красноштанова ирина николаевна
Консультация для воспитателей «Проблемные ситуации»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблемная ситуация (как мотивирующий приём и как форма организации совместной деятельности взрослого и детей) в педагогике существует в рамках концепции проблемного обучения (технология Е. Л. Мельниковой «проблемно-диалогическое обучение»).
И. Я. Лернер под проблемным обучением понимал решение учащимся (под руководством педагога) новых для него познавательных и практических проблем.
Публикация «Консультация для воспитателей „Проблемные ситуации“» размещена в разделах
- Игровые проблемные ситуации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
В теории М. И. Махмутова под проблемным обучением понимается система научно обоснованных методов и средств, применяемая в процессе развивающего обучения, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуации и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению с целью, в первую очередь, интеллектуального и творческого развития учащихся, а также овладения ими знаниями, навыками, умениями и способами познания.
В педагогическом словаре Г. М. Коджаспирова проблемное обучение – обучение, при котором учащимся знания не сообщаются в готовом виде. Знания приобретаются только в процессе разрешения проблемной ситуации.
Проблемная ситуация представляет собой интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом, что побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация обуславливает начало мышления в процессе постановки и решения проблем. Используется при формировании новых представлений, новых способов действий.
Проблемная ситуация (как мотивирующий приём) – начальный момент мыслительного процесса обучающихся, осознанное затруднение, пути преодоления которого необходимо самостоятельно найти.
Проблемная ситуация, проблемное задание, познавательная, поисковая задача (как форма организации совместной деятельности взрослого и детей) – задание, способ выполнения и результат которого учащимся заранее неизвестны, но уровень их подготовки позволяет самостоятельно найти способ его выполнения и получить ответ.
Этапы и приёмы постановки учебной проблемы :
1. Создание проблемной ситуации
Создать проблемную ситуацию значит ввести противоречие, столкновение с которым вызовет у детей эмоциональную реакцию удивления или затруднения:
- одновременно предъявить противоречивые факты, точки зрения (пример 1);
- столкнуть мнения детей опросом или практическим заданием (пример 2);
- выявить «житейские» представления детей вопросом или практическим заданием, а затем предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью (пример 3);
- дать практическое задание невыполнимое вообще (пример 4);
- дать практическое задание, не сходное с предыдущим (пример 5);
- дать практическое задание, сходное с предыдущим, а затем доказать, что задание ими не выполнено (пример 6).
2. Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации
Отдельные вопросы педагога, стимулирующие детей осознать противоречие, заложенное в проблемной ситуации :
«Что вас удивило? Что интересного вы заметили?» (пример 1);
«Сколько мнений? Почему так получилось?» (пример 2);
«Как вы думали сначала? А как на самом деле?» (пример 3);
«Вы смогли выполнить задание? Почему? В чём затруднение?» (пример 4);
«Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание сходно с предыдущим?» (пример 5);
«Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?» (пример 6).
3. Побуждение к формулированию учебной проблемы
Текст побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик:
«Чем мы будем заниматься?» (младший и средний возраст);
«Какой возникает вопрос?» (старший дошкольный возраст).
4. Принятия предполагаемых детьми формулировок учебной проблемы
На этом этапе возможно появление неточных и ошибочных детских формулировок. На такую формулировку лучше откликнуться поддерживающим кивком, репликой. А затем побудить детей к переформулированию проблемы «Кто ещё хочет сказать?», «Кто думает иначе?».