Любовь Мариампольская
Консультация для воспитателей «Отрицательные привычки — откуда они?»
▼ Скачать + Заказать документы
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРИВЫЧКИ — ОТКУДА ОНИ?
С привычками ребенок не рождается. Откуда же у детей нежелательные привычки?
Одна из существенных причин - пример старших. Ребёнок очень восприимчив как к хорошему, так и к дурному и как важно поэтому не давать повода для образования нежелательных привычек.
Публикация «Консультация для воспитателей „Отрицательные привычки — откуда они?“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Привычки. Полезные и вредные
- Темочки
Отсутствие целенаправленного и своевременного воспитания полезных привычек также может открыть путь для нежелательного в поведении ребенка. Например, если взрослые не требуют от детей, чтобы они не выходили из-за стола, не прожевав и не проглотив пищу, ребята бегут играть с полным ртом.
Сталкиваясь с новыми обязанностями, получая в свое распоряжение новые вещи или попадая в новые условия, ребенок ещё не знает, как себя вести; его опыт невелик, привычной формы поведения в этих новых обстоятельствах еще нет. Если взрослые не подскажут, как надо себя вести, и не проследят, чтобы все делалось, как надо, образование привычек будет стихийным.
Некоторые дети, не имея опыта взаимоотношений со сверстниками, в детском саду вступают в конфликты, предпочитают разрешать их в драках, по каждому пустяку жалуются воспитателю. Здесь важны согласованные действия воспитателя и родителей, чтобы не допустить образования привычки драться, ябедничать, научить ребенка дружески относиться к сверстникам. Неправы те родители, которые внушают ребенку, что надо уметь «дать сдачу», видя в этом главный способ самоутверждения ребенка. Воспитатель разубеждает сторонников такого метода, на примерах показывает, как у ребенка может сформироваться жестокость.
Многие отрицательные привычки взрослые сами невольно прививают ребенку. Так, например, постоянно пичкают его едой, насильно кормят, причем в таких количествах, которые превышают его потребности. Это нередко ведет к так называемой привычной рвоте, которая может в другой раз появиться при одном только виде пищи.
Некрасивые привычки возникают у детей из-за неудобной одежды, отсутствия носового платка или неудачной прически. Причины, породившие их, устранимы значительно легче, чем вызванные ими и прочно закрепившиеся действия. Поэтому так важно заботливо следить за одеждой ребенка, вовремя подстригать полосы, приучать самого ребенка следить за тем, чтобы у него всегда с собой был носовой платок.
Правильные взаимоотношения с детьми, построенные на взаимном уважении и доверии, залог успеха в воспитании ребёнка, в том числе и в воспитании полезных привычек. Чрезмерная строгость порождает у детей привычку скрывать свои мысли и чувства, а излишняя опека лишает самостоятельности, ограничивает возможность приобретения многих навыков и полезных привычек, доступных их сверстникам.
Одно из средств перевоспитания вредной привычки - замещение ее полезной. Малыш не знает, чем заняться. Надо приучать его находить себе дело, развивать интересы, дать ему возможность почувствовать радость достижений в овладении тем или иным умением.
Ребенок мусорит в помещении, на улице: бросает на пол бумажки от конфет, огрызки яблока, обрезки бумаги - приучайте его на улице использовать урну, укажите, как поступать в таких случаях дома. На первых порах не обойтись без напоминаний. Не менее важно, чтобы остальные члены семьи служили образцом в этом отношении, нужная привычка вскоре закрепится.
Искоренение нежелательного - процесс постепенный, нередко более трудный и продолжительный, чем образование новой привычки. На первых порах надо помогать ребенку воздерживаться от нежелательного: напоминать, отвлекать, переключать внимание. Это поможет забыть нехорошую привычку.
Итак, осуждение вредных привычек, устранение причин, порождающих и укрепляющих их, и замещение положительными – вот основные пути, ведущие к искоренению нежелательного в поведении ребёнка.
Нередко взрослые пожинают плоды своих упущений в воспитании ребёнка, когда он становится школьником: в ранце «жёваные» тетради, в классе вертится за партой, плохо выполняет обязанности дежурного. Поэтому очень важно своевременно воспитывать у детей полезные и доступные навыки и привычки.