Дарья Лукашенко
Консультация для воспитателей «Психическое здоровье детей как залог успешного развития речи и навыков общения»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовил педагог-психолог Лукашенко Дарья Анатольевна
Психическое здоровье детей, как залог успешного развития речи и навыков общения
[/b]
По данным Министерства Образования Российской Федерации в этом году более 12% будущих первоклассников имеют нарушения речи, ведущие к хронической безграмотности.
С сожалением приходится констатировать, что в целом по России детей, страдающих нарушениями речи, становится всё больше. Причин тут несколько. Это и плохая экология, и ослабленное здоровье родителей, их неправильный образ жизни, особенно это касается молодых матерей, что ведёт в свою очередь к тому, что рождаются дети с ослабленной психикой.
Публикация «Консультация для воспитателей „Психическое здоровье детей как залог успешного развития речи и навыков общения“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Любой логопед подтвердит, что практически все дети, нуждающиеся в его помощи, страдают неуравновешенностью, много плачут, плохо спят, они неусидчивы, невнимательны, у них плохая память, дефицит внимания. Отсюда и нарушения речи, а позднее, в школьном возрасте – письма. Ведь не стоит забывать о том, что формированию правильной речи способствует здоровая психика ребёнка, а речь, в свою очередь, является отражением его психического состояния. Так, например, у гиперактивных, беспокойных детей нередко отмечается ускоренный темп речи, они пропускают многие фонемы в слове, как бы «проглатывают» окончания слов, такие дети склонны к появлению запинок в речи, возникновению заикания. У детей малоподвижных, инертных, ленивых речь наоборот часто замедленная, они растягивают слова, произнося их как бы нараспев, нередко они теряют мысль в процессе говорения, прерываются, «облегчают» артикулирование многих звуков, тем самым заменяют верный звук неверным.
Не следует забывать, что слово не только единица речи, но и единица мышления. Речь развивается параллельно с мышлением, и «сбои» в ней свидетельствуют о нарушении таких высших психических функций, как память, внимание, воображение, восприятие. Поэтому воспитание правильной речи помогает восстановить и все эти функции мышления, а значит и обеспечивает успешное обучение ребёнка в школе, позволяет ему чувствовать себя увереннее в детском коллективе, лучше социализироваться в кругу своих сверстников.
Специалисты выделяют здесь три критических периода в развитии речи ребенка:
- С 1года до 2 лет формируются предпосылки к речи, и начинается речевое развитие. Если в полтора года ребёнок не может составить предложение из 2-х слов – это уже повод для тревоги.
- В 3 года интенсивно развивается связная речь. Поэтому, если малыш в 2-3 года знает много слов, но не может составить из них фразы – это тоже признак отставания в развитии речи и психическом развитии.
- С 6 лет до 7 лет идёт развитие письменной речи. Вот почему так важно, чтобы к этому возрасту, устная речь ребёнка была полностью сформирована. Если к пяти годам в речи ребёнка отсутствуют или искажаются какие-либо звуки – нужно немедленно обращаться к логопеду.
Согласно междисциплинарному словарю «Язык. Речь. Коммуникация», который трактует связную речь как термин, употребляемый в трех значениях: 1) деятельность говорящего, процесс выражения мысли (процесс связной речи); 2) текст, высказывание, продукт речевой деятельности (анализ связной речи); 3)раздел методики развития речи (методика формирования связной речи).
В широком смысле связная речь рассматривается как акт коммуникации. Под связной речью понимают единицу речи, составные языковые компоненты которой представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. Признается, что связной речью являются отрезки речи, которые не обладают значительной протяженностью и не расчленяются на самостоятельные части, но характеризуются «самодостаточностью смысла и коммуникативной автономностью». Под отрезками (единицами) связной речи с лингвистической точки зрения понимаются высказывания, словосочетания, предложения, тексты.
В структуре личности ребёнка с ОВЗ связная речь является одной из важнейших составляющих, от уровня развития которой зависит умение донести до окружающих свои мысли, чувства, переживания, используя весь арсенал речевых средств в общении. Именно поэтому необходимо более глубокое развитие связной речи у детей с ОВЗ.
Воспитатель решает задачи по развитию связной речи у детей на занятиях по культуре речи, по развитию математических представлений, по изобразительному искусству, конструированию, на прогулке, во время режимных моментов, где предоставляются большие возможности для свободного общения.
На занятиях используются такие приемы, как объяснения, вопросы, речевой образец, демонстрация наглядного материала, упражнения, оценка речевой деятельности. Во время занятий необходимо постоянно создавать такие ситуации, которые побуждали бы ребенка к продуцированию речевых высказываний, развивали желание поделиться своими впечатлениями, рассказать о событиях в своей жизни. Методика применения различных приемов и сам их выбор претерпевают изменения на различных этапах обучения в зависимости от стоящих задач, от степени подготовленности детей, от уровня их активности, самостоятельности.
Зная всё это, не стоит забывать и о том, что у каждого ребёнка свои закономерности и особенности развития речи и психики. Не стоит стремиться «подогнать» развитие своего ребёнка под конкретные рамки. Нужно просто научиться слушать и понимать его и в нужный момент направить, подтолкнуть, помочь в овладении новыми навыками и знаниями. Тем более что в последнее время здоровью детей уделяется очень большое внимание и родители всегда могут обратиться за помощью к специалистам, которые помогут в преодолении трудностей в речевом и психическом развитии ребёнка.
Список использованной литературы
1. Лебедева И. Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучению рассказыванию по картине. Санкт-Петербург ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009
2. Фотекова Т. А., Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. — М. : АРКТИ, 2002. — 136 с.
3. Источник https://downsideup.org/elektronnaya-biblioteka/razvitie-rechi-i-navykov-kommunikacii-prakticheskoe-rukovodstvo/