Татьяна Бурчина
Консультация для воспитателей «Развитие речи посредством использования средств физической культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблемы речевого развития дошкольников
• Бедность речи. Недостаточный словарный запас
• Односложная, состоящая из простых предложений речь
• Грамматически неоформленная речь. Неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение
• Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие речи посредством использования средств физической культуры“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
• Трудности в развитии монологической речи: составление описательных, повествовательных рассказов по картине, на предложенную тему, пересказ текста
• Проблемы звукопроизношения
• Отсутствие навыков выразительной речи.
Развитие речи – многоаспектная задача, в которую входят более частные микрозадачи, связанные с развитием восприятия звуков родной речи и
произношения (говорение, речепроизношение).
Факторы для своевременного развития речи: создание речевой среды, постепенность (зависит от возрастных особенностей детей, систематичность, интеграция развитие речи со всеми образовательными областями, личностно-ориентированный подход (зависит от индивидуальных особенностей детей, взаимосвязь педагоги-родители.
Частные задачи:
1. Развитие речевого слуха и речевого дыхания.
Речевое дыхание – одна из основ голосообразования и речи (речь представляет собой озвученный выдох). Задача взрослых (педагоги и родители) – помочь детям преодолеть возрастные недостатки их речевого дыхания, научить правильному диафрагмальному дыханию.
Особое внимание уделяется длительности и силе выдоха в процессе речи и
бесшумному глубокому вдоху перед произнесением фразы.
Использование дыхательной гимнастики:
- дыхательные упражнения с движениями;
- дыхательные упражнения произнесением звуков;
- дыхательные упражнения со вспомогательными предметами (дидактическим пособием).
2. Речевой (фонематический) слух – включает в себя способность к слуховому вниманию и пониманию слов, умение воспринимать и различать разные качества речи: тембр, средства выразительности.
Очень хорошо если упражнения, автоматизацию движений проводить с речевым сопровождением, то есть при проговаривании различных стихотворных текстов (ритм стихов помогает подчинить движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность).
Освоению каждого упражнения способствуют музыка и стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять упражнения в определенном ритме, координируя движения и речь. Этот прием очень важен для детей с речевыми расстройствами, так как индивидуальный внутренний ритм детей часто или ускорен, или, наоборот, более медленный, чем общий заданный ритм.
Проведение физминуток, игровых упражнений, оздоровительной гимнастики (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, самомассаж, подвижные игры со стехотворным текстом, игры и игровые упражнения с заданиями («Чья песенка?», «Кто позвал?», «Что за звук?», «С какой стороны звук?» и т. п.).
Речевые физминутки
http://mallishok.ru/rechevye-fizkultminutki/
Музыкальные двигательно - речевые физминутки
https://vk.com/topic-37891310_34445579
3. Формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения.
Постановка правильного звукопроизношения тесно связана с выработкой лучшей координации органов артикуляционного аппарата детей. В связи с этим в содержание указанной задачи входят следующее: совершенствование движений органов артикуляционного аппарата.
Поможет в этом - артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика
https://orechi.ru/razvitie-rechi/artikulyatsionnaya-gimnastika
4. Выработка дикции.
Дикция – отчетливое, внятное произношение каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом.
5. Формирование выразительности речи – владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями.
При проведении подвижных игр и игровых упражнений со стихотворным текстом использовать такие приёмы как: произносить текст игры громко – тихо – шепотом; быстро – медленно – четко (чеканя) и соединяя между собой тихо – медленно, быстро – громко и наоборот.
Способствует решению всех вышеперечисленных задач также воспроизведение детьми текстов физминуток, считалок, текстов игр и игровых упражнений.
У детей с различными речевыми нарушениями изменен тонус, поэтому включение упражнений на активное расслабление и напряжение мышц необходимо в работе с детьми дошкольного возраста (релаксационные упражнения). Регуляции тонуса способствует выполнение упражнений с разной амплитудой и скоростью.
Одновременно с этим исполнение ребенком подобных упражнений со стихами стимулирует речь, активизирует артикуляцию и силу голоса.
6. Воспитание орфоэпически правильной речи – умение говорить согласно нормам литературного произношения. Орфоэпические нормы охватывают фонематическую систему языка, произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм (существительные, глаголы, прилагательные и прочее – игры с мячом).
В состав орфоэпии входит не только произношение, но и ударение.
7. Воспитание культуры речевого общения как части этикета.
В это понятие входят общий тон детской речи и некоторые навыки поведения, необходимые в процессе речевого общения.
Из-за нарушений речи у детей возникают различные специфические особенности, среди которых имеют место: заниженная самооценка, коммуникативные нарушения, проявление тревожности и агрессивности разной степени выраженности.
Чтобы снять негативные поведенческие действия у ребенка, рекомендуется включать тактильные упражнения на снятие агрессивности через совместную деятельность и взаимодействие детей (ребенок-ребенок, ребенок-взрослый, ребенок-предмет).
Для снятия тревожности эффективно использование элементов психогимнастики.
Использование элементов психогимнастики, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка через мимику, пантомимику, выразительность движений. Большое значение в психогимнастике придается общению детей со сверстниками, а также изучению различных эмоций и возможностью ими управлять.
Работа по развитию речи должна вестись во всех направлениях:
• Развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции;
• Развитие восприятия речи (слуховое внимание, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, звуковысотный, ритмический слух);
• Обогащение словарного запаса и его активизация (название упражнений, спортивного инвентаря, видов спорта, спортивных игр, правила и тексты игр, считалки, стихи для сопровождения пальчиковой гимнастики, самомассажа, гимнастик).