Наталья Форсова
Консультация для воспитателей «Речевое творчество ребенка-дошкольника в ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития речевого творчества очень актуальна. Развитая речь является показателем как интеллектуальной, так и творческой одаренности. Творческая личность должна обладать высоким уровнем речевого творчества. Речевое творчество – это самостоятельная деятельность детей по построению связанных высказываний, вызванных восприятием произведений искусства, стимулирующих использование детьми разнообразных выразительных средств, передающих впечатления ребенка от художественной информации.
Темочки:
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Дошкольный возраст уникален. Ум детей не ограничен глубоким опытом жизни и традиционными представлениями о том, как все должно быть, что позволяет им быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимания.
На что необходимо обратить внимание в первую очередь.
Развитие интонационной выразительности речи. Попробуйте прочитать ребенку один и тот же текст по-разному: монотонно и с интонацией. Ребенок сразу же заметит разницу. Поэтому очень важно при чтении обращать внимание на выразительность, темп своей речи, учить распознавать интонации по эмоциональному фону и тренироваться в их употреблении. В этом отлично помогут ролевые игры и совместное обыгрывание известных сказок.
Художественное слово. Дольше читайте, придумывайте совместно сказки и рассказы, обсуждайте явления природы, разучивайте стихи – это поможет ребенку не только овладеть грамотной речью, но значительно расширит его познавательные способности.
Речи и мелкая моторика рук. Развитие мелкой моторики – это не только интересное, но и полезное занятие. Это не только различные игры на развитие мелкой моторики (мозаика, пазлы, шнуровки, домино и т. д., но и сбор красивых листьев, сбор мелких веточек на прогулочном участке, игры с песком и т. д.
Виды речевого творчества :
Пересказ
Сочинительство по сюжетным картинкам и большим картинам
Составление рассказов, сказок из личного опыта
Составление сюжетных повествовательных рассказов по темам.
Способность к речевому творчеству формируется в старшем дошкольном возрасте, когда у детей имеется запас знаний об окружающем мире, достаточно развиты активная сторона речи, образное мышление и творческое воображение. Но в младшем и среднем дошкольном возрасте закладывается именно фундамент для развития речевого творчества. Поэтому так важно с детьми уже с раннего возраста читать, учить, проговаривать различные стихи, сказки, потешки с яркой интонационной выразительностью. Речь взрослого должна быть эмоционально окрашена и сопровождаться соответствующей мимикой, жестами.
Сейчас, в век глобальной информатизации речевое творчество постепенно утрачивает свое значение. Люди меньше разговаривают друг с другом, заменяя непосредственное общение общением через технические средства. Поэтому так важно педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста заложить основы личностного общения и формировать способность к речевому творчеству.
Попробуйте предложить детям вспомнить случай или событие и описать его, что запомнилось, что было интересного или необычного, что чувствовал ребенок в тот момент.
Еще один прием «говорим по-разному». Попробуйте одно и то же стихотворение прочитать сначала обычным голосом, затем очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голосом, делая ударения не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж. Здесь вам поможет ваше воображение и ваше творчество.
Также можно воспользоваться таким приемом, как «бюро путешествий». Предложите детям придумать необычный маршрут (от дома до детского сада, вокруг детского сада, к огороду детского сада и т. д.). представьте вместе с детьми увлекательное путешествие: на каком транспорте, что необходимо с собой взять, какие опасности могут подстерегать на пути, что необычного вы можете увидеть на своем пути. В заключении поделитесь друг с другом впечатлениями от путешествия.