Людмила Тимонина
Комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой «Азбука юного пешехода»
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексное руководство сюжетно-ролевой игры
«Азбука юного пешехода»
старший дошкольный возраст
(методическая разработка)
автор:
старший воспитатель Тимонина Л. И.
1. Цель: способствовать формированию осознанному поведению на улицах города
Планомерное обогащение жизненного опыта ребенка. Планомерное обогащение игрового опыта детей. Активизирующее общение педагога с детьми в процессе
игры. Проектирование предметно-игровой среды. Развитие навыков общения с детьми и взрослыми Игровое сотворчество родителей и детей
Публикация «Комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой „Азбука юного пешехода“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
2. Цель: создать основу для развития и обогащения содержания игры.
Рассматривание тематических альбомов "Виды транспорта", "Дорожные знаки", иллюстрации из серии "Дошкольникам о правилах дорожного движения", фотоиллюстраций о работе ГИБДД
Беседа воспитателя
"Что такое улица?","Зачем нужны дорожные знаки", "Водители и пешеходы", "Что такое светофор?", "Правила поведения на дороге", "Труд водителя",
"Изобретение светофора", "Какие дорожные знаки встречаются тебе по дороге в д/с".
Чтение художественной литературы: С. Михалков "Дядя Степа-
милиционер", Б. Житков"Светофор", А. Усачев "Правила дорожного движения", В. А. Фисенко сказка о ПДД "Советы мудрого ворона",
Н. Носов"Автомобиль",
И. Павлов"На машине", В. Лиходед"Уроки светофора", О. Корнеев"Безопасная дорога. Знай правила светофора",М. Каменский "На перекрестке".
Презентация викторины:
"Безопасность на улицах и дорогах".
Составление описательных рассказов "Где я живу", "Дорога домой", "Как я играю на улице", "Что я видел?"; заучивание стихов, отгадывание загадок, кроссвордов о городе, улицах, автомобилях.
Создание книжек-малышек "Дорожные знаки", "Правила поведения на улице".
Рисование
"Машины на нашей улице", "Соблюдайте правила движения", раскраски, трафареты.
Аппликация
"Машина на светофоре", "Моя улица", "Светофор".
Лепка
"Машины", "Знаки ДД".
Конструирование
"Улица нашего города.
3. Цель: развивать умение детей переводить жизненный опыт в условный план игры.
Подвижные игры
"Цветные автомобили", "Воробушки и автомобиль", "Трамвай", "Раз, два, три- к знаку беги!", "Шоферы", "Перекресток"
Игры инсценировки этюд "Едем на автомобиле", "Регулировщик", "Пост ГАИ"
Дидактические игры
"Домино-дорожные знаки", "Транспорт", "Угадай, какой это знак", "Запрещается- разрешается", "На улице", "Кому что нужно для работы"
Игры на макете "Перекресток. "Чрезвычайные ситуации в стихах и картинках "Азбука безопасности на улице, во дворе". Наблюдения за дорожным движением, работой светофора, транспортом
4. Цель: способствовать развитию самостоятельной
игры ребенка, поиску новых игровых задач и способов их решения.
Создание подсказывающих ситуаций.
"Давайте вспомним, о чем мы сегодня беседовали?"
"Давайте поиграем в автосервис"
"Кто будет водителем?" "Кто автомехаником?"
"А теперь едем на автомойку"
"Мы устали, давайте отдохнем в кафе"
"Едем по дороге, не работает светофор, что делать, кто нам поможет?"
"Что делает регулировщик на перекрестке"
Вопросы, побуждающие к действию"
"Возьми из ящика инструменты, которые нужны для работы автомеханику. "
"Что сломалось у твоей машины?"
"Что надо взять регулировщику, чтобы руководить движением на дороге"
"Мы остановились у поста ГИБДД, о чем нам говорит инспектор?"
5. Цель: создание условий, адекватных
уровню развития игровых умений детей и содержанию игровой деятельности.
Атрибуты:
Создание макетов и уголка дорожного движения;
Коробка для хранения
атрибутов: картонные фигурки пешеходов, настольные знаки, макеты домов;
жезл, жилетка, дорожные знаки, свисток, имитация формы : полицейского, МЧС, ГИБДД, макет- светофора, машины, руль, проездные билеты - сделанные детьми, плакаты по ПДД, "зебра", указательные знаки, макеты и атрибуты для игровых зон : "Автобус","Бензоколонка", "Кафе", "Больница", "Автомастерская", касса, талоны на бензин, фуражка водителя, сумка с билетами для кондуктора, детские коляски, стульчики.
Конструирование:
"Грузового автомобиля", "Гаража. "
Постройка из песка мостов, дорог, туннелей.
6. Цель: развивать у детей навыки общения со взрослыми и друг с другом.
Помощь в сговоре. Разучивание считалок
Помощь детям в распределении ролей, учить детей детей вступать в диалог,
задавать вопросы и отвечать на них.
"Темы для общения"
"Что должен знать и уметь инспектор ГИБДД"
"Какими качествами он должен обладать"
"Какие правила должен соблюдать водитель?"
"Водитель может быть пешеходом?"
"А какие правила он должен будет соблюдать тогда?"
7. Цель: педагогическая пропаганда игровой деятельности ребенка среди родителей.
Экскурсия к проезжей части дороги, к пешеходному переходу
Экскурсия с целью наблюдения за работой светофора, регулировщика и др
Подготовить перечень детской литературы по данной теме
Предложить родителям понаблюдать за транспортом во время прогулки, рассмотреть легковые и грузовые автомобили
Консультация "Улица полна неожиданностей", "Безопасность на дороге"
Папка-передвижка "Ребенок на дороге", "О значении обучения детей дошкольного возраста ПДД"
Пригласить на беседу инспектора ГБДД
Помощь в изготовлении атрибутов к играм,
модели домов (из коробок разного размера, макеты для индивидуального пользования
Просмотр мультфильмов дома по теме.
Игра-придумывание новой ситуации «Улица - это опасно»
(вариант развертывания нового сюжета с разноконтексными ролями в процессе «общения по телефону»)
Цель: учить детей включать в игру разнообразные сюжеты в новых комбинациях; пояснять партнерам по игре свои ближайшие замыслы о развитии событий в игре.
Воспитатель подходит к небольшой группе детей и предлагает подойти к макету улицы, который они построили на занятиях по конструированию.
Ребята давайте перейдем проезжую часть улицы по наземному переходу «зебра». Рядом с переходом нет светофора. Отсутствует и регулировщик.
Как нам перейти улицу? (Варианты ответа детей).
Давайте позвоним по телефону моему знакомому инспектору ГИБДД Владимиру Сергеевичу и спросим его, как перейти проезжую часть, если переход нерегулируемый.
Алло! Здравствуйте Владимир Сергеевич, у нас с ребятами к Вам есть вопросы по правилам дорожного движения.
Какие бывают пешеходные переходы?
Как переходить улицу правильно в зависимости от пешеходного перехода?
Владимир Сергеевич рассказывает по телефону о видах пешеходных переходов. Дети вместе с воспитателем уточняют и закрепляют правила перехода нерегулируемого перехода:
• Подойти к переходу «зебра» и остановиться!
• Посмотреть налево. Почему?
• Затем посмотреть направо.
• И еще раз налево.
• Если машины поблизости нет, можно выходить на проезжую часть и шагать по «зебре»
• Дойдя до середины дороги, осмотритесь: не появились ли машины ли машины? Если машин близко нет, то смело идите по переходу дальше. А если есть, остановитесь на середине дороги и пропустите их.
Дети моделируют ситуацию.
Воспитатель. Ребята! Кто мне назовет ближайшие нерегулируемы пешеходные переходы.
И таким образом можно развивать сюжет дальше («Мы пассажиры автобуса»(правила поведения в автобусе, как правильно обойти автобус, чтобы перейти проезжую часть).
Игровое упражнение по произведению В. Лиходеда "Уроки светофора"
Цель: учить детей включать разнообразные сюжеты в новых комбинациях, пояснять партнерам по игре свои ближайшие замыслы развития событий в игре. Выяснять их предложения к предложенному, разворачивая общий сюжет игры.
• 1 этап В. Ребята, помните, мы читали с вами стихотворение про приспособление на пешеходном переходе, который помогает упорядочить движение на дорогах.
(___)
В. А как оно называется?
(___)
В. Молодцы. А кто может вспомнить, как оно начинается?
(___)
В. Расскажите, что делает светофор на дороге?
(___)
В. А что дальше рассказывается в этом стихотворении?
(___)
• 2 этап В. Вы помните, как мы рассказывали стихотворение?
(___)
В. А давайте смоделируем ситуацию по этому стихотворению.
(___)
• 3 этап В. Ребята давайте придумаем новое стихотворение про светофор. Хотите?
(___)
В. А давайте представим, что может случиться на дороге, если светофор не работает?
(___)
В. А теперь вспомним все правила, которые упоминаются в этом стихотворении.
(___)
В заключении игрового упражнения воспитатель сводит воедино все правила, которые дети выучили. Дети повторяют и самостоятельно проигрывают сюжет.