Екатерина Кузнецова
Консультация для воспитателей «Развитие фонематического восприятия»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие фонематического восприятия»
Формирование фонематического восприятия у дошкольников является одной из главных составляющих готовности ребенка к обучению в школе.
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие фонематического восприятия“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Поэтому именно в дошкольном возрасте необходимо знакомить детей с терминами «звук», «слог», «слово». Необходимо объяснить, что «звуки» образуют «слог», «слова» состоят из «слогов», предложения из «слов», а текст из «предложений».
Звуки в слове находятся в определенной последовательности. Звуки бывают гласные и согласные, согласные мягкие и твердые, звонкие и глухие.
Слова бывают разные по длине, звучанию, состоящие из 1-го слога, 2-х слогов, 3-х слогов и 4-х слогов и т. д.
К 2-м годам ребенок в норме различает все звуки на слух, может говорить. К 5-6 годам ребенок различает все звуки речи на слух и в произношении. Если этого не происходит, то это свидетельствует о недоразвитии фонетико-фонематических процессов.
Фонематическое восприятие – умственное действие по анализу, в основе которого лежит операция выделения конкретного звука из слова, а также действие по определению количества и последовательности звуков, слогов в слове, слов в предложении.
Фонетический и фонематический слух начинают развиваться очень рано, опережая в своем развитии самостоятельную речь ребенка. Фонематический слух сам по себе не развивается, это те знания и умения, которые могут быть усвоены только в процессе обучения под руководством взрослого. Фонетический и фонематический слух составляют речевой слух ребенка и являются тем фактором и стимулом, благодаря которому ребенок неправильное произношение доводит до нормы. Если речевой слух ребенка недоразвит, то он неспособен проконтролировать правильность произношения звуков, как самого себя, так и окружающих. И если речевой слух ребенка недоразвит и не были созданы условия для формирования звукослогового анализа, то в школе у ребенка наблюдаются стойкие нарушения чтения и письма, затруднения в обучении письменной речи. Поэтому развивать и затем формировать фонематический слух у детей нужно как можно раньше и обязательно, в игровой форме.
Работать над фонематическим слухом необходимо, соблюдая определённые этапы.
1 (начальный) этап.
На этом этапе создаётся основа для формирования речевого слуха. Задания, предлагаемые на данном этапе, доступны маленьким детям.
• «Угадай звук»
Наполняем мешочки из ткани или пластиковые контейнеры (например, из Киндер-сюрприза) любыми «звучащими» материалами: песком, крупами, скрепками, бусинками. Предлагаем ребёнку догадаться по звуку, что лежит внутри.
• «Жмурки»
Завязываем малышу глаза и просим найти вас, двигаясь в направлении звука (хлопки, звук погремушки или колокольчика).
• «Весёлый карандашик»
Даём ребё нку в руки карандаш и предлагаем постучать по предметам из разного материала: из дерева, картона, металла, пластмассы.
2 этап.
На данном этапе нужно показать малышу, что человеческая речь может звучать по разному.
• «Чей голос?»
Записываем на диктофон знакомые ребёнку голоса (мамы, бабушки, отца, брата или сестры, а также голос самого малыша. Его задача – отгадать, чей голос звучит.
• «Сказка о трёх медведях»
Читаем сказку о трёх медведях ребёнку, а затем озвучиваем героев сказки разными голосами. Малыш должен определить, когда говорит мама-медведица, когда – папа медведь и медвежонок.
• «Спрячемся от волка»
Игру проводим под музыку. Ребёнок изображает зайчика, который бегает по полянке. Если музыка играет тихо – все спокойно, громко – идёт волк, нужно прятаться.
3 этап. Этот этап более сложный.
Ребёнок начинает учиться различать слова, похожие по звучанию.
• «Скажи правильно»
Показываем малышу картинку и называем её неверно, заменяя первый звук в слове любым другим. Например, вместо собака – шобака, шапка – чапка и т. д. Ребёнок должен повторить правильное слово.
4 этап.
Рассказываем ребёнку, что слова бывают короткие и длинные, и что они состоят из слогов.
• «Что лишнее?»
Произносим три одинаковых слога, а четв ртый – похожий: ны-ны-ны-мы, ту-ту-ту-ду. Ребёнок должен найти «лишний» слог.
• «Повтори!»
Произносим слоги, закрыв рот ладошкой или бумажным листом, чтобы ребёнок не мог видеть артикуляцию. Просим малыша повторить слоговые ряды: бу-бу-пу, со-зо-со. Если ребёнку сложно повторить цепочку из тр х слогов, можно начинать с двух.
• «Сосчитай слоги»
Произносим слова вместе с ребёнком, в медленном темпе, отхлопывая по слогам. 5 этап. На данном этапе ребёнок учится различать звуки и выделять их в слове.
• «Подбери слово»
Всем знакома игра – подбор слов на определённый звук. Кто назовёт больше слов, тот и выиграл. Чтобы заинтересовать реб нка, можно за каждое слово давать фишки или наклейки.
• «Выбери картинку»
Предлагаем малышу выбрать картинку, чтобы заданный звук находился, например, в начале слова, в середине или в конце (Л – Лампа, мыЛо, стуЛ).
• «Лови звук» Произносим несколько слов, просим ребёнка определить, какой звук слышится во всех словах: сумка, мясо, сосна – звук С.
В каждой возрастной группе игры на развитие фонематического слуха усложняются.
Игра «Длинные и короткие слова» Поищите такие слова среди предметов, которые вас окружают не только дома, но и на улице, в магазине и т. д.
Когда ребенок хорошо оперирует понятием «слово», можно подключать игры на закрепление «признак предмета» :
Игра: «Какой,какая?»
Существует несколько вариантов игры. Можно играть с мячом или с разрезными картинками. Картинки выкладывают на стол., берут по одной и придумывают словосочетания с картинкой. (Машина. Красная машина)
Далее «действие предмета» :
Игра: «Составь предложение из 2-х слов, называя действие»
Картинки выкладывают на стол., ребенок берет картинку и придумывает простое предложение. (Белка. Белка прыгает.)
На закрепительном этапе целесообразно объединять признак и действие предмета с целью совершенствования фонематического навыка у ребенка.
Игра «Послушай, запомни, сосчитай»
Назовите несколько слов. Например: стол, подушка, бегать, жёлтый. Предложите ребёнку рассказать - сколько слов, какие из них обозначают предметы, какие — действия, какие — признак.
Игра: «Составление загадок-описаний»
Несколько картинок: стол, белка, ландыш и т. д. Ребенок описывает картинку, используя признак предмета, классификацию предмета, не называя саму картинку.