МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Руководство сюжетно-ролевой игрой»

Наталья Рем
Консультация для воспитателей «Руководство сюжетно-ролевой игрой»
▼ Скачать + Заказать документы

Как же воспитатель должен осуществлять функции руководства игрой, какие педагогические средства использовать?

Сюжет в игре - это то основание, на котором, взрослый строит свои целенаправленные воздействия. Но поскольку формирование игры идет постепенно, сюжет используется по-разному, в зависимости от этапов игры и возрастных особенностей детей.

Публикация «Консультация для воспитателей „Руководство сюжетно-ролевой игрой“» размещена в разделах

В формировании игры можно выделить три основных этапа: 1)усвоение условных действий с игрушками и предметами заместителями; 2) усвоение ролевого поведения (ролевых отношений и взаимодействий); з)усвоение способов построения сюжета. Условно можно отнести эти этапы к определенным возрастам: первый1-2г. ; второй2-4г. ; третий4-7лет.

На первом этапе взрослый, руководя игрой, делает особый акцент на игровом действии, выделяет его и через него включает ребенка в совместную деятельность.

На втором этапе главная задача состоит в передаче детям способов ролевого поведения. Используя ситуацию совместной игры с детьми или инсценируя определенный игровой сюжет, воспитатель постепенно формирует у них умение соотносить название роли с определенным набором действий и атрибутов, разные типы отношений между различными ролевыми позициями (управления, подчинения, равноправия).

На третьем этапе в качестве основной стоит педагогическая задача формирования у детей умения строить сюжет игры. Для ее решения взрослый организует такой вид совместной с детьми игры, основным содержанием которой является процесс придумывания различных сюжетных ситуаций. На всех этапах становления игры перед воспитателем стоит задача использовать самостоятельную игру с целью всестороннего развития детей.

Одним из педагогических средств, стимулирующих самостоятельную игру детей, являются игрушки. Особенно большое значение игрушки имеют на этапах раннего и младшего дошкольного детства, где предметно-игровая обстановка выступает в качестве пускового момента самостоятельной игры детей.

Значение игрушки для развертывания самостоятельной игры детьми старшего дошкольного возраста также специфично. Если в игре малышей предметная обстановка определяет сюжет, то старшие дошкольники сами конструируют предметно-игровую ситуацию в зависимости от выбранной темы и намеченного хода игры, подчиняя ее игровому замыслу.

Игра младших дошкольников требует в значительной степени опоры на игрушки и предметы, их заменяющие. Основное требование к игрушке - заместителю-удобство в выполнении игровых действий, соразмерность по величине с другим игровым материалом. Очень важно, чтобы такая игрушка напоминала изображаемый предмет общими контурами. Так, кукла может быть сделана из полотенца, если его скатать и надеть фартучек или бантик, вместо тарелки можно предложить кружок картона и т. п. При правильном руководстве игрой дети трехлетнего возраста не только с увлечением используют предложенные взрослым предметы-заместители, но и сами заранее выбирают и договариваются, что они будут обозначать («Вот это кукла», «Это тарелка»). Иногда наделяют игрушку-заместитель ролью («Давай это будет папа, а это дочка»). Дети 4-5 лет осуществляют игровые действия тоже чаще всего с помощью игрушек, но они уже начинают пользоваться и жестом, и словом, и определенным положением предмета или самого ребенка. В этом возрасте особое значение приобретают предметы-атрибуты: всевозможные шапочки, фартуки, халаты, сумочки. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику орудийных действий в той или иной профессии. Врачу необходим халат, стол для приема, палочка, обозначающая градусник или шприц, и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы с легко снимающейся одеждой или голыши, завернутые в одеяло. У больных детей должны быть свои папы и мамы. Для ребенка 6-7лет главное уже не в выполнении ролевых действий с помощью игрушек и предметов, а в общении с теми, кто взял на себя другие роли, связанные с его ролью, со смыслом сюжета игры. Это существенно меняет требования к игрушке и заставляет искать ответ на вопрос, какой она должна быть не столько в самой игре, сколько в самой реальной сегодняшней жизни. Это уже не только игры в семью, школу, больницу, но и покорение космоса, сбор урожая, строительство газопровода и т. д.

Жизнь раскрывается перед ребенком через разнообразный труд взрослых, начинает трудиться и он сам. Его трудовые операции, так же как и деятельность взрослых людей, совершаются с помощью специальных предметов труда. Для него это, например, полотенце, тряпочка, веревка, ножницы, лопатка, веник и т. д. Опираясь на собственный трудовой опыт в быту (дома, в детском саду, на опыт, почерпнутый из наблюдений, книг и телевизионных передач, ребенок начинает практически понимать глубокий смысл труда. Правильное руководство формированием игры делает ее содержательной, подлинно ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, существенно, влияющей на нравственно-трудовое воспитание ребенка.

Таким образом, игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве своеобразного обобщенного эталона окружающей материальной действительности. Но ценность игры и игрушки заключается не только в том, что они знакомят ребенка с жизнью, главное, что они являются важным фактором поэтапного движения психического развития ребенка, что обеспечивает для него возможность осуществления всех видов деятельности на все более высоком уровне. Игра развивает и радует ребенка, делает его Из года в год повышается роль общественного дошкольного воспитания. Сегодня оно выполняет ряд социальных функций, имеющих государственное значение. Наши воспитанники к моменту поступления в школу достигают высокого уровня физического, умственного, нравственного, трудового, эстетического развития.

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра.

Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, тем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношений детей, на воспитание активной позиции.

Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок коллективного мышления.

Публикации по теме:

Атрибуты для сюжетно-ролевой игры по ПДДАтрибуты для сюжетно-ролевой игры по ПДД Для сюжетно-ролевой игры по правилам дорожного движения я изготовила вот такие жилетки. Сшиты они из плотной плащевой ткани, поэтому,.

Для начинающих воспитателей о сюжетно-ролевой игре Особенности сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте. А. С. Макаренко писал: «…каков ребенок в игре, таким он во многом будет.

Комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой «Азбука юного пешехода» Комплексное руководство сюжетно-ролевой игры «Азбука юного пешехода» старший дошкольный возраст (методическая разработка) автор: старший.

Консультация для воспитателей «Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры» Игра является мощным фактором всестороннего развития дошкольника, его отношения со сверстниками. Смена позиций в игре, взаимоотношения.

Консультация для воспитателей «Руководство играми детей во второй группе раннего возраста» Особенности игровой деятельности детей второй группы раннего возраста. В игре отражается эмоциональный и интеллектуальный опыт, представления.

Консультация для воспитателей «Руководство самостоятельной музыкальной деятельностью детей» Важная задача музыкального воспитания - сформировать у детей способность к самостоятельной музыкальной деятельности, добиться того, чтобы.

Консультация для воспитателей «Сюжетно-ролевая игра» Консультации для воспитателей Сюжетно-ролевая игра Ролевая игра - ведущая деятельность дошкольника Дошкольное детство - от 3 до 6-7 лет.

Консультация «Формирование взаимоотношений в сюжетно-ролевых играх. Руководство сюжетно-ролевыми играми» Формирование взаимоотношений в сюжетно-ролевых играх. В сюжетно-ролевых играх складываются благоприятные условия для формирования взаимоотношений.

Особенности методики руководства сюжетно-ролевой игрой дошкольников в разные возрастные периоды При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи: развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление.

Отчетно показательное выступление на семинаре воспитателей с сюжетно-ролевой игрой «Поездка в театр» в старшей группеОтчетно показательное выступление на семинаре воспитателей с сюжетно-ролевой игрой «Поездка в театр» в старшей группе МКОУ "Охочевская СОШ" Конспект сюжетно-ролевой игры «Поездка в театр» в старшей группе. Провела: Воспитатель группы «Капитошка» Сабельникова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Руководство сюжетно-ролевой игрой»
Опубликовано: 9 октября 2018 в 08:11
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Руководство сюжетно-ролевой игрой»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Рем в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД