Лариса Ефимкина
Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей ребенка при подготовке к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
В. А. Сухомлинский сказал:
«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Всем известно, что рисование для детей, помимо развития мелкой моторики рук - движений кисти и пальцев - способствует раскрытию их творческого потенциала через самовыражение ещё юных, но уже таких значимых для них чувств и эмоций, богатой фантазии на листке бумаги.
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие творческих способностей ребенка при подготовке к школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Маленькие дети не всегда всё могут описать свои чувства, эмоции и настроение словами. В этом случае — краска и лист бумаги — их настоящие помощники! Образно проявляя своё состояние, которое находит отражение в получившихся раскрашенных, разукрашенных или нарисованных работах, юные творцы метафорически общаются со своим внутренним «Я».
Разносторонняя подготовка детей к обучению в школе начинается задолго до поступления ребенка в школу. Условием успешного осуществления задачи подготовки детей к школе зависит, прежде всего, от семьи и дошкольного учреждения. Ребенок должен владеть определенным уровнем интеллектуального, нравственного, волевого, эстетического и физического развития. Ознакомление с великой и загадочной страной изобразительного искусства — одно из условий успешного обучения ребенка в школе.
Главным принципом обучения детей любого возраста рисованию является наглядность: ребёнок должен знать, видеть, чувствовать тот предмет, явление, которые он собирается изобразить. Дети должны иметь ясные, чёткие представления о предметах и явлениях. Средств наглядности, используемых на занятиях рисованием, много. Все они сопровождаются словесными объяснениями.
В подготовительной группе разнообразна и натура, и её постановка. Предметы могут быть разного размера: более крупные, которые ставят на расстоянии для всей группы, и мелкие, которые ставят на столы для 2-3 детей. В качестве натуры могут быть использованы веточки с листьями, цветы, ягоды, игрушки и другие разнообразные предметы небольшого размера. Близкое расположение натуры чаще привлекает к ней внимание ребенка : он сравнивает ее с рисунком.
Обучение изобразительной деятельности невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. На занятиях изобразительной деятельности происходит знакомство детей с основными формами, близкими к геометрическим фигурам, как плоскими, так и объемными, умение выделять их из окружающей действительности, сравнить их по величине, длине, ширине, высоте, соотносить величину частей изображаемого предмета и их пространственное положение, учится видеть конструкцию, схему. Эти приобретенные знания и умения способствуют овладению элементарными математическими понятиями на уроках математики в школе.
Стоит подчеркнуть, что работа педагога изобразительной деятельности в подготовительной группе детского сада направлена на то, чтобы на момент поступления в первый класс ребёнок обладал хорошим уровнем познавательного и личностного развития, так как это поможет сделать дальнейшее обучение наиболее успешным. Интегрированные занятия помогают активизировать интерес дошкольника к изучаемому материалу и развивают творческий потенциал.
Основная задача при изображении предметов окружающего и при рисовании с натуры — укреплять зрительную память. Этому помогают рассматривание предмета, обрисовывающий жест, проговаривание переносимого в изображение, яркие, эмоциональные характеристики предмета.
Когда ребенок рисует и не может зрительно представить себе какую-либо часть или деталь, он называет ее или определяет ее свойство.
Развивают зрительную память и наблюдения вне занятий. Для этого воспитатель отбирает предметы, отличающиеся определенными признаками, и на них сосредоточивает внимание детей. И опять слово выступает в роли связующего звена.
Воспитатель, предоставляя детям как можно больше самостоятельности, вместе с тем формирует у них умения воспринимать увиденное, действовать, создавать. Он готов прийти на помощь, но помогает в необходимых случаях.
Для подготовки к обучению в школе у детей необходимо воспитывать способность самостоятельно применять полученные знания и умения, стремление добиваться лучшего качества выполняемой работы и завершение ее, преодолевать трудности. Те знания и умения, которые дети получают в детском саду, позволят им без особых, затруднений выполнять в школе задания по рисованию и ручному труду, осваивать письмо, выполнять графические и аппликационные работы для таблиц, стенгазет и пр.
Дошкольник начинает ощущать роль и значение искусства, его доброту и силу, органическое единство искусства и жизни. Конечно, он не думает этими категориями, но начинает чувствовать это сообразно своим возрастным возможностям.
Важно развивать детскую фантазию посредством изобразительного искусства, умения видеть мир с помощью различных техник рисования, при этом важно само содержание работы и то, что хотел изобразить ребенок, как он сможет объяснить нарисованное.