Людмила Литвинова
Консультация для воспитателей «Организация самостоятельной двигательной активности детей в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
"СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ"
В наши дни каждый человек знает, что физкультура и спорт полезны для здоровья. Что же касается движений для физического и психического развития ребёнка, то об этом говорится почти во всех книгах о воспитании детей.
Публикация «Консультация для воспитателей „Организация самостоятельной двигательной активности детей в ДОУ“» размещена в разделах
- Воспитание самостоятельности у детей
- Двигательная активность ребенка
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Двигаясь, ребёнок познаёт окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нём. Движения – первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребёнка.
Помимо организованных видов деятельности по физической культуре в режиме дня дошкольников значительное место должна занимать самостоятельная двигательная деятельность. Однако и здесь действия детей зависят от условий, создаваемых взрослыми. При правильном руководстве самостоятельной деятельностью можно в значительной мере влиять на разнообразие игр, движений, не подавляя при этом инициативы самого ребенка.
Самостоятельная двигательная деятельность организуется в разное время дня : утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна и во время прогулок (утренней и вечерней). Активные действия должны чередоваться с более спокойной деятельностью.
При планировании самостоятельной двигательной деятельности важно позаботиться о создании физкультурно-игровой среды (пространство, достаточное для движений, разнообразие и чередование пособий и игрушек, выделить в режиме дня специальное время для самостоятельных игр детей. Для создания новизны и разнообразности физкультурно-игровой среды педагог в течение дня может вносить различные физкультурные пособия и по-разному группировать их. Это способствует всестороннему развитию детей и позволяет избежать однообразия движений.
Учитывая, что на прогулке имеется больше времени и пространства для самостоятельных творческих игр детей, необходимо иметь соответствующее оборудование, физкультурные пособия, игрушки. На спортивной площадке необходимо предусмотреть свободное пространство, дорожки для бега, места для прыжков, метания, езды на велосипеде, самокате, пособия для упражнений в лазании (дуги, вышки и т. д.) тренировки равновесия (бревна прямые и наклонные, ранообразный инвентарь (скакалки, обручи, мячи, ракетки и воланы и т. д.). В зимнее время дети должны свободно пользоваться санками, ледянками и т. д.
В самостоятельной двигательной активности детей обязательно должны учитываться индивидуальные особенности.
Так, детям с высоким уровнем ДА (гиперактивные дети, как правило, присуща однообразная деятельность с большим количеством бесцельного бега. Эти дети отличаются неумением выполнять движения в умеренном темпе и нежеланием заниматься спокойными видами деятельности, чередовать активные действия с пассивными.
У детей с низким уровнем ДА (малоподвижные дети) преобладают игры низкой степени интенсивности. Эти дети, как правило, предпочитают играть в одиночку или вдвоем. Малоподвижные дети не желают участвовать в коллективных играх спортивного характера, так как постоянно испытывают неуверенность в своих действиях.
Для детей со средним уровнем ДА характерна разнообразная деятельность, насыщенная играми и спортивными упражнениями разной степени интенсивности.
Педагог должен влиять на выбор детьми соответствующих упражнений и игр, предоставляя в их распоряжение необходимый инвентарь, пособия, поясняя способы движений. Он учит детей играть сообща, побуждает более ловких детей, хорошо владеющих движениями, помогать своим сверстникам.
Важным приемом в руководстве ДА детей является внесение педагогом в самостоятельные игры сюжетов, требующих активных движений, способствующих регулированию двигательной активности детей с разной подвижностью (объединение их для совместных игр).
Задачей инструктора по ФК является обучение детей технике движений, способам выполнения различных физических упражнений, способствование формированию потребности в занятиях этими видами деятельности, формирование интереса у детей к занятиям спортом. Воспитатель в своей работе с детьми тесно сотрудничает с инструктором по ФК, они работают в системе, но при этом именно воспитатель устанавливает тесный непосредственный контакт с каждым ребенком, выявляет наличие двигательного опыта, выясняет и развивает его интерес к играм и спорту. Воспитатель организует и направляет самостоятельную двигательную активность детей, опираясь на знания и умения, полученные ребенком на занятиях с инструктором по ФК.
Постоянная, совместная работа инструктора по физическому воспитанию и воспитателя группы может привести к желаемым результатам в решении задач общего физического воспитания дошкольников.