Анна Константинова
Консультация для воспитателей «Роль сказки в развитии речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Если хотите, чтобы ваши дети росли умными, читайте им сказки.
Альберт Энштейн
С древних времен сказка является неотъемлемой частью воспитания каждого ребенка и в развитии детей занимает очень важное место, вносит разнообразие в жизнь малыша, дарит ему радость.
Увлекательные и волшебные истории преподносятся в дошкольном возрасте как правило не ради речевого развития. Но влияние сказок на развитие речи детей происходит с самого начала их использования.
Публикация «Консультация для воспитателей „Роль сказки в развитии речи дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
Сказка выполняет, как бы между прочим, важные для формирования речи функции :
• расширяет словарный запас ребенка;
• передает готовые художественные обороты и метафоры;
• показывает пример составления различных предложений;
• естественным образом знакомит с грамматическими основами родного языка.
Благодаря сказкам речь ребенка становиться более эмоциональной, образной, красивой. Эти волшебные истории способствуют общению, формируют умение задавать вопросы, конструировать слова, предложения и словосочетания. Дети начинают пересказывать особо впечатлившие их отрывки, рассуждать о поступках героев, придумывать свои версии иного развития событий. Все это чрезвычайно полезно для формирования связной речи дошкольника.
Формы работы со сказкой могут быть различны :
• пересказ;
• придумывание своего финала сказки ;
• добавление нового героя;
• тематические беседы (индивидуальные или коллективные) о прочитанном;
• драматизация. Разыгрывание сценок из сказки, возможно, в форме викторины. Зрители могут отгадывать, какой это герой, из какой сказки;
• сравнение героев, иллюстраций разных авторов и т. д.
• словесное рисование иллюстраций;
• сочинение сказочных историй и др.
Всегда важно настроить детей на восприятие сказки, провести с ними вступительную беседу, объяснить, что сейчас детям представится возможность почувствовать себя героями всеми любимой истории. Также необходимо правильно «войти» в сказку, подготовить детей к началу волшебного путешествия. После первого неторопливого и эмоционального прочтения нужно объяснить детям значение непонятных слов и выражений, внимательно рассмотреть картинки, назвать персонажей, обсудить черты характера героев. Словарная работа со сказкой как с художественным образом и системой знаний о мире формирует у дошкольников активный словарный запас, вербальное и невербальное воображение, закладывает основу его творческих способностей.
Далее предложить ответить на вопросы, составленные в соответствии с последовательностью сюжета сказки. Это поможет детям задуматься и быстро запомнить текст, чтобы потом более точно передать его. Прослушивание и понимание сказок помогает каждому ребенку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения.
На следующий день желательно еще раз прочитать сказку и предложить пересказать ее, используя картинки, иллюстрации. Пересказывая сюжет, ребенок постепенно постигает правило причинно-следственной связи и учится выстраивать логически последовательные сообщения. Таким образом, повышается его речевая активность.
Можно раздать каждому ребенку героев сказки и попросить обыграть ее. Если ребенок затрудняется, нужно подсказать начало предложения, задать наводящие вопросы, частично пересказать самим. Во время обыгрывания сказки дети вживаются в свои роли, интересуются событиями, им становится интересным ведение диалога. Каждый ребенок учится самостоятельно проговаривать подготовленный им текст. Главное, чтобы каждому ребенку нравилось это занятие и не вызвало у него отрицательных эмоций. Для этого необходимо хвалить и подбадривать каждого малыша, тактично исправлять ошибки.
Эффективным методом, развивающим речь является сочинение. В сочинительстве малышей важен не завершенный сюжет, а непосредственный процесс придумывания истории и составление предложений со смыслом. В возрасте четырех лет дети смогут сочинить коротенькую историю, если их будет подталкивать к дальнейшим идеям взрослый. Ценным является то, что ребенок способен воспринять подсказку и сформулировать полноценное предложение, подходящее по смыслу рождающейся истории. Дети пяти лет способны самостоятельно сочинить сказку, если им предложить несколько сюжетных картинок.
Нужно помнить, что каждому возрасту своя сказка. Но также одну и ту же сказку можно перечитывать разным возрастам и каждый раз находить в ней новые ценности.
Сказка – одно из самых доступных средств полноценного развития каждого ребенка. Так было, есть, и будет еще много-много лет. Не стоит преуменьшать роль сказки в жизни детей – правильно подобранная сказка положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка, его развитие, корректирует и улучшает его поведение, а также воспитывает уверенность ребенка в себе и в своих силах