Флюза Рамильевна Загитова
Консультация для воспитателей «Сенсорные бутылочки и хэппенинг»
▼ Скачать + Заказать документы
«Хэппенинг и сенсорные коробки и бутылки»
В рамках личностно-ориентированной технологии в своей педагогической практике я использую следующие методы и приемы работы: использование сенсорных коробок в работе с детьми раннего возраста и хеппенинг, как нетрадиционный метод рисования.
Публикация «Консультация для воспитателей „Сенсорные бутылочки и хэппенинг“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Поделки из пластиковой и одноразовой посуды
- Поделки из пластиковых бутылок
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Цель данной технологии – максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него жизненного опыта.
Сенсорная коробка - это пособие для сенсорного развития детей раннего возраста, которое стимулирует развитие познавательных процессов, обогащает сенсорный опыт ребенка и способствует развитию мелкой моторики. В зависимости от наполнения коробки, игры с ней могут развивать и совершенствовать тактильное восприятие, слух, зрение и обоняние малыша.
Всем известно, что мелкая моторика неразрывно связана с нервной системой, зрением, восприятием, вниманием и памятью, а также с развитием речи ребенка, поэтому очень важно развивать её с самого рождения. Сенсорные коробки как нельзя лучше выполняют функцию её развития. Тематически сенсорные песочницы могут быть самыми разнообразными, все ограничено лишь вашей фантазией.
Основой для подобной коробки может стать:
-таз для белья;
-большой пластиковый контейнер, в котором обычно в кладовках хранятся всякие ненужные вещи;
-картонные коробки;
-деревянный ящик и т. д.
Наполнителем тоже может служить все, что угодно. Разные крупы: рис (белый и покрашенный пищевыми красителями, манка, овсянка, рис, крупная соль, всевозможные макароны, фасоль, горох).
Зимой: снег или песок (ведь это так здорово, когда в песочнице можно играть не только летом, но и дома зимой, галька, аквагрунт. Также, это природные материалы: желуди, каштаны, шишки, трава, листья, шиповник, земля, камни, ракушки, мох. Далее,- это нарезанная бумага, ватные шарики, бумажные шарики, бумажные салфетки.
Тематика сенсорных коробок также может быть разнообразной, например, по временам года. Самая простая сенсорная коробка, наполненная, например, горохом, даст возможность ребенку расширить свой тактильный опыт — он сможет трогать, пересыпать, исследовать, закапывать, откапывать и просто играть.
Сенсорные бутылки — отличный медитативный инструмент для ребенка, хорошо успокаивают и отвлекают расстроенного или подавленного малыша, помогают справиться с беспокойством. Их можно использовать в коррекционной работе, для тренировки саморегуляции, для обучения или развития определенных навыков. Для развития концентрации, внимания, зрительного восприятия в наполнитель нужно добавить маленькие фигурки. Задача ребенка будет трясти, поворачивать, переворачивать бутылочку таким образом, чтобы находить нужную фигурку (это может быть тематический поиск, или сфера интересов ребенка). Можно использовать маленькие игрушечки из киндер-сюрприза, бусинки, бисер, мелкие резиночки для плетения, блестки, ракушки, мелкие пластиковые животные или насекомые, шарики, кубики, фишки, гидрогелевые шарики.
Вообще сенсорные бутылки — это поле для творчества. Все зависит от вашей фантазии и подручных материалов. Использовать можно как стеклянные так и пластиковые бутылки. Главное, чтоб они были прозрачные. Также нужно снять наклейки и этикетки и смыть клей. Крышку для уверенности можно промазать клеем.
Жидкие сенсорные бутылки. Самые простые сенсорные бутылки можно сделать используя воду, глицерин (продается в любой аптеке, любые цветные детали, в зависимости от выбранной тематики.
Глицерин нужен для того, чтобы вода стала более тягучей и замедлила движение фигурок. Чем больше глицерина вы добавите, чем тягучее будет жидкость и тем медленнее будет движение внутри бутылки. То есть выбираем жидкость в зависимости от целей. Если у вас нет глицерина, можно его не добавлять, а фигурки будут передвигаться внутри бутылки намного быстрее.
Также можно взять масло (детское или растительное) пополам с водой (воду можно подкрасить пищевым красителем). Смесь воды с маслом придаст эффект расслоения, и при встряхивании вдоль бутылки побегут красивые пузырьки.
Сенсорные бутылки с сухими наполнителя ми. Их можно делать просто шумными, наполняя до половины макаронами, горохом, фасолью, камушками, рисом, разноцветной солью для ванн, крупой.
А также можно делать с секретом, в наполнитель, например в соль, спрятать мелкие предметы или фигуры.
Помните, что материалы, которые вы используете в качестве наполнителя (детское масло, глицерин) могут быть токсичными при проглатывании, а маленькие фигурки и детали могут вызвать удушение, поэтому нужно обеспечить отсутствие возможности у ребенка вскрыть бутылку без присмотра.
Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приёмов, а как эффект игровой манипуляции. Такой способ нетрадиционного изображения можно назвать "хэппенинг" (в переводе с английского "случаться").
Хеппенинг - форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художников, но не контролируемые им полностью. Хэппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет чёткого сценария. При этом неизвестно, какое получится изображение, он заведомо успешен по результату, тем самым усиливает интерес детей к изобразительной деятельности.
В раннем возрасте доступен такой вид хэппенинга как рисование пальчиками. Это способ примакивания пальцев руки к поверхности бумаги разными способами (кончиками пальцев ставим точки, проводим пальчиками линии, прикладываем пальчики (раскрасим 1 - 2 пальчика и приложим их к бумаге - получатся звёздочки, деревья, соберём пальчики в пучок - получатся цветы и снежинки).
Рисуем кулачком: со стороны большого пальца выйдут розы, улитки, ракушки.
Рисуем полураскрытым кулачком: можем нарисовать радугу, бананы.
Освоив живопись пальцами, попробуйте рисовать ладошками или ногами на листе.
Ладошкой можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины. По - разному поворачивая ручки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно воплотить любые задумки. Ладошка, с разведёнными пальчиками, смотрящими вниз, позволит увидеть в рисунке осьминога, если дорисовать ему глаза и рот. С помощью отпечатков ладошек, сделанных по кругу, можно изобразить солнышко и цветок, дорисовав сердцевину.
В раннем возрасте доступен такой вид хэппенинга как рисование на подносе. Насыпьте слой манки толщиной 2 - 3 миллиметра на поднос, разровняйте. Проводя пальцем по манке, можно изобразить геометрические фигуры, солнышко, цветок и т. д.
Польза от рисования пальчиками:
-хорошо развивают мелкую моторику, что способствует развитию речи.
-развитие тактильной чувствительности. Это новые ощущения при макании пальчика в краску, при ведении пальчиком по различным поверхностям для рисования.
-осознание ребёнком собственного тела.
-раннее развитие творческих способностей.
-развитие ловкости пальцев и кистей рук. Раскрашивая пальчиком изображение, малыш учится чувствовать границы.
-развитие представлений о цвете, воображения и образного мышления.
Таким образом, данные технологии обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка раннего возраста, максимально развивают индивидуальные познавательные способности ребенка раннего возраста, на основе имеющегося у него жизненного опыта.