Коновалова Мария Ефремовна
Для начинающих воспитателей о сюжетно-ролевой игре
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте.
А. С. Макаренко писал: «…каков ребенок в игре, таким он во многом будет в работе, когда вырастет
Повседневная жизнь воспитанника в «Детском саду – доме радости» насыщена различными видами детской деятельности, среди которых игровая занимает ведущее место.
Публикация «Для начинающих воспитателей о сюжетно-ролевой игре» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Игра – особый вид деятельности ребенка: возникает по потребности, и каждый её компонент ценен сам по себе. В игре особенно активно формируется психика дошкольника, подготавливается переход на новую возрастную ступень. Она дает возможность в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекательные для человека действия, выполнять ролевые функции, включаться в разнообразные события, а также одновременно переживать ощущение своей свободы, своего могущества, эмоционального комфорта.
Сжетно-ролевые игры – самая привлекательная деятельность для детей, ребенок в процессе игры ощущает свободу и в действиях и в отношениях и в суждениях. Ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Игры имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем.
-Сюжет игры – это сфера действительности, которая воспроизводится детьми, отражение определенных действий, событий из жизни и деятельности окружающих.
- Содержание игры – это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой и общественной деятельности.
- Роль – игровая позиция. Ребенок отождествляет себя с каким либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже.
Выполнению любой деятельности, которая вызвала интерес у ребенка, в том числе и сюжетно-ролевая игра, ему нужно учиться – последовательно восходить с уровня узнавания к уровню выполнения под руководством наставника, а затем к уровню самостоятельного и творческого выполнения. Данный закон положен в основу разработанного алгоритма содействия овладению ребенком каждым видом деятельности, и сюжетно-ролевой игрой в том числе. (Н. М. Крылова «Детский сад-Дом радости»)
В каждом возрасте перед воспитателем стоят разные задачи развития сюжетно-ролевых игр.
В младшем дошкольном возрасте работа педагога должна быть направлена на то, чтобы содействовать:
- своевременному переходу игры от предметно-отобразительной к сюжетно-ролевой (укладывает куклу спать, кормит, как форме, в которой ребенок переходит к передаче отношений, определяющих связи между родственниками в семье (мама, папа заботятся о дочке, сыночке);
-овладению представлениями о взрослой трудовой деятельности, направленной на заботу о ребенке, а также о форме выражения заботливого и избирательного отношения к живому, о взаимотношениях между людьми;
- организация предметной игровой среды: обеспечению напольным строителем, из которого малыш может сам создать кроватку, стол, стул и т. д., различными атрибутами с помощью которых можно передать отношение заботы о кукле, собачке и т. п.
- объединению нескольких детей в совместной игре («Гости», «Путешествие на машине»)
- тому чтобы малыш называл свою роль, чтобы количество игровых действий увеличивалось, выходило за пределы только одной ситуации, появлялась специфическая ролевая речь;
- развитию индивидуальных игр, игр рядом, когда каждый овладеет данным уровнем игры на уровне самостоятельности и творчества:
- использование в самостоятельных играх сюжетов, освоенных в совместной с воспитателем деятельности.
Сюжетно-ролевые игры привлекают малыша прежде всего предметами (кукла, собачка, машина, коляска, с которыми нужно действовать. Сначала ребенок манипулирует предметом, получая удовольствие от действия с ним. Но постепенно, раскрывая нравственную категорию «позаботиться о ком-то», он учится отображать жизнь и деятельность, взаимотношение взрослого с ребенком, машиной, животным в соответствии с нравственным смыслом поступка, обозначаемого игровым воображением.
В сюжете игры в «дочки-матери» младший дошкольник выполняет короткую по фазе деятельность (моет руки кукле и укладывает спать, потом добавляет еще фазу (кормит куклу) и тд. У него развивается умение связно передавать в игре несколько последовательных эпизодов (кукла моет руки, ест, ложится спать и тп, папа моет машину, заправляет ее, нагружает груз и перевозит его в другое место)
Наблюдение за трудом взрослого (за помощником воспитателя, рассматривание картинок с изображением заботы о машине, о животном и обозначение результата их деятельности, отношение к своим обязанностям словом «позаболится» - все это побуждает ребенка к подражанию хорошим поступкам взрослых людей, доброжелательным взаимооотношением со сверстниками. Поэтому млыши по своей инициативе начинают обьединяться : ходить друг к другу «в гости», где хозяин дома готовит для всех еду, заботливо угощает, а гость сосвоим ребенком дарит подарки, читает стихи – идет подражание празднования дня рождения.
Вариативные размеры кукол, машин, других предметов, о которых ребенок может «заботится», сохдавая в игре образ мамы, папы, шофера ставят его каждый раз в нестандартные ситуации. Ради реализации своей идеи ребенок вынужден решать ряд определенных задач, таких как подбор предметов для куклы в соответствии с размером «ребенка», высота конструируемого стола, стула определяется высотой строительного материала; выбор формы столешницы – это уже эмоциональное решение (какая сегодня больше нравится). Именно сознательное обозначение своего отношенияк кукле ребенок формулирует в самооценке созданного образа – результате игры (Я чисто вымыл ей руки, она не заболеет; я позаботился о дочке, я заботливый папа)
В начале года инициатор и организатор сюжетно- ролевых игр – взрослый. Зимой уже иницитива игры может принадлежать малышу. Мальчики с удовольствием заботятся не только о машинах, но и куклах, а девочки, в свою очередь, не только о куклах, но и о машинах. В первом полугодии малыши в сюжетно-ролевые игры играют рядом, а уже во втором полугодии они проявляют интерес, внимательное и доброжелаьельное отношение к игре товарища. У ребенка четвертого года жизни развивается привычка отвечать на просьбу товарища, умение договариваться о том, во что и как играть. Это связано с тем, что благодаря целенаправленному обучению каждый малыш овладевает данным видом игры на уровне самостоятельности. Именно самодеяельность сюжетно-ролевой игры приводит к обьединению детей в подгруппы, и потому по их инициативе происходит переход от игры рядом к игре вместе (игра «гости»).
Время сюжетно-ролевой игры в образовательном процессе.
1. Индивидуальная работа ( с 7-7: 20 до 7: 30-7:40 чт)
2. Подгрупповая работа (при освоении ребенком\несколькими воспитанниками первой ступеньки «Лесенки успеха») (после прогулки 1 подгруппа перед обедом, 2 подгруппа после обеда перед сном)
3. Фронтальная игра (при овладевании всеми воспитанниками 1 и 2 ступенькой «Лесенки успеха») 1 я игра в феврале, далее 1 раз в месяц.
При длительной болезни ребенка – он опускается на уровень (ступеньку) ниже.
При введении новых персонажей, ролей, сюжетов игра снова начинается с первой ступени, воспитатель вновь выступает в роли Артиста, а дети в роли зрителя.