни.
Наиболее интересные и оригинальные сочинения я старалась записать. Очень оживляло и стимулировало творческую активность детей прослушивание сказок собственного сочинения.
Работа, конечно, не была бы столь плодотворной без помощи родителей. Они живо откликались на любую нашу просьбу: приобрели «волшебный цветок», благодаря которому дети перевоплощались в сказочных героев. Постоянно проводились индивидуальные консультации, короткие беседы. Все мои советы и пожелания не оставались без внимания. Такое творческое содружество («Ребенок-Родитель-Педагог») способствует дружбе, взаимопониманию, укрепляет доверие и уважение к работе педагога. Я считаю, что работа по «сказкотерапии» дала хороший результат. Дети научились думать, уважать мнение друзей и прислушиваться к нему, научились вставать на место другого и видеть мир с разных сторон. Дети стали более раскованны, они свободнее вступают в контакт со взрослыми и со сверстниками. Научились фантазировать, сами организовывают игры по сказкам, их речь стала более образной, выразительной.