МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Развитие фонематического восприятия»

Екатерина Кузнецова
Консультация для воспитателей «Развитие фонематического восприятия»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для воспитателей

«Развитие фонематического восприятия»

Формирование фонематического восприятия у дошкольников является одной из главных составляющих готовности ребенка к обучению в школе.

Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие фонематического восприятия“» размещена в разделах

Поэтому именно в дошкольном возрасте необходимо знакомить детей с терминами «звук», «слог», «слово». Необходимо объяснить, что «звуки» образуют «слог», «слова» состоят из «слогов», предложения из «слов», а текст из «предложений».

Звуки в слове находятся в определенной последовательности. Звуки бывают гласные и согласные, согласные мягкие и твердые, звонкие и глухие.

Слова бывают разные по длине, звучанию, состоящие из 1-го слога, 2-х слогов, 3-х слогов и 4-х слогов и т. д.

К 2-м годам ребенок в норме различает все звуки на слух, может говорить. К 5-6 годам ребенок различает все звуки речи на слух и в произношении. Если этого не происходит, то это свидетельствует о недоразвитии фонетико-фонематических процессов.

Фонематическое восприятие – умственное действие по анализу, в основе которого лежит операция выделения конкретного звука из слова, а также действие по определению количества и последовательности звуков, слогов в слове, слов в предложении.

Фонетический и фонематический слух начинают развиваться очень рано, опережая в своем развитии самостоятельную речь ребенка. Фонематический слух сам по себе не развивается, это те знания и умения, которые могут быть усвоены только в процессе обучения под руководством взрослого. Фонетический и фонематический слух составляют речевой слух ребенка и являются тем фактором и стимулом, благодаря которому ребенок неправильное произношение доводит до нормы. Если речевой слух ребенка недоразвит, то он неспособен проконтролировать правильность произношения звуков, как самого себя, так и окружающих. И если речевой слух ребенка недоразвит и не были созданы условия для формирования звукослогового анализа, то в школе у ребенка наблюдаются стойкие нарушения чтения и письма, затруднения в обучении письменной речи. Поэтому развивать и затем формировать фонематический слух у детей нужно как можно раньше и обязательно, в игровой форме.

Работать над фонематическим слухом необходимо, соблюдая определённые этапы.

1 (начальный) этап.

На этом этапе создаётся основа для формирования речевого слуха. Задания, предлагаемые на данном этапе, доступны маленьким детям.

«Угадай звук»

Наполняем мешочки из ткани или пластиковые контейнеры (например, из Киндер-сюрприза) любыми «звучащими» материалами: песком, крупами, скрепками, бусинками. Предлагаем ребёнку догадаться по звуку, что лежит внутри.

«Жмурки»

Завязываем малышу глаза и просим найти вас, двигаясь в направлении звука (хлопки, звук погремушки или колокольчика).

«Весёлый карандашик»

Даём ребё нку в руки карандаш и предлагаем постучать по предметам из разного материала: из дерева, картона, металла, пластмассы.

2 этап.

На данном этапе нужно показать малышу, что человеческая речь может звучать по разному.

«Чей голос?»

Записываем на диктофон знакомые ребёнку голоса (мамы, бабушки, отца, брата или сестры, а также голос самого малыша. Его задача – отгадать, чей голос звучит.

«Сказка о трёх медведях»

Читаем сказку о трёх медведях ребёнку, а затем озвучиваем героев сказки разными голосами. Малыш должен определить, когда говорит мама-медведица, когда – папа медведь и медвежонок.

«Спрячемся от волка»

Игру проводим под музыку. Ребёнок изображает зайчика, который бегает по полянке. Если музыка играет тихо – все спокойно, громко – идёт волк, нужно прятаться.

3 этап. Этот этап более сложный.

Ребёнок начинает учиться различать слова, похожие по звучанию.

«Скажи правильно»

Показываем малышу картинку и называем её неверно, заменяя первый звук в слове любым другим. Например, вместо собака – шобака, шапка – чапка и т. д. Ребёнок должен повторить правильное слово.

4 этап.

Рассказываем ребёнку, что слова бывают короткие и длинные, и что они состоят из слогов.

«Что лишнее?»

Произносим три одинаковых слога, а четв ртый – похожий: ны-ны-ны-мы, ту-ту-ту-ду. Ребёнок должен найти «лишний» слог.

«Повтори!»

Произносим слоги, закрыв рот ладошкой или бумажным листом, чтобы ребёнок не мог видеть артикуляцию. Просим малыша повторить слоговые ряды: бу-бу-пу, со-зо-со. Если ребёнку сложно повторить цепочку из тр х слогов, можно начинать с двух.

«Сосчитай слоги»

Произносим слова вместе с ребёнком, в медленном темпе, отхлопывая по слогам. 5 этап. На данном этапе ребёнок учится различать звуки и выделять их в слове.

«Подбери слово»

Всем знакома игра – подбор слов на определённый звук. Кто назовёт больше слов, тот и выиграл. Чтобы заинтересовать реб нка, можно за каждое слово давать фишки или наклейки.

«Выбери картинку»

Предлагаем малышу выбрать картинку, чтобы заданный звук находился, например, в начале слова, в середине или в конце (Л – Лампа, мыЛо, стуЛ).

«Лови звук» Произносим несколько слов, просим ребёнка определить, какой звук слышится во всех словах: сумка, мясо, сосна – звук С.

В каждой возрастной группе игры на развитие фонематического слуха усложняются.

Игра «Длинные и короткие слова» Поищите такие слова среди предметов, которые вас окружают не только дома, но и на улице, в магазине и т. д.

Когда ребенок хорошо оперирует понятием «слово», можно подключать игры на закрепление «признак предмета» :

Игра: «Какой,какая?»

Существует несколько вариантов игры. Можно играть с мячом или с разрезными картинками. Картинки выкладывают на стол., берут по одной и придумывают словосочетания с картинкой. (Машина. Красная машина)

Далее «действие предмета» :

Игра: «Составь предложение из 2-х слов, называя действие»

Картинки выкладывают на стол., ребенок берет картинку и придумывает простое предложение. (Белка. Белка прыгает.)

На закрепительном этапе целесообразно объединять признак и действие предмета с целью совершенствования фонематического навыка у ребенка.

Игра «Послушай, запомни, сосчитай»

Назовите несколько слов. Например: стол, подушка, бегать, жёлтый. Предложите ребёнку рассказать - сколько слов, какие из них обозначают предметы, какие — действия, какие — признак.

Игра: «Составление загадок-описаний»

Несколько картинок: стол, белка, ландыш и т. д. Ребенок описывает картинку, используя признак предмета, классификацию предмета, не называя саму картинку.

Публикации по теме:

Развитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формыРазвитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формы Ранний возраст – период, когда зарождаются продуктивные виды деятельности ребенка, в частности - рисование. Их возникновение также тесно.

Дидактические игры для развития фонематического восприятияДидактические игры для развития фонематического восприятия Дидактические игры для развития фонематического восприятия Для детей старшей логопедической группы «КТО Я ТАКОЙ?» Цель: развитие фонематического.

Дидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗДидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗ Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный.

Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятияИгры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке.

Информационно-игровой проект «Звуковой ручеёк» по развитию фонематического восприятия у детей средней группыИнформационно-игровой проект «Звуковой ручеёк» по развитию фонематического восприятия у детей средней группы Название проекта: «Звуковой ручеёк». Тема проекта: развитие фонематического восприятия у детей средней группы. Тип проекта: информационно-игровой,.

Консультация для воспитателей «Детский календарь» как средство развития восприятия художественной литературы у дошкольников»Консультация для воспитателей «Детский календарь» как средство развития восприятия художественной литературы у дошкольников» У детской литературы сегодня много «соперников» — мультфильмы, детские телепрограммы, компьютерные игры. В отличие от художественного произведения.

Консультация «Работа над развитием звукопроизношения и фонематического восприятия в младшей группе» В этой группе занятия проводятся фронтально. Подготовительные упражнения для развития пластичности и подвижности языка даются в профилактических.

Развитие фонематического восприятия у детей 6–7 летРазвитие фонематического восприятия у детей 6–7 лет Развитие фонематического восприятия у детей 6-7 лет Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря.

Развитие слухового внимания и восприятия на материале неречевых звуков. Консультация для родителей Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего.

Виды восприятия у детей 3–5 лет. Консультация для воспитателей.Виды восприятия у детей 3–5 лет. Консультация для воспитателей. Восприятие – сложный познавательный процесс, который развивается у ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Виды восприятия определяются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Развитие фонематического восприятия»
Опубликовано: 30 сентября 2023 в 16:57
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Развитие фонематического восприятия»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Кузнецова (УИ 141804) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД