Приложение МААМ

Консультация для воспитателей «Моделирование как средство развития связной речи дошкольников по ФГОС»

Кобозева Мария
Консультация для воспитателей «Моделирование как средство развития связной речи дошкольников по ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для воспитателей ДОУ

Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников по ФГОС

Связная речь – это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.

Публикация «Консультация для воспитателей „Моделирование как средство развития связной речи дошкольников по ФГОС“» размещена в разделах

Основная функция связной речи - коммуникативная. Она осуществляется в двух формах: диалогической и монологической. Каждая форма имеет свои особенности:

- Монолог содержит более полную формулировку информации, высказывание более развернуто.

- В диалоге речь не нуждается в развертывании мысли, может быть неполной, сокращенной, фрагментарной. (Слайд № 2)

В общении ребенка со сверстниками и взрослыми связная речь занимает особое место, отражая логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее.

В дошкольном возрасте у детей при построении связного высказывания наблюдаются трудности в составлении описательных и повествовательных монологов: нарушение логики, последовательности изложения, смысловые пропуски, использование формальной связи между предложениями, повторение одних и тех же лексических средств.

На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является метод наглядного моделирования, разработанный Л. А. Венгером, Д. Б. Элькониным, Н. А. Ветлугиной.

Что же такое моделирование?

(слайд №3)

«Моделирование» - исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модели.

«Модель» - это любой образ (мысленный и условный; изображения, описания, схема, чертёж, график, план) какого-либо процесса или явления (оригинала данной модели, используемый в качестве заместителя.

"Наглядное моделирование" - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Из данных определений следует, что в основе метода моделирования, лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким – либо условным знаком.

В чем особенность и значение моделирования?

(слайд №4)

Особенность и значение моделирования заключается в том, что оно за счет использования моделей делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания конкретных фактов, явлений при формировании знаний, приобщающихся по содержанию к понятиям

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста.

Введение наглядных моделей в образовательный процесс позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы. При этом используемые наглядные модели - стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи, схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, а также выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования, стилизованные обозначения «ключевых слов» основных частей описательного рассказа и т. п. - дают возможность оптимизировать процесс перехода от наглядно-действенного мышления к образному, формировать словесно-логическое мышление. С помощью схем и моделей дошкольники учатся преодолевать различные затруднения, переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха – придают им уверенность в своих силах.

Метод моделирования эффективен еще и потому, что позволяет педагогу удерживать познавательный интерес дошкольников на протяжении всего занятия. Именно познавательный интерес детей способствует активной мыслительной деятельности, длительной и устойчивой сосредоточенности внимания

А как утверждают психологи, ребёнок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует свою речь, учась мыслить.

Итак, актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что: (слайд №5)

• Во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

• Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

• В-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Сущность метода моделирования. (Слайд №6)

В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. Далее наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.

В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера: (слайд №7)

Предметные:

• геометрические фигуры (слайд № 8)

• символические изображения предметов; (слайд № 9)

• опорные картинки; (слайд №10)

Предметно-схематичные:

• планы и условные обозначения, используемые в них; (слайды № 11,12)

• блок - рамка (слайд №13)

Требования к модели :

- Чётко отображать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;

- Быть простой для восприятия и доступной для создания действий с ней;

- Ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены;

- Облегчать познание.

Модель как вид наглядности может быть использована во всех возрастных группах

Этапы работы с моделью :

1. Использование готового символа или модели.

2. Составление модели педагога совместно с детьми.

3. Самостоятельное составление моделей.

В процессе обучения связной речи моделирование служит средством планирования высказывания и может быть использовано в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

(слайд № 14)

- пересказ; (слайд № 15)

- составление рассказов по картине; (слайд №16)

- описательный рассказ; (слайд №17)

- творческий рассказ. (Слайд №18)

Закономерности формирования моделирования у дошкольников :

- Моделирование выполняется на знакомом детям материале, с опорой на знания, полученные на занятиях или в обыденной жизни.

- Целесообразно начинать с моделирования единичных конкретных ситуаций, а позднее – с построения моделей, имеющих обобщённый характер.

- Следует начинать с иконических моделей, т. е. сохраняющих известное сходство с моделируемым объектом, постепенно переходя к условно-символическим изображениям отношений.

- Начинать следует с моделирования пространственных отношений, а затем переходить к моделированию временных, логических и т. д.

- Обучение моделированию осуществляется легче, если начинается с применения готовых моделей, а затем их построения.

- Процесс обучения моделированию заканчивается интериоризацией действий, т. е. переводом планирования во внутренний план.

Применение метода наглядного моделирования существенно облегчает процесс овладения детьми навыками связной речи, позволяет успешно преодолевать недостатки в ее развитии.

Так, постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.

Практическая часть.

Моделирование по сказке «Кот, петух и лиса».

1. Чтение сказки.

2. Беседа по сказке:

- Кто жил в домике?

- Что наказывал котик петушку, когда уходил в лес?

- Кто хотел утащить петушка?

- Какую песенку пела лисичка?

- Как петушок звал котика?

- Как котик спас петушка?

3. А теперь давайте поиграем в сказку. Посмотрите сколько у меня фигурок. (рассматривание и называние геометрических фигур). Пусть квадрат будет избушкой в которой живут кот с петушком. Какая фигурка будет котиком? Почему котик – серый кружок? (Потому что котик такого же цвета – серый). Какая фигурка будет петушком? Почему петушок – это красный треугольник? (Потому что у петушка красный гребешок и красная бородка). Кем же будет оранжевый треугольник? Почему лисичка – большой оранжевый треугольник? (Потому что лисичка рыжая и по размеру больше,чем петушок и котик).

4. Рассказывание сказки с использованием геометрических фигур

Жили в домике петушок и котик

(в квадрат помещаются круг, треугольник)

Ушел котик из домика на охоту.

(в квадрате остается треугольник, круг убирается)

А лиса тут как тут.

(рядом с квадратом выкладывается оранжевый треугольник)

Схватила лиса петушка и понесла.

(красный треугольник помещается на оранжевый)

Лиса несет петушка, а котик их догоняет.

(рядом с оранжевым треугольником выкладывается серый кружок)

Отнял котик петушка и принес домой.

(красный треугольник перемещаем на серый круг и выкладываем квадрат)

(дети по показу выполняют действия с геометрическими фигурами)

Игра с фигурками может продолжаться, пока сохраняется интерес.

5. Рассказывание сказки с опорой на рамки (слайд 19)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников»Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников» Пластилинография считается одним из самых молодых направлений изобразительного творчества,нетрадиционная техника лепки,которая позволяет.

Консультация для воспитателей «Детский календарь» как средство развития восприятия художественной литературы у дошкольников»Консультация для воспитателей «Детский календарь» как средство развития восприятия художественной литературы у дошкольников» У детской литературы сегодня много «соперников» — мультфильмы, детские телепрограммы, компьютерные игры. В отличие от художественного произведения.

Консультация для воспитателей «Характеристика социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС» Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, социализация личности дошкольника и.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Взаимодействие воспитателей группы и логопеда в развитии связной речи дошкольников при помощи сюжетно-ролевой игрыВзаимодействие воспитателей группы и логопеда в развитии связной речи дошкольников при помощи сюжетно-ролевой игры Между игрой и речью существует двухсторонняя связь. Речь развивается и активизируется в игре, а сама игра развивается под влиянием развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Моделирование как средство развития связной речи дошкольников по ФГОС»
Опубликовано: 30 октября 2020 в 21:50
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Моделирование как средство развития связной речи дошкольников по ФГОС»» (включая файлы) размещена пользователем Кобозева Мария (УИ 1720932) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД