Наталья Форсова
Консультация для воспитателей «Речевое творчество ребенка-дошкольника в ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития речевого творчества очень актуальна. Развитая речь является показателем как интеллектуальной, так и творческой одаренности. Творческая личность должна обладать высоким уровнем речевого творчества. Речевое творчество – это самостоятельная деятельность детей по построению связанных высказываний, вызванных восприятием произведений искусства, стимулирующих использование детьми разнообразных выразительных средств, передающих впечатления ребенка от художественной информации.
Публикация «Консультация для воспитателей „Речевое творчество ребенка-дошкольника в ДОО“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Дошкольный возраст уникален. Ум детей не ограничен глубоким опытом жизни и традиционными представлениями о том, как все должно быть, что позволяет им быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимания.
На что необходимо обратить внимание в первую очередь.
Развитие интонационной выразительности речи. Попробуйте прочитать ребенку один и тот же текст по-разному: монотонно и с интонацией. Ребенок сразу же заметит разницу. Поэтому очень важно при чтении обращать внимание на выразительность, темп своей речи, учить распознавать интонации по эмоциональному фону и тренироваться в их употреблении. В этом отлично помогут ролевые игры и совместное обыгрывание известных сказок.
Художественное слово. Дольше читайте, придумывайте совместно сказки и рассказы, обсуждайте явления природы, разучивайте стихи – это поможет ребенку не только овладеть грамотной речью, но значительно расширит его познавательные способности.
Речи и мелкая моторика рук. Развитие мелкой моторики – это не только интересное, но и полезное занятие. Это не только различные игры на развитие мелкой моторики (мозаика, пазлы, шнуровки, домино и т. д., но и сбор красивых листьев, сбор мелких веточек на прогулочном участке, игры с песком и т. д.
Виды речевого творчества :
Пересказ
Сочинительство по сюжетным картинкам и большим картинам
Составление рассказов, сказок из личного опыта
Составление сюжетных повествовательных рассказов по темам.
Способность к речевому творчеству формируется в старшем дошкольном возрасте, когда у детей имеется запас знаний об окружающем мире, достаточно развиты активная сторона речи, образное мышление и творческое воображение. Но в младшем и среднем дошкольном возрасте закладывается именно фундамент для развития речевого творчества. Поэтому так важно с детьми уже с раннего возраста читать, учить, проговаривать различные стихи, сказки, потешки с яркой интонационной выразительностью. Речь взрослого должна быть эмоционально окрашена и сопровождаться соответствующей мимикой, жестами.
Сейчас, в век глобальной информатизации речевое творчество постепенно утрачивает свое значение. Люди меньше разговаривают друг с другом, заменяя непосредственное общение общением через технические средства. Поэтому так важно педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста заложить основы личностного общения и формировать способность к речевому творчеству.
Попробуйте предложить детям вспомнить случай или событие и описать его, что запомнилось, что было интересного или необычного, что чувствовал ребенок в тот момент.
Еще один прием «говорим по-разному». Попробуйте одно и то же стихотворение прочитать сначала обычным голосом, затем очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голосом, делая ударения не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж. Здесь вам поможет ваше воображение и ваше творчество.
Также можно воспользоваться таким приемом, как «бюро путешествий». Предложите детям придумать необычный маршрут (от дома до детского сада, вокруг детского сада, к огороду детского сада и т. д.). представьте вместе с детьми увлекательное путешествие: на каком транспорте, что необходимо с собой взять, какие опасности могут подстерегать на пути, что необычного вы можете увидеть на своем пути. В заключении поделитесь друг с другом впечатлениями от путешествия.