Альмухаметова Зулихан Какымжановна
Консультация для воспитателей «Особенности обучения основным движениям на воздухе»
▼ Скачать + Заказать документы
«Особенности обучения основным движениям на воздухе»
Подготовила воспитатель МДОУ «Детский сад «Сказка» п. Черниговский
Альмухаметова З. К.
Апрель 2017
В соответствии с требованиями «Программы воспитания и обучения в детском саду» в старше- подготовительной группе детского сада проводятся три занятия в неделю, одно из которых обязательно на свежем воздухе.
Публикация «Консультация для воспитателей „Особенности обучения основным движениям на воздухе“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Структура каждого третьего занятия является общепринятой и строится по той же схеме (вводная, основная и заключительная части).
Вводная часть начинается с построения на площадке и ходьбы, во время которой дети выполняют 3-5 дыхательных упражнений. В холодный период года построение на площадке не проводится и вводная часть начинается с выхода детей из помещения на улицу. После непродолжительной ходьбы дается медленный бег по площадке в течение 2- 4 минут (в зависимости от возраста). В этой части занятия осуществляются подготовка детей к предстоящей мышечной деятельности и обучение в основном различным видам бега:
широким шагом, высоко поднимая колени, приставным шагом, спиной вперед, парами, врассыпную и так далее. Выполняются также прыжки на одной и двух ногах, с ноги на ногу и другие. Использование этих упражнений направлено на улучшение пространственной ориентировки, укрепление мышц ног и таза, совершенствование осанки. Бег заканчивается ходьбой и перестроением в круг или колонны.
Основная часть занятия начинается с выполнения комплекса общеразвивающих упражнений. По окончании дети перестраиваются в колонну по одному, по ходу складывают использованный спортивный инвентарь и бегут со средней скоростью в зависимости от возраста от 40 секунд до 2 минут. Бег заканчивается ходьбой и перестроением для выполнения упражнения в основных движениях.
На каждом занятии дети упражняются в нескольких основных движениях. Первым выполняется новое или более трудное по координации движение. Затем дети вновь бегут со средней скоростью, после чего упражняются в другом, уже знакомом им движении. Упражнения в основных движениях заканчиваются медленным бегом, затем организуется подвижная игра или игра- эстафета. Игры предусматривают закрепление одного из основных движений; большое место в них занимает бег. Игра повторяется 4-5 раз, паузы между повторениями короткие.
В заключительной части проводится медленный бег.
Если во время игры дети много бегают («Ловишки», «Самолеты», «Ястребы и ласточки», «Мы веселые ребята» и другие, то в заключительной части продолжительность медленного бега не указывается, но она должна быть меньше, чем обычно (не более 1- 1,5 минут). Медленный бег переходит в ходьбу, во время которой выполняется 6-8 дыхательных упражнений. На этом занятие заканчивается.
При планировании обучения основным движениям предусматривается двухнедельный цикл, на протяжении которого движение, изучающееся на первом занятии, повторяется на втором и закрепляется на третьем. При этом рекомендуется следующие сочетания основных движений : метание- прыжки; упражнения в равновесии- метание; лазанье- упражнения в равновесии; прыжки- лазанье.
При выполнении упражнений необходимо стремиться к тому, чтобы дети меньше стояли и повторяли движение большее число раз, улучшая его качество. Этому способствует хороший показ, четкий рассказ, поощрение самостоятельности детей, их эмоциональный настрой.
Одежда детей для проведения физкультурных занятий на воздухе зимой (-6 -11 С) : спортивный костюм, майка, рубашка фланелевая с длинными рукавами, колготки, шерстяная шапка на хлопчатобумажной подкладке, шерстяные носки, кеды, варежки
Для сохранения нормального теплообмена важно, чтобы ткани хорошо поглощали влагу из пространства под одеждой и удаляли ее наружу. Этим требованиям отвечают хлопчатобумажные, трикотажные ткани, рыхлые шерстяные. Использование одежды из синтетических тканей не рекомендуется, так как они плохо впитывают влагу и не обеспечивают необходимую воздухопроницаемость, особенно при выполнении физических упражнений.
Заниматься в зимних пальто, шапках- ушанках или в меховых на ватной подкладке не рекомендуется: такая одежда стесняет движения детей, слишком тяжела, мешает необходимой отдаче тепла, вызывает повышенное потоотделение. Вспотевшие дети расстегивают ворот пальто, развязывают шапки и подвергаются резкому воздействию холода.
Время занятий на прогулке зависит от климатических и погодных условий. Проводить физкультурное занятие на свежем воздухе можно непосредственно перед прогулкой, затем переодеть детей и продолжить прогулку или же проводить занятие в конце прогулки.