Нажмутдинова Назира
Консультация для воспитателей «Причины безопасного отношения детей к природе»
▼ Скачать + Заказать документы
«Причины безопасного отношения детей к природе»
Мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связи с ней, вечно изменчивой и непреходящей, вечно угрожающей и дающей убежище от любой опасности.
Публикация «Консультация для воспитателей „Причины безопасного отношения детей к природе“» размещена в разделах
- Безопасность на природе, в лесу
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Человек, не видящей красоты природы, хуже, чем слепой: у него слепота души. А от того, у кого слепа душа, не жди доброты или честности, преданности или мужества. Мы должны с малых лет воспитывать в людях четкое понимание: природы принадлежит тебе, поскольку ты - человек, но не будет всего этого- зелени, живности и тебе не жить на земле. И наоборот : чем богаче мир вокруг, тем лучше будет жить в этом мире. Однако это не все. Мы говорим : «природа великий учитель». Мы, взрослые, учимся у нее всему – красоте, доброте, справедливости. Но при этом мы, сами того не замечая, вносим в наблюдаемую картину существенные поправки.
Что же предпочитаем не замечать в природе?
Мы не обращаем внимания на ее необходимую жесткость. Букашка ест букашку. Кошка ест птичку. Взрослые не станут брать пример с природы в этом. Ну, а дети? Они не видят никаких поправок. Они видят то, что есть. Мы им говорим : «Зачем ты топчешь травку? Зачем ты ловишь бабочку? Зачем ты мучаешь кошку? Они все хотят жить!» Мы правильно говорим. И дети верят. Но своим глазам они тоже верят. А видят они, что сильнейший поедает слабых. Но они – то, дети тоже сильные! Как же так – не применять своей силы? И применяют. Особенно, если взрослые не видят.
Как же быть? Как с самого начала дать понять ребенку, что он представитель Разума. Ведь Разум тем и отличается от всего остального живого, что живет по иным, по своим собственным законом. Это вопрос очень непростой, но мы говорим детям, учим их одному, а они в природе видят другое.
И если они задают вопрос об этом противоречии, мы, как правильно, отмалчиваемся, или отделываемся совершенно невразумительной фразой:
«Кошка кушать хочет!»
Нельзя уходить от этого вопроса.
Часто можно слышать вопрос : «Откуда в детях жестокость?» - «Это от неведения». Правильно, от неведения – лет, примерно, до пяти. А позже? Выходит, неведение это может остаться в человеке – уже даже не в ребенке – надолго, может быть, на всю жизнь? Впрочем, вот другая сторона этого вопроса. Дети всегда с удовольствием играют с животными. Собаки и кошки, ежики и черепахи могут быть их самыми закадычными друзьями. Дети могут другого, своего товарища, любить их, кормить, ухаживать за ними. Им в голову не прейдет причинить любимцам боль. Больше того, дети могут разговаривать с животными, признавая в них такое же сознание, как у самих себя, признавая в них такое же сознание, как у самих себя. Почему можно растоптать муравья, тащащего в муравейник соломинку, но нельзя обидеть живущего дома котенка? Видимо, все дело здесь в узнавании. Играя с котенком или щенком, ребенок угадывает в них характер, некоторую индивидуальность, которая возводит живое существо в один ранг с человеком. Бывает, что ребенок ударит другого, своего товарища. Не поделив игрушку. Но в этом случае он точно знает: этого делать нельзя – будет наказание. Этот рефлекс формируется в ребенке довольно рано. И потом, познакомившись с котенком или щенком, признавая в них некоторые собственные качества, ребенок следует сначала простому рефлексу, а позже приходит любовь. Причем, если у малыша был котенок, которого он любил, то и других кошек он обижать уже не будет. Нужно приблизить ребенка, насколько это возможно, к живому миру. Пусть у него будет маленький друг. Если ребенок научимся любить животных, это будет его первым шагом в любви ко всему живому.