МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Особенности восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста»

Евгения Николаевна Олейник
Консультация для воспитателей «Особенности восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

«Восприятие – это постижение глубинной сущности произведения и воздействие его на читателя».

В трудах Л. С. Выготского, Л. М. Гурович, А. В. Запорожца, Н. С. Карпинской, О. И. Никифоровой, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, Е. А. Флериной, и других ученых исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста.

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие. «В развитии познавательных интересов и потребностей большую роль играет книга… Литература тогда становится средством воспитательного воздействия, когда она пробуждает в ребенке богатство мыслей и чувств, вызывая сопереживание».

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е. А. Флерина, Н. С. Карпинская и др. отмечали, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность.

Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности. В произведениях Н. Н. Носова речь героев является замечательным примером для подражания, она эмоционально насыщенна, правильна и в то же время близка детям, проста и лаконична.

При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. По мнению Н. С. Карпинской, более углубленное понимание старшими дошкольниками содержания художественного произведения, эмоциональная чуткость, проявляемая ими в процессе слушания, свидетельствуют о формировании у них начатков эстетического восприятия. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

Эстетика и психология рассматривают восприятие искусства как сложный творческий процесс. «Эстетическое восприятие действительности представляет собой сложную психическую деятельность, своеобразно сочетающую в себе как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые мотивы». Литературное произведение обращается одновременно и к чувству, и к мысли читателя, помогая ему освоить богатый духовный опыт человечества. Многие произведения Н. Носова помогают детям приобрести различные знания в области растениеводства (рассказы «Огородники», «Про репку», животноводства (повесть «Веселая семейка, достоверными научными и техническими знаниями (например, «Незнайка в Солнечном городе», «Телефон», развивают мышление детей.

Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях. Этот эффект особенно усиливается при чтении рассказов Н. Н. Носова, так как герои его произведений всегда близки детям, они мыслят, чувствуют и поступают так, как это делают юные читатели. Он часто пишет от первого лица, что ещё больше сближает детей с героями его рассказов (сборники рассказов «Фантазеры», «Затейники»).

В условиях правильного воспитания ребенок с большой непосредственностью обнаруживает свое отношение к заслушанному произведению и высказывает свое мнение о нем. В основе требований ребенка к судьбе героя лежит логика личного отношения к нему.

О. И. Никифорова выделяет в развитии восприятия художественного произведения три стадии: непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе – работа воображения); понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление); влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание).

Одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами. На спектаклях кукольного театра дети иногда вмешиваются в события, пытаются помочь герою, хором подсказывают персонажам, чего делать не надо.

Е. А. Флерина называла характерной чертой восприятия художественного произведения детьми единство «чувствующего» и «мыслящего». Она отмечала и такую особенность, как наивность детского восприятия: дети не любят плохого конца, герой должен быть удачлив (малыши не хотят, чтобы даже глупого мышонка съела кошка). Все произведения Н. Н. Носова заканчиваются счастливо, каким бы ни было развитие сюжета. Какие бы неудачи не преследовали героев, они находят выход из всех ситуаций, приходят к правильным решениям.

В сложном процессе развития мышления малышей, где так важна чувственная основа восприятия, единство мысли и слова, художественная литература приобретает исключительное значение. Художественный образ освобождает слушателя от обязательности присутствия предмета. Его содержание, базируясь на детском опыте, может далеко выходить за его рамки, не боясь стать непонятной абстракцией.

Художественное восприятие ребенка на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется. Л. М. Гурович на основе обобщения научных данных и собственного исследования рассматривает возрастные особенности восприятия дошкольниками литературного произведения, выделяя два периода в их эстетическом развитии: от двух до пяти лет, когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства, и после пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство слова, становится для ребенка самоценным.

Для детей младшего дошкольного возраста характерны: зависимость понимания текста от личного опыта ребенка; установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков; эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.

В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.

По словам К. И. Чуковского, начинается новая стадия литературного развития ребенка, возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма). Это как раз наиболее подходящий возраст для чтения детям рассказов Н. Н. Носова, а также можно начинать знакомить их с романом-сказкой «Приключения Незнайки и его друзей», так как в старшем возрасте дети уже воспринимают чтение по главам, отслеживают изменения в жизни героев от главы к главе.

А. В. Запорожец отмечал, что «дошкольник 5 лет…начинает различать изображение и изображаемое: таковы реальные предметы и явления, а таково их изображение в сказке. Они связаны друг с другом, но они не одно и то же. Это важный шаг в понимании художественного образа».

В старшем дошкольном возрасте дети уже могут давать объективную оценку не только поступкам героев, но и их внутренним качествам, - «оценку, исходящую из высоких социально-нравственных мотивов». Особенно интересно в этом контексте наблюдать восприятие детьми рассказов и романа-сказки Н. Носова, обсуждать с ними мотивы поступков героев, их положительные и отрицательные черты. В произведениях писателя практически нет отрицательных героев, но положительные герои не всегда поступают правильно, потому и мнение детей изменяется в процессе чтения, что позволяет им приблизиться к более тонкому анализу мотивов, поступков и характеров героев.

«Художественное произведение увлекает дошкольника не только внешней стороной, но и внутренним, смысловым, содержанием». В исследованиях отмечается, что у ребенка 4 – 5 лет начинает в полной мере функционировать механизм формирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста. В возрасте 6 – 7 лет механизм понимания содержательной стороны связного текста, отличающегося наглядностью, уже вполне сформирован.

Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.

В старшем дошкольном возрасте дети уже хорошо понимают юмор в литературном произведении. Рассказы и сказки Н. Н. Носова для детей совмещают в себе два ценных и редко соединяемых качества – юмор и поучительность. «С помощью смеха он стремится рассказать юному читателю об окружающем мире, научить его честно и с пользой жить на Земле». В произведениях Н. Н. Носова присутствует «юмор комической ситуации, юмор жизни», по словам В. Приходько. По мнению В. Приходько, писатель раскрыл в своем творчестве «секрет смешного» – он «в необычайной, в предельной простоте». Произведения Н. Н. Носова потому так близки читателю, что были написаны для самых близких, самых родных писателю «малышей» - для сына и внука. Николай Николаевич не рассчитывал на «широкую аудиторию», потому-то он творил с такой любовью и искренностью, что невозможно не почувствовать во время чтения.

При ознакомлении дошкольников с художественной литературой очень важен тщательный отбор книг для детей.

Исследователи выделяют принципы подбора художественного материала. Во-первых, следует опираться на текущую воспитательно-образовательную работу с детьми, на интересы детей и те знания, которые они приобрели. Другой принцип – принцип новизны и даже контраста тому программному материалу, который проходят дети.

По мнению З. А. Гриценко, «самое пристальное внимание нужно уделять нравственному началу произведений, с помощью литературы будить в ребенке чувства добрые».

Подбирая художественное произведение для чтения детям, воспитатель в первую очередь ориентируется на его воспитательное значение. Однако доступность художественного произведения для детей определяется его словарным составом.

Особое внимание при отборе книг для чтения детям должно быть обращено на понятность словаря и его грамматических, смысловых изменений, на количество и качество новых для ребенка слов и грамматических категорий. Невнимание к языку ставит под удар произведение в целом, делает его малопонятным для ребенка, значит, и в воспитательном отношении недостаточно ценным, а подчас даже вредным, так как приучает ребенка к поверхностному, малоосмысленному восприятию. Особую значимость приобретают вопросы отбора художественного произведения и подачи его детям.

Очень важен внешний вид книги. Книга должна быть красочной, привлекательной и даже «завлекательной» с красивыми, яркими иллюстрациями. Важно, чтобы ребенку читали книги разного типа отражения действительности: сказки и реалистические произведения, стихи, и прозу, развлекательные и серьезные книги. Необходимое условие ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой – подбор книг для чтения в соответствии с возрастными особенностями восприятия детей, о которых уже говорилось выше.

«Выразительное художественное чтение доводит до сознания детей все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что дети начинают активно пользоваться этим богатством. Это возможно только при условии, если художественный образ и слово преподносятся детям в своей живой, ненарушимой целости».

Особенности восприятия детьми художественной литературы меняются на протяжении всего дошкольного возраста в зависимости от возрастных особенностей детей, а также в результате проведенной работы с детьми по ознакомлению с книгой. Художественная литература для чтения детям подбирается в зависимости от их возрастных особенностей, а также в связи с задачами воспитательной и образовательной работы, работы над развитием речи детей.

Литература

1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М. М. Алексеева,В. И. Яшина – М. : Изд. центр «Академия», 2000. – 400 с.

2. Андрюшина, И. И. Научно-методические основы речевого развития детей и использования художественного слова в детском саду в трудах Е. А. Флериной: Дис. канд. пед. наук. / И. И. Андрюшина. – М., 2003. - 250 с

3. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада / А. Г. Арушанова. – М. : Мозаика-Синтез, 1999. – 272 с.

4. Береговая, Л. Б. Ребенок и книга. / Л. Б. Береговая, Л. М. Гурович, В. И. Логинова. – М. : Просвещение, 1992. – 64 с.

5. Боголюбская, М. К. Художественное чтение и рассказывание в детском саду/ М. К. Боголюбская, В. В. Шевченко. – М. : Просвещение, 1970. – 238 с.

6. Большая советская энциклопедия в 30 т. /Гл. ред. А. М. Прохоров. – М. : Советская энциклопедия, 1976. – Т. 23, 640 с.

7. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада/ В. В. Гербова. – М. : Мозаика-Синтез, 2011. – 144 с.

8. Гербова, В. В. Ознакомление детей с произведениями художественной литературы// Дошкольное воспитание. – 1980.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников» Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается.

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Особенности восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста»
Опубликовано: 14 января 2025 в 20:05
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Особенности восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Николаевна Олейник (УИ 1336839) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
16 января 2025 четверг
Картотеки зимних прогулок. Выбирайте!
17 января 2025 пятница



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД