Филичева Любовь Леонидовна
Консультация для воспитателей «Режиссерская игра дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
Тема: «Режиссёрская игра дошкольника"
Режиссерская игра – это разновидность сюжетной игры, специфика которой заключается в том, что ребенок выступает в роли режиссера, строя и развивая сюжет, управляя игрушками, предметами – заместителями и озвучивая их
Публикация «Консультация для воспитателей „Режиссерская игра дошкольника“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Режиссерские игры
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Особенностью режиссёрской игры является то, что ребёнок сам создаёт сюжет игры, в основе которой лежит личный опыт ребёнка. Как правило, в игре отражено событие, которое произвело на ребёнка неизгладимое впечатление (например, посещение детской поликлиники, или празднование дня рождения, или какое-то уличное происшествие). Очень часто сюжетом игры становятся знания ребёнка, полученные из мультфильмов, сказок, детских передач или рассказов других людей. Ребёнок в режиссёрской игре сам придумывает сценарий к своему «спектаклю», сам подбирает исполнителей ролей и сам исполняет за них роли.
Сюжеты представляют собой цепочки действий. Например: одна кукла поёт в микрофон, другая – аккомпанирует, по окончании – обе кланяются, затем выходит новая певица.
Главным компонентом режиссёрской игры является речь ребёнка. Малыш с удовольствием выразительно подражает взрослым. В речи ребёнка за время игры могут меняться интонация, громкость, темп, ритм высказываний. Она может быть дикторской – текст за кадром. Например: «День рождения куклы Маши» Мама сказала спасибо за подарки, гости стали садиться за стол и т. д. А может быть оценочной. Например: гости хорошие, они принесли мне много подарков. В игре ребёнок говорит за каждого персонажа.
Преимущества игры.
• Режиссёрские игры позволяют ребёнку упражняться во взаимоотношениях, в общении в процессе действий с куклами. В отличии от партнёра, куклы не требуют от ребёнка высокого уровня общения – с ними проще.
• В режиссёрской игре не надо учитывать позицию партнёра, не надо под него подстраиваться. Здесь ребёнок остаётся самим собой, ему не надо подчиняться каким – то общим требованиям, он сам придумывает свои правила и сам их выполняет, проявляет своё творчество, свои знания.
Значение режиссёрской игры.
• Дети самореализуются;
• У детей активизируются речь, воображение, мышление;
• У детей проявляется самостоятельность, конструктивные способности (планирование деятельности, артистические способности.
Режиссёрские игры детей очень близки к сюжетно-ролевым играм, но между ними существуют яркие отличия.
В режиссёрской игре ребёнок использует партнёров, которыми являются неодушевлённые предметы (игрушки или их заместители). В такой игре малыш как бы подготавливается к общению со сверстниками. Режиссёрская игра проявляется в начале 4 года жизни. В основе игры личный опыт. Сюжет очень беден. Дети выполняют только хорошо знакомые действия (кормят куклу, укладывают её спать, стирают и т. д.) Чаще всего у детей 2 младшей группы всего два персонажа.
На 5 году жизни в основе игры появляются сюжеты сказок, мультиков, увеличивается количество персонажей. В речи появляются ролевые и оценочные высказывания (хитрая лиса, злой волк). На 4-5 году у дошкольников наступает период хорошей сюжетно-ролевой игры, но режиссёрская игра остаётся широко распространённой, т. к. имеет выше перечисленные преимущества.
В старшем возрасте происходит заметный рост игровых умений. Часто используются предметы-заместители, роль за игрушкой не фиксируется
(например, собака может быть и львом и чудовищем, сюжет более богатый и динамичный, расширяется и активизируется словарь ребёнка.
Условия развития режиссёрской игры:
• У детей должны быть знания и впечатления об окружающей жизни;
• Должна быть хорошая предметно – развивающая игровая среда;
• Должно быть свободное время;
• Должны быть хорошо подобраны обучающие игры и упражнения
(разнообразные виды театрализованных игр, пальчиковые игры). Например: игрушки «би-ба-бо» (одеваются на руку, игры-спектакли, настольный театр (плоскостной и объёмный, теневой театр, марионетки.
• Должно быть индивидуальное пространство – ширмы.
• Ещё одним условием можно назвать создание макетов. Самым ярким и распространённым макетом для режиссёрской игры является дом для куклы Барби.
Таким образом, режиссёрские игры для развития детей очень полезны, в частности, они развивают воображение, детское творчество, фантазию. Благодаря действиям с игрушками во время режиссёрской игры развивается мелкая моторика рук, способности к общению и т. д. Режиссёрская игра является предпосылкой и движущей силой для развития очень важной для ребёнка игры – сюжетно-ролевой игры