наталья сибогатова
Консультация для воспитателей «Ребёнок пошёл в детский сад»
▼ Скачать + Заказать документы
«Ребёнок пошёл в детский сад»
Составила и провела: Сибогатова Н. А.
Сентябрь, 2013 г.
Как примут ребёнка в детском коллективе? Какие отношения сложатся у него с воспитателем? Не будет ли он часто болеть? Насколько быстро он привыкнет, адаптируется к новой среде? Привычные родительские волнения и тревоги. Но такие же проблемы встают и перед воспитателем, принимающим в свою группу «новичков». И это вполне обосновано, поскольку известно: изменение социальной среды сказывается как на психическом, так и на физическом здоровье детей. Когда малыш впервые приходит в детский сад, он попадает в новые для него условия. Меняется режим дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приёмы, характер общения, поэтому проблема адаптации ребёнка к детскому саду является ведущей.
Публикация «Консультация для воспитателей „Ребёнок пошёл в детский сад“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Адаптация – это процесс эффективного взаимодействия организма со средой, которой может осуществляться на разных уровнях (биологическом, психологическом, социальном). Установлено, что именно в возрасте двух лет адаптация происходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. Дело в том, что в этот период организм интенсивно развивается физически, созревают психические процессы. А на этапе становления дети в наибольшей степени подвержены колебаниям и даже срывам. Новые условия и как ответная реакция новые формы поведения требуют определенных усилий и умений со стороны ребёнка. От того, насколько он подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие.
Изменение образа жизни малыша приводит в первую очередь к нарушению его эмоционального состояния, что проявляется в напряжённости, беспокойстве или заторможенности. Ребёнок много плачет, стремится к эмоциональному контакту со взрослыми или, наоборот, раздраженно сторонится их и сверстников. Уменьшается интерес к предметному миру, игрушкам, окружающему. Снижается уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом. Известно наиболее сложно адаптация происходит у детей второго года жизни. Все негативные проявления выражены в этом возрасте более ярко, чем у детей, пришедших в детский сад после двух лет, а период восстановления растягивается иногда на 2 – 3 месяца. Всякое изменение внешней среды ведёт к напряжённой адаптации. Говоря о разных проявлениях напряжения, следует учитывать её тяжесть. Адаптацию различают по тяжести течения: лёгкую, средней тяжести, тяжёлую.
При легкой адаптации поведение ребёнка нормализуется в течение 10 – 15 дней. Он начинает адекватно вести себя в коллективе и не болеет в течение первого месяца посещения ДОУ. Ребёнок умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним.
При адаптации средней тяжести поведение и эмоциональное состояние ребёнка нормализуется в течение полутора месяцев. На протяжении первого месяца посещения ДОУ у ребёнка, как правило, возникает однократное заболевание, ребёнок отсутствует по болезни 7 – 10 дней, это заболевание нетяжёлое, протекающее без осложнений. Если ребёнок на протяжении первого месяца 10 дней отсутствует в группе по болезни, то, естественно, его поведенческие реакции нормализуются только к концу месяца. Если ребёнок не заболевает, но его поведенческие реакции всё же нормализуются только к концу месяца, то, очевидно, и в этом случае выраженность психического стресса позволяет говорить об адаптации средней тяжести.
Тяжёлая адаптация может протекать в двух формах. У некоторых детей наблюдаются частые повторные заболевания, как правило, респираторные, в ряде случаев приводящие к осложнениям (отиту, бронхиту, пневмонии). При этом период адаптации длится свыше полутора месяцев. Тяжёлая адаптация отражается и на показателях развития и состояниях здоровья. При этом ребёнок длительное время находится в фазе патологической адаптации, так как чаще всего сразу после выздоровления вновь заболевает. Вторая форма тяжёлой адаптации выражается в длительном неадекватном поведении. При этом поведение детей не нормализуется иногда в течение полугода. Да, адаптация к новым условиям жизни неизбежна. Но мы в силах сделать этот процесс максимально безболезненным.
Процесс ведения ребёнка в систему общественного воспитания весьма сложен. Характер периода адаптации будет зависеть от того, насколько правильно сумеет воспитатель понять нужды ребёнка, его интересы, наклонности и, не усугубляя его состояния, своевременно удовлетворить эти нужды, чтобы снять эмоциональное напряжение, организовать деятельность, способствующую формированию потребностей более высокого уровня; организовать режимные процессы ребёнка и согласовать методику их проведения с семьёй. Воспитательная работа с детьми в адаптационный период должна проводиться дифференцированно, в соответствии с содержанием потребностей ребёнка в общении с окружающими.
Упражнения двигательного характера и подвижные игры приносят детям огромную радость, снимают эмоциональное напряжение, удовлетворяют потребность в движении. Поэтому такие упражнения, как «Полетаем, как птички», «Полетаем, как самолёты», «Попрыгаем, как зайчики» и другие, надо проводить как можно чаще, привлекая к их выполнению новеньких, которых обычно этот приём увлекает, отвлекает от переживаний. Чтобы ребёнок не переутомлялся, надо своевременно переключать его с подвижных игр на спокойные, привлекая действиями с игрушкой, которая положительно влияет на эмоциональное состояние ребёнка, помогает наладить контакт с воспитателем и детьми.
Дети, в поведении которых определяющей является потребность в сотрудничестве и получении от взрослого сведений об окружающем, легко воспринимают расставание с близкими в первые же дни. Но им очень важно внимание со стороны воспитателя, проявление ласки, слова одобрения. Только убедившись в расположении воспитателя, ребёнок вступает с ним в общение.
Следует поощрять объединение детей в небольшие группы, особое внимание уделяя вопросу формирования отношений между ними. Воспитатель должен учить ребёнка совместным действиям со сверстниками, разъяснять, что надо уступать игрушку и делиться со сверстниками. Организуя игры детей, необходимо учить их просить и предлагать свои игрушки, давать друг другу советы, как сделать что-то лучше, помогать друг другу в совместной игре.
Дети должны понять назначение каждого игрового уголка, усвоить смысл и способы действий с атрибутами, научиться обыгрывать их в совместных действиях со сверстниками. Поэтому руководство воспитателя играми и общением детей, недавно поступивших в группу, должно быть постоянным на этом этапе адаптации. Иначе ребёнок часто будет вступать в конфликтные ситуации, что затормозит развитие общения и игровых действий, а следовательно, осложнит его адаптацию в коллективе.
Существует ещё одна проблема – общение детей со сверстниками. Дети ведут себя по-разному в обществе ровесников: одни сторонятся их, другие с удовольствием вступают в контакт. Контакты детей с ровесниками складываются позже, чем общение со взрослыми. На первом году жизни всё внимание ребёнка концентрируется на взрослом, а затем - на предметах. Но постепенно жизненный опыт расширяется, появляется возможность встреч с другими детьми, и сразу же возникает интерес к новому незнакомому человеку. Вначале это выражается в улыбке, в желании наблюдать за действиями новичка, в стремлении приблизиться к нему, потрогать. К третьему году сверстник уже всё больше притягивает к себе ребёнка как партнёра по игре. Однако эта игра с самого начала отличается от общения со взрослым.
В каком бы возрасте ребёнок ни поступил в детский сад, надо помнить, что сравнительная безболезненность адаптации к новым условиям может быть обеспечена только тогда, когда учитываются возрастные психологические особенности, характер его связей со взрослыми и сверстниками.