МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Организация здорового ритма жизни и двигательной активности в ДОУ»

Elena Schuvalova
Консультация для воспитателей «Организация здорового ритма жизни и двигательной активности в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

Организация здорового ритма жизни и двигательной активности в ДОУ.

Основными психогигиеническими и психофизическими средствами в ДОУ является рациональный оздоровительный режим. Режим дня в детском саду должен быть гибким. При его определении необходимо учитывать биоритмы детей, погодные условия, время года. В зависимости от состояния детей допустимо сокращение времени образовательной деятельности, изменения ее структуры, увеличение времени прогулок и сна в зависимости от погодных условий. Неизменными остаются компоненты режима – время приема пищи, дневной сон, общая длительность пребывания ребенка на свежем воздухе (прогулки днем и вечером, длительность двигательной нагрузки в соответствии с возрастом.

Публикация «Консультация для воспитателей „Организация здорового ритма жизни и двигательной активности в ДОУ“» размещена в разделах

Современные дошкольники испытывают значительные умственные нагрузки. Многие школы требуют, чтобы в первый класс пришли дети умеющие читать, считать, писать. И педагоги детских садов вынуждены строить свою работу в соответствии с запросами родителей. Соответственно дети вынуждены находиться длительное время в статических позах. Поэтому происходит ограничение движений и у детей развивается гиподинамия. Для компенсации недостаточности движений используются оздоровительные физические упражнения. В результате выполнения этих упражнений улучшаются функциональные показатели сердечно сосудистой системы, ускоряется ее развитие. Развивается и укрепляется мышечный аппарат, активнее работает дыхательная система, улучшается координация деятельности нервных центров, повышается эмоциональный тонус. Занятия физической культурой улучшают процессы мышления, памяти, способствуют концентрации внимания, повышают функциональные резервы многих органов и систем организма.

Какие же бывают виды двигательной активности, и какое место в режиме дня они занимают.

Утренняя гимнастика - проводится ежедневно

Физкультурные занятия - 3 раза в неделю

Музыкальные занятия - 2 раза в неделю

Динамические паузы - ежедневно между занятиями

Профилактические упражнения - ежедневно перед прогулкой, перед сном и т. д.

Дозированный бег, ходьба на прогулке - ежедневно утром и вечером

Подвижные и спортивные игры - ежедневно

Игры – хороводы - ежедневно

Релаксационные упражнения - ежедневно перед сном

Бодрящая гимнастика - ежедневно после сна

Спортивный досуг - 1 раз в месяц

Познавательный досуг - 1 раз в 2 месяца

Физкультурный праздник - 1 раз в полгода

День здоровья - ежемесячно

Неделя здоровья - 1 раз в квартал

Хотелось бы более подробно остановиться на каждом виде работы и что конкретно включается из материалов в каждый вид двигательной активности.

Утренняя гимнастика.

Она нужна для закаливания организма, повышения работоспособности детей после сна и регулярной физической тренировкой в целях совершенствования мышечного аппарата, сердечнососудистой и дыхательной систем. Ее следует проводить при открытой фрамуге. Свежий воздух воздействует на кожные рецепторы холодом, что способствует быстрому повышению возбудимости ЦНС и восстановлению нормальной работоспособности.

Утренняя гимнастика проводится в различной форме:

- традиционная гимнастика (состоит из двигательных упражнений);

- игровая гимнастика (включает 3-6 имитационных упражнений, обычные образные движения, объединенные одной темой; можно использовать кассеты «Игровая гимнастика» С. Железнова, (рекомендована для младших дошкольников);

- гимнастика с использованием различных предметов проводится как традиционная;

- ритмическая гимнастика выполняется под ритмичную, бодрую музыку в умеренно быстром темпе. Можно использовать такие виды ритмической гимнастики как базовая аэробика, танцевальная, силовая, степ-аэробика;

- танцевально-гимнастические композиции представляют собой гимнастические пластические упражнения, объединенные одним музыкальны произведением;

- песенно-речевая зарядка состоит из 5-6 гимнастических упражнений, выполняемых под текст или песню;

- «Круг здоровья» включает в себя коммуникативные приветственные, хороводные игры, игры на внимание, выполняемые в кругу под пение педагога и детей. Рекомендуется проводить в начале учебного года, в период адаптации и на улице в ЛОП;

- звуковая гимнастика представляет собой традиционные упражнения с четкой фиксацией вдоха и произнесением звуков или слогов на выдохе. Упражнения желательно объединять одной темой;

- ритмическая гимнастика для малышей проводится с детьми предшкольного возраста. Для нее подбирают и записывают фонограмму детских песенок и потешек. Дети выполняют имитационные движения вслед за педагогом.

Физкультурные занятия.

Занятия проводят 3 раза в неделю – 2 в зале, 1-на воздухе. Температура воздуха не должна превышать 18-20 градусов, так как при более высокой температуре механизмы физической терморегуляции не развиваются.

В процессе систематических физических нагрузок растет тренированность организма ребенка, что способствует увеличению функциональных резервов организма. Положительный оздоровительный эффект возможен при соблюдении таких принципов, как постепенность, последовательность, повторность и систематичность физических нагрузок. Обязательными для каждого занятия должны быть упражнения на улучшение осанки и развития гибкости позвоночника. в конце занятия проводятся упражнения на расслабление мышц.

Физзанятия в зависимости от задач можно провести в следующей форме:

- традиционные (классические);

- круговая тренировка – дети выполняют общеразвивающие и двигательные упражнения, стоя кругу, играют в хороводные игры;

- занятия тренировочного типа – для отработки определенных движений или упражнений;

- комплексные – объединенные одним игровым сюжетом и включающим задания по развитию речи и музыкальные номера;

- игровые занятия – в которых используются различные виды игр (народные, игры-эстафеты, аттракционы, игры малой подвижности и др.);

- занятия по сказочному или литературному сюжету;

- занятия – путешествия – с использованием наглядности и музыкального сопровождения;

- занятия на свободное творчество – самостоятельное придумывание движений со знакомыми предметами (например-газетой и т. д.);

- обучающие занятия – где педагог разучивает новые упражнения;

- занятия – соревнования;

- занятия ритмической гимнастикой – состоит из танцевальных движений;

- тематические занятия – преобладание одного вида физических упражнений в различных сочетаниях;

- познавательные занятия – на которых дети обучаются самомассажу и оказанию первой медицинской помощи;

- контрольные занятия – направленные на выявление отставания в развитии моторики ребенка и пути их устранения.

Занятия желательно проводить под музыкальное сопровождение.

Оздоровительные занятия.

Занятия проводятся во вторую половину дня. Они имеют сюжетную основу и являются комплексными, объединяя музыку, физкультуру и речь. Они проводятся 1 раз в неделю в игровой форме, учитывая возрастные особенности детей.

1-ая младшая группа. Игровые занятия.

- двигательные упражнения с подтекстовкой (ходьба, бег, прыжки);

- основные движения (подлезание, перешагивание, с предметами и т. д.);

- песни с движениями;

- игры малой подвижности с подтекстовкой;

- подвижные игры с пением.

2-ая младшая группа. Комплексное, музыка + речь.

- двигательные упражнения с подтекстовкой;

-звуковая гимнастика;

- чтение стихотворений с движениями;

- пальчиковые игры;

- попевки и песни с жестовым сопровождением;

- ритмические и подвижные игры с текстом;

- элементы массажа тела.

Средняя группа. Звуковое, оздоровительное.

-звуковая гимнастика;

- упражнения с озвученным выдохом;

- речь с движением;

- песни с текстовым сопровождением;

- игры с пением;

- хоровод;

- элементарный массаж с подтекстовкой (тела, спины, ног, рук);

- упражнения двигательные и на развитие внимания.

Старшая группа. Театрализованное, физкультурное.

- ритмопластика;

- двигательные упражнения;

- основные движения;

- массаж спины, рук, ног, тела, биологически активных точек;

- упражнения на внимание и развитие дыхания;

- психогимнастика;

- релаксация.

Подготовительная группа. Интегрированное, оздоровительное.

- общеразвивающие и двигательные упражнения;

- ритмическая гимнастика;

- элементы коррегирующей гимнастики;

- дыхательная гимнастика;

- песни с оздоровительной направленностью;

- пальчиковые игры;

- массаж и самомассаж;

- разнообразные игры с пением;

- релаксация.

Динамические паузы.

Заполненная разнообразными видами двигательной активности пауза в учебной или трудовой деятельности, отличающейся значительным преобладанием умственной нагрузки или однообразными движениями. Физиологическая сущность динамической паузы – активный отдых, проводятся на занятиях по математике, развитию речи, ИЗО деятельности. К ним относятся – физминутки, пальчиковые и телесные игры.

Физминутки.

Состоят из 3-4 упражнений для большинства групп мышц (рук, ног, плечевого пояса, туловища, активизирующих дыхание и кровообращение.

Логоритмическая гимнастика.

Одна из форм активного отдыха для снятия напряжения после продолжительной работ в положении сидя. Выполняется под музыку, чтение стихотворения или пение педагога и детей.

Пальчиковые игры.

Помогают развивать у ребенка мелкую моторику, координацию движений и внимание, активизировать речевые навыки, память, мышление.

Телесные игры.

Дают возможность ребенку ощутить собственное тело. Во многих играх используют прием называть малыша по имени. Это дает ребенку возможность осознать, что именно его приглашают поиграть. Называют с показом части его тела.

Профилактическая гимнастика.

Проводится с целью повышения функциональных возможностей организма, работоспособности и восстановления здоровья. Выполнять ее нужно с педагогом и под его контролем.

Педагог должен использовать любую свободную минутку во благо ребенка.

«Минутки здоровья» включающие в себя разнообразные упражнения, необходимо проводить во время занятий, перед прогулкой, приемом пищи, началом утренней гимнастики или игровой деятельности, т. е. в каждую свободную минутку. Продолжительность ее 2-3 минуты, а оздоровительный эффект очень большой. Желательно сопровождать «минутки здоровья» стихами, которые легко запоминаются. Дети их повторяют и с удовольствием выполняют действия, соответствующие тексту. «Минутки здоровья» включают в себя массажи, самомассажи, дыхательную гимнастику, упражнения на коррекцию зрения, звуковую гимнастику, упражнения на растяжку позвоночника.

Массаж и самомассаж.

Система приемов дозированного механического воздействия на кожу и подлежащие ткани человека называются массажем.

Самомассаж – способ саморегуляции организма, один из приемов регулирования кровотока. Дети выполняют поглаживания, разминающие, постукивающие, похлопывающие движения в направлении кровотока – от периферии к центру.

Гимнастика для глаз.

Заключается в основном в фиксации зрения на различных точках, движение взгляда по тренажерам В. Базарного и некоторых движениях глазными яблоками и веками. Упражнения рекомендуется выполнять 2 раза в день до тех пор, пока они выполняются легко (3-6 раз). После них нельзя в течение 20 минут писать, читать или рисовать.

Дыхательная гимнастика.

Способствует нормализации дыхания, укрепляет дыхательную мускулатуру, предупреждает застойные явления в легких, удаляет мокроту. Статическое упражнение выполняется без движений конечностей и туловища. Динамические дыхательные упражнения сочетаются с различными движениями. Детям, страдающим заболеваниями органов дыхания, помогают упражнения с акцентом на выдохе, произнесением различных звуков (по Б. Толкачеву).

В детском саду со старшими детьми можно частично использовать методику парадоксального дыхания А. Н. Стрельниковой в игровой форме.

Желательно в каждой группе для формирования правильной осанки сделать «стену здоровья» - часть стены без плинтуса, чтобы ребенок, стоя около нее, мог прикоснуться к ней пятками, икрами, лопатками и затылком.

Бег, ходьба, подвижные и спортивные игры на прогулке.

Дозированный бег и ходьба на прогулке – один из способов тренировки и совершенствования выносливости, наиболее ценного оздоровительного качества. В начале и конце прогулки, дети выполняют пробежку вокруг сада. Скорость 1 м в секунду, после чего переходят на ритмическую ходьбу, ритм задает педагог хлопками или ударами в бубен. Моторная плотность прогулки 60% - сюда входят подвижные и спортивные игры, самостоятельная двигательная активность.

Игры – хороводы, релаксационные упражнения и бодрящая гимнастика.

Игры – хороводы в детском саду проводятся очень часто и все знают, как их проводить, но обязательным условием является знание детьми слов.

Релаксационные упражнения выполняют для снятия напряжения в мышцах, вовлеченных в различные виды деятельности. Релаксация – состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения, после сильного переживания или физических усилий. Рекомендуется выполнять несколько упражнений перед дневным сном: сняв верхнюю одежду плавно потянуться, плавно потянуться сделать дыхательные упражнения в медленном темпе под спокойную музыку и затем лечь в кровать слушая негромко звучащую спокойную классическую или релаксационную музыку.

Бодрящая гимнастика после сна.

Ее цель, сделать более физиологичным переход от сна к бодрствованию, улучшить настроение детей и поднять мышечный тонус. Она может состоять из 4-6 упражнений, выполняемых лежа или сидя, можно выполнять под музыку ритмичными движениями с самомассажем. Рекомендуется музыка Моцарта, Шопена, Чайковского, а так же музыку, имитирующую звуки природы. Общая продолжительность 7-15 мнут.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов ДОУ «Повышение двигательной активности детей посредством подвижных игр» "Повышение двигательной активности детей посредством подвижных игр». Выполнила инструктор по физической культуре Авдеева Татьяна Николаевна.

Консультация для педагогов ДОУ «Роль системного подхода в формировании основ здорового образа жизни у дошкольников». "Система" - слово греческое (systema, буквально означает целое, составленное из частей; совокупность элементов, находящихся в отношениях.

Консультация для воспитателей «Организация самостоятельной двигательной активности детей в ДОУ» "СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ.

Консультация для воспитателей «Организация двигательной активности детей» На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в различных регионах РФ и. в частности в.

Консультация для воспитателей «Организация предметной пространственной развивающей среды в ДОУ» Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание.

Консультация для воспитателей «Повышение двигательной активности воспитателей» Консультация для воспитателей «Повышение двигательной активности воспитателей»«Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой.

Консультация для воспитателей «Роль прогулки в развитии двигательной активности детей» ПРОГУЛКА- это один из самых важных режимных моментов, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности.

Консультация «Формирование потребности в двигательной активности на музыкальном занятии в ДОУ»Консультация «Формирование потребности в двигательной активности на музыкальном занятии в ДОУ» Дошкольный возраст является основным в формировании физического и психического здоровья ребенка. В программе «От рождения до школы» особую.

Организация двигательной активности для детей с ОВЗ В последнее время в силу ряда объективных причин увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Уже в дошкольном возрасте.

Статья на тему: «Организация работы в ДОУ по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста» ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДОУ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Организация здорового ритма жизни и двигательной активности в ДОУ»
Опубликовано: 15 октября 2017 в 10:24
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Организация здорового ритма жизни и двигательной активности в ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Elena Schuvalova (УИ 170352) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД