Светлана Постникова
Консультация для воспитателей «Развитие фонематических процессов у детей с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей на тему :
"Развитие фонематических процессов у детей с ОНР"
Развитие фонематических процессов (восприятия, представлений) и навыков звукового анализа и синтеза является одной из важнейших задач речевого развития старших дошкольников, так как позволяет создать необходимые предпосылки, для обучения детей грамоте и помогает предотвратить возможные нарушения при формировании в дальнейшем письменной речи, что обеспечивает взаимосвязь со следующей ступенью системы образования в соответствии с ФГОС ДО.
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие фонематических процессов у детей с ОНР“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Работа по формированию фонематического восприятия и фонематических представлений должна проводиться систематически и планомерно, как в группах компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи, так и в массовых группах дошкольных образовательных организаций.
Работа по преодолению фонематических нарушений у детей с общим недоразвитием речи должна строиться с учётом «современных представлений о многоуровневой структуре процесса восприятия речи, с учётом соотношения элементарных и высших психических функций в процессе развития речи ребёнка и научных данных об этапах развития фонематических функций в онтогенезе» (Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова). С первых дней пребывания ребёнка в группе важно вести работу по развитию у него фонематического слуха, фонематического восприятия.
Под фонематическим слухом принято принимать «тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка» (Т. Б. Филичева). Фонематический слух отличается от физиологического и является его составной частью.
Фонематическое восприятие же представляет собой «способность различать фонемы и определять звуковой состав слова» (Т. Б. Филичева).
В работе по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия принято выделять следующие этапы:
упражнения в различении неречевых звуков;
упражнения в различении одинаковых звуков, слогов, слов, предложений, произносимых разным по высоте, силе и тембру голосом;
упражнения в различении похожих звуков, слогов, слов, различающихся одним звуком;
упражнения на различения слогов;
упражнения на различения звуков;
упражнения, направленные на формирование и развитие навыков звукового анализа и синтеза.
На первом этапе важно научить детей слушать, слышать и различать неречевые звуки, например: гул машин шум ветра, дождя, моря, журчание ручья, шелест листьев, щебетание птиц, лай собак. Для этого можно использовать аудиокассеты с записью неречевых звуков, различные предметы, с помощью которых можно производить звуки. Также можно предложить детям выполнить следующее упражнение «Угадай – ка!. Взрослый демонстрирует детям, как гремит металлический шарик в стеклянной банке, металлической кружке, картонной коробке, и предлагает им самим произвести действия с шариком и послушать звуки, производимые им. Затем взрослый прячет все предметы за ширму и там производит действия с ними, а дети отгадывают в какой ёмкости звенит шарик. С этой же целью можно использовать запаянные пластиковые бутылки или контейнеры с различными наполнителями: горохом, мелкими камушками, сухим песком, желудями, пуговицами, фасолью и т. д.
На этом этапе также важно научить дошкольников различать звучащие игрушки: бубен и барабан, гармошку и дудочку, погремушку и колокольчик, потренировать их в различении разных погремушек, игрушек – пищалок, свистков и т. п. Для этого детям предлагается рассмотреть две – три звучащие игрушки, поиграть на них и запомнить, как они звучат. Взрослый убирает игрушки за ширму и просит их угадать, на чём он играл. Важно знать, что даже для старших дошкольников не следует брать для подобных упражнений более пяти игрушек.
На этом этапе детей тренируют в определении направления звука. Проводятся упражнения «Где звенит колокольчик?», «Где пищит цыплёнок?», «Где гремит погремушка?». Дети показывают, откуда раздаётся звук.
На следующем этапе упражняют в различении тихих и громких, высоких и низких звуков. Здесь можно выполнить следующие упражнения, например, громко и тихо стучащего молотка и барабана. Взрослый раздаёт детям картинки, на которых изображены медведь и зайка с молотками, и объясняет, что сильный мишка стучит громко, а слабый зайка стучит тихо. Затем начинает за ширмой стучать то тихо, то громко, а дети поднимают соответствующие картинки.
При различении низких и высоких звуков можно использовать большую и маленькую игрушки. На этом этапе широко используются звукоподражания. Детям объясняют, что большой мишка рычит грубым голосом, а маленький мишка – тонким, что большой кот мяукает низко, а маленький котёнок высоко и т. п. Взрослый закрывает рот и произносит звуки, слоги или звукоподражания то высоким, то низким голосом, а дети должны указать на соответствующую игрушку.
Следующий этап начинается с различения детьми правильно или неправильно произносимых педагогом слов. Это постепенно формирует у детей умение слышать ошибки сначала в чужой, а потом и в своей речи, осуществлять наиболее простые формы фонематического восприятия. Например, взрослый показывает и называет картинку с изображением панамы, а потом объясняет детям, что сейчас будет называть картинку правильно или неправильно, а они должны будут поднять «сигнал», если слово будет произнесено неправильно. Для подобных игр в качестве «сигнала» можно использовать семафоры, флажки, шарики и т. п. Взрослый произносит: натама, манапа, панама, памана. Дети поднимают «сигналы», когда слово произнесено неправильно.
В логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи фонетические нарушения часто являются ведущими в структуре речевого дефекта. (Л. В. Лопатина, так как большой процент детей имеет диагноз «стёртая дизартрия», и именно нечёткие артикуляторные образы становятся причиной нечёткой слуховой дифференциации звуков.
На следующем этапе важно научить детей запоминать и воспроизводить ряды слогов. Слог является минимальной единицей речевого потока. Удачно брать для игр на различение слогов звукоподражания. Взрослый показывает детям картинки и говорит «Посмотри на картинку, послушай, кто, как кричит и повтори». Девочка заблудилась в лесу и кричит: «Ау», Малыш плачет: «Уа» и т. п. Другой вариант игры взрослый произносит слоги, а дети показывают картинки. Дети с удовольствием повторяют за педагогом цепочки слогов: па – по - пу –пи, ка – та – ма, но – по – то и т. п. Можно привнести игровой элемент в эти упражнения, используя игровые персонажи (эльфов, инопланетян, смурфиков, которые якобы говорят на своём волшебном языке и учат этому детей.
На этапе по различению звуков, дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Позже – учатся различать слоги и затем уже фонемы родного языка. В любом языке существует определённое количество звуков, которые создают свой звуковой облик слова. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличать одно слово от другого. Такой звук называется фонемой, отсюда и фонематический слух. Начинать нужно с различения гласных звуков. Взрослый показывает картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: поезд гудит у-у-у-у, девочка плачет а-а-а, птичка поёт и-и-и. затем он произносит каждый звук длительно, а дети показывают соответствующую картинку. Аналогично проводится работа по различению согласных звуков.
Задачей последнего этапа работы является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков. Не следует спешить с переходом к такому серьёзному этапу работы, как формирование звукового и слогового анализа и синтеза. Работа над слоговой структурой слова готовит почву для этой работы. Сначала нужно поупражнять детей в различении на слух длинных и коротких слов. Взрослый раздаёт детям семафоры, флажки или шарики и предлагает поднимать их только тогда, когда они услышат длинное слово. Затем взрослый произносит ряд слов, включающий длинные и короткие слова, а дети поднимают сигналы, услышав длинные слова. Далее следует научить детей передавать (отстукивать, отхлопывать, протопывать) ритмический рисунок слова, так как именно отсутствие восприятия ритмичности построения речи приводит к тому, что слова у детей с общим недоразвитием речи долго не находят своего послогового выражения. Термином фонематический (звуковой) анализ определяют, как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. Элементарные - это выделение звука на фоне слова. Сложные формы звукового анализа – это вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места (начало, середина, конец). Самым сложным звуковым анализом является определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука и перед каким). Работа начинается с анализа гласных звуков, взрослый вводит понятие «гласный звук», объясняет, что, что гласные звуки можно петь, открыв рот, что во рту при этом преграды нет, и воздух выходит легко и свободно. Вводится обозначение гласного звука: красный квадрат. Далее взрослый поёт слияние гласных звуков, например: ау, и задаёт вопросы «Что я спела?», «Где так кричат люди?», «Сколько звуков я спела?», «Какой звук я пела первым, какой вторым?».
На этом этапе детям предлагают первые задания по звуковому синтезу: «Если спеть звук «У», а потом звук «А», что получиться?» Кто так плачет, выложите схему из квадратиков. Что обозначает первый кружок? Что обозначает второй кружок? Далее при выделении начальных ударных гласных из слов. Взрослый закрепляет у детей представления о гласных звуках. Какой звук слышится в начале слов «аист», «астра», «арка»? Какие имена, начинающиеся со звука «А» вы помните?
После вводится понятие «согласный звук». Взрослый объясняет детям, что при произнесении согласных звуков во рту есть всегда преграда, воздух не выходит изо рта так свободно, как при произнесении гласных звуков. Некоторые звуки можно тянуть, а вот петь их, открыв рот нельзя. Сразу же вводится обозначение согласного звука - синий кружок. В работе по анализу и синтезу обратных, а потом и прямых слогов используются те же приёмы, которые использовались при анализе и синтезе слияний гласных.
На этом этапе можно использовать игру «Живые звуки». Взрослый объясняет, что девочки будут гласными звуками, а мальчики – согласными. Девочки получают красные квадратики, а мальчики – синие. Взрослый произносит закрытые слоги, а дети выстраиваются перед ним и объясняют, какой звук обозначает каждый из них. Например, взрослый произносит слог «ук». Пара детей встаё т перед взрослым: девочка стоит слева, а мальчик справа. Девочка объясняет, что первым был произнесён звук «у», поэтому она встала первой. Мальчик объясняет, что звук «к» был произнесён вторым, поэтому он встал за девочкой.
Таким образом, при наличии систематической целенаправленной работы по формированию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста повысит качество речевого развития и звукопроизношения, что в дальнейшем позволит предотвратить возможные нарушения при формировании в дальнейшем письменной речи.