Елена Шишкина
Консультация для воспитателей «Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре на музыкальных занятиях»
▼ Скачать + Заказать документы
«Приобщение детей дошкольного возраста
к национальной культуре на музыкальных занятиях и праздниках»
Шишкина Елена
Темочки:
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
Народная музыка обладает большими возможностями, она несёт в себе огромный духовный заряд. Народное искусство позволяет приобщить детей к духовной культуре своего народа. Привить детям любовь к фольклору, интерес и уважение к своим национальным истокам.
Именно в фольклоре заложены большие возможности для воспитания творческого отношения детей к окружающему миру, усвоение нравственных норм из народных традиций.
Русская народная культура является богатейшим материалом не только для введения ребёнка в мир искусства, но и способствует развитию таких психических процессов как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально положительное отношение к объектам эстетического содержания.
Народная педагогика выработала свои традиционные правила обучения детей. Удивительно точно они соответствуют законам физического и интеллектуального развития ребёнка и составляют своего рода систему. В ней столько же рациональности, такта, сколько и стремления удовлетворить в ребёнке рано возникающую потребность в пении, художественном слове.
Именно родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Поэтому одним из приоритетных направлений коллектива детского сада является приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Актуальность темы заключается в необходимости формирования и развития у детей дошкольного возраста общественно значимых идеалов и ориентиров, необходимых для воспитания и нравственного развития духовно богатой личности.
Изученные на занятиях песни, игры и танцы становятся близкими и доступными ребёнку дошкольного возраста, когда включаются в его повседневную жизнь.
Известно, что большой интерес у детей вызывают выступления на праздниках перед родителями и на различных по тематике развлечениях. Педагог организует участие дошкольников в массовых играх и плясках, инсценирование шуточных песен, что позволяет детям наиболее полно проявить свои музыкальные и творческие способности.
В народных праздниках ярко выражается ощущение единства народа с окружающей природой. Ребёнку необходимо дать почувствовать атмосферу весенних, летних, осенних и зимних праздников. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями.
Причём, эти наблюдения непосредственно связаны с различными сторонами жизни человека во всей целостности и многообразии.
Незабываемое впечатление на детей и родителей оказывают проведение таких календарных праздников, как «Праздник Урожая», «Святки», «Масленица», «Троица», «Иван Купала», «Ярмарка».
Народная культура формирует у детей эстетическое отношение к окружающему, закладывает основы будущего успешного обучения ребёнка в школе, развивает психические процессы, формирует компоненты различных способностей.
Основными задачами являются:
- развивать устойчивый интерес к русской народной культуре
- развивать практические навыки эффективного использования народного творчества на основе разных видов музыкальной деятельности
- формировать у детей эстетические чувства, художественный вкус.
-развивать творческие способности в процессе музыкальной деятельности.
Пение:
Одним из главных жанров устного народного творчества является песня. Русская песня представляет собой синтез музыки, слова и движения. Это культурное наследие народа. Она доступна восприятию детей дошкольного возраста, её мелодический материал близок им и понятен. Неизменно в ходу принцип : переносить жизнь птиц и зверей на людские связи и отношения.
Народные песни - благодатный материал в работе с детьми. Они способствуют эстетическому развитию ребёнка. Особые интонации, ритмичность и напевность позволяют ребёнку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка. С раннего возраста следует вызывать эмоциональный отклик на песню.
Главная цель моих занятий – заинтересовать детей народной песней. Так же моё стремление было направлено на чистоту унисона, научить детей брать дыхание и экономно расходовать его, распеваться по полутонам вверх и вниз, петь простейшие попевки. Учить детей петь интонационно чисто, не перегружая голосовой аппарат.
Репертуар должен быть в удобной тесситуре, количество куплетов в песне должно быть ограничено. Трудность заключается в том, что нужно одновременно и петь и выполнять движения. При работе над песней можно сначала отдельно выучить с детьми сами слова, инсценирование песни, а потом соединить их с пением. Если дети расходятся в темпе при движении можно порекомендовать при разучивании пропеть песню в кругу с закрытыми глазами. Дети прислушиваются друг к другу и следят за своим пением, не отвлекаясь на движения.
Чтобы песня звучала более звонко можно поднять ее или опустить, т. е. транспонировать, чтобы детям было легче её петь.
Народную песню очень часто начинает солист или запевала. Она задаёт ритм, лад, характер, силу звука, интонирование должно быть естественным. И хоровой подхват должен всё это сохранить, не выкрикивать слова. Для этого можно попробовать пропеть песню шёпотом.
В народных песнях часто встречаются распевания одного слога на несколько слов. Следует обратить на это внимание и отдельно пропеть моменты, вызывающие трудность в исполнении.
При работе над песней руководителю следует объяснить детям незнакомые слова их назначение, чтобы дети понимали содержание песни и сопереживали героям.
Очень важно включать в распевание скороговорки, потешки. Они разогревают голосовой аппарат, развивают дикцию.
Можно произносить их громко, тихо, высоко, низко, в разном ритме пропевая и импровизируя.
Музыкально ритмические движения:
Танцевать народные танцы для детей дошкольного возраста гораздо сложнее, чем петь русские народные песни. Тяжело усваиваются шаги, развороты, движение по диагонали, спиной назад. Методический приём, который можно посоветовать при разучивании – танцевать без музыки под счёт.
Задорные плясовые интересны детям, шутливый характер помогает лучше раскрыть художественный образ.
Важно проводить репетиции в костюмах, хотя это сложно. Дети должны учиться ходить в сарафанах, носить головной убор, привыкнуть к костюму и цветовой гамме.
Игра – своеобразная школа ребёнка, она воспитывает у детей активность, сноровку, сообразительность, инициативу. В играх удовлетворяется жажда действия, предоставляется пища для ума и воображения, воспитывается умение преодолевать неудачи, постоять за себя и справедливость. Игры заставляют детей подчиняться воле коллектива. Особенно этим интересны считалки.
Перед игрой я обычно включаю считалку. Она настраивает детей на игру, помогает раскрыть задорный радостный характер.
Детям нравится сам процесс игры. Сначала нужно разучить игру без музыки, только когда дети запомнят условия игры, нужно переключить их внимание на трудную мелодию. В народных играх и песнях часто звучит параллельно переменный лад. Игра звучит без музыкального сопровождения, дети учатся петь, слушать свой голос и двигаться.
Сказка:
Мир фантазий и чары сказочных персонажей – могучая сила в воспитании детей.
В моё м опыте много сказок в песенном изложении: Теремок, Колобок, Гуси-лебеди, Снегурочка, Сказка про козла. Например Репка.
После каждой строчки повторяется припев:барыня ты моя, сударыня ты моя. Пробовала присоединить второй голос. Исполняли инсценировку сказки с использованием шумовых народных инструментов.
В нашем оркестре есть самодельные народные инструменты: рубель, коробочка, трещотки, свистульки. Детям нравится оркестрировать народные песни.
Если детям нравится это делать, то всегда можно ожидать хороших результатов.
Слушание:
Большую помощь педагогу могут оказать видео и аудиозаписи подлинных образцов народных песен в исполнении выдающихся певцов и фольклорных ансамблей. Ознакомление детей с живым песенным фольклором повышает уровень их знаний, расширяет общий и музыкальный кругозор.
На занятиях я включаю запись профессиональных народных коллективов, детских фольклорных ансамблей и солистов, исполняющих русские народные песни и шутливого и лирического характера. Затем обсуждаем с детьми исполнение, содержание песен и костюмы.
С самых малых лет мы можем привить и развить в ребёнке любовь к народной песне, к народному творчеству. Через слово, интонацию, родную речь, движение научить детей общению друг с другом, дать возможность реализовать себя в пении, ощутить гармонию и красоту фольклора. Фольклор должен стать не просто предметом изучения, а частью детской жизни, делая её богаче, интереснее и красочнее.
Библиографический список
1. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – Санкт Петербург «Детство Пресс», 2010.
2. Бударина Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб, «Детство Пресс», 2004.
3. Петров В. М., Гришина Л. Д. Короткова Л. Д. Праздники, игры и забавы для детей. М., Творческий центр «Сфера» 1998.
4. Соколов Л. Ю. Некрылова А. С. Воспитание ребёнка в русских традициях. Айрис- пресс, 2003.
5. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие. М. Айрис-пресс, 2007.
6. Мельникова Л. И., Зимина А. Н. Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях. М. Гном-Пресс, 2007.
7. Картушина М. Ю. Народные праздники в детском саду. М., Творческий центр Сфера, 2007.