Балашова Наталья
Консультация для воспитателей «Организация работы по трудовому воспитанию детей 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
( 2 СЛАЙД) «Дайте детям радость труда.
Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости
и значимости исполняемой работы, возможность
доставлять радость другим».
В. А. Сухомлинский
(3СЛАЙД)Вопросы трудового воспитания остро стоят не только перед педагогами и родителями, но и перед всем современным обществом. Для родителей, имеющих детей дошкольного возраста, проблема воспитания положительного отношения к труду сопряжена с возрастными особенностями психического и физического развития дошкольников. У ребенка еще не сформированы чувства ответственности и понимание значимости своего труда. Для него труд – это игра «во взрослого». Поэтому от того, какой пример будет видеть малыш в отношениях взрослых к своему труду, труду других людей (в том числе и труду детей, зависит, какой характер будет носить результат трудового воспитания – социальный или асоциальный.
Публикация «Консультация для воспитателей „Организация работы по трудовому воспитанию детей 4–5 лет“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Средняя группа
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Трудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально-коммуникативном развитии - это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Для детей дошкольного возраста трудовое воспитание осуществляется путём привития навыков самообслуживания и элементарного бытового труда (в помещении и на улице, конструирования из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и другой материал.
С помощью трудовой деятельности ребёнок активно получает знания, умения и навыки, которые пригодятся ему на протяжении всей его жизни. Трудовая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребёнка. Труд следует рассматривать и как средство умственного воспитания, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу.
(4СЛАЙД)Современные родители дошкольников огромное внимание уделяют умственному воспитанию детей, подготовке их к обучению в школе и не всегда придают значение трудовому воспитанию в развитии ребенка.
Взрослым хочется все сделать самим – быстрее, лучше, аккуратнее. Они не задумываются над тем, что если ребенку все время отказывать в желании что-то сделать самому (застегнуть пуговицу, завязать шнурки, накрыть на стол, полить цветы, помочь, то в скором времени таких желаний у ребенка появляться не будет.
Нередко воспитатели и родители, организуя совместную трудовую деятельность детей, сами выполняют большую часть работы. А детям достаются лишь отдельные поручения — принеси, подай, помоги, подержи, что, естественно, не вызывает у них интереса к трудовому процессу.
В практике семейного воспитания часто распространена авторитарная модель руководства трудовой деятельностью, которая выражается в следующем: угроза наказания за плохое отношение к труду, наказание трудом за плохое поведение, недовольство неумением ребёнка.
А в свою очередь, трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности ребёнка. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребёнка, его движения становятся увереннее и точнее, он лучше ориентируется в пространстве. Труд оказывает влияние и на умственное развитие детей. Он способствует формированию таких качеств, как сообразительность, наблюдательность, тренирует память, внимание. Труд способствует развитию мышления - ребёнку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. В процессе труда взрослые дают детям полезные знания о предметах, материалах и орудиях труда, их назначении и использовании. Опыт показывает, что труд формирует такие качества как трудолюбие, усидчивость, терпение, дисциплинированность, прилежание, а это эффективное средство подготовки ребёнка к обучению в школе.
(5 СЛАЙД)Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.
В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:
• формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
• воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества.
• развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.
(6 СЛАЙД)Рассматривая особенности организации трудового воспитания в детском саду, выделяют следующие виды детского труда :
Самообслуживание.
Хозяйственно-бытовой.
Труд в природе.
Ручной труд
(7 СЛАЙД)1. Навыки культуры быта (самообслуживание) – это труд ребёнка, направленный на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, приём пищи, уборка постели, игрушек, подготовка рабочего места, санитарно-гигиенические процедуры и т. д.). Воспитательное значение этого вида труда заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность. В работе использую разные методы и приё мы: игровые ситуации; чтение худ. литературы; показ; напоминание, объяснение; дид. игры, личный пример; рассматривание иллюстраций и др. Помогают в формировании умений и навыков по самообслуживанию различные алгоритмы выполнения действий. В средней группе педагог совершенствует умение одеваться, раздеваться, аккуратно складывать одежду, сушить мокрые вещи, ухаживать без напоминания за обувью. Педагог проводит работу по формированию более сложных навыков самообслуживания. Это выражается в повышении требований к качеству действий, к организованному поведению в процессе ухода за собой, к времени, затрачиваемому на это. Педагог формирует у детей приемы взаимопомощи, учит их как обратиться за помощью к товарищу, как ее оказать, поблагодарить за услугу.
(8 СЛАЙД)2. Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива, поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым в организации режимных моментов. В средней возрасте содержание хозяйственно-бытового труда значительно расширяется: дети полностью сервируют стол, готовят все необходимое для занятий, стирают кукольное белье, протирают стеллажи от пыли, подметают дорожки на участке и т. д. Со второй половины года дети дежурят по столовой, накрывают на столы. В группе оформлен «Уголок дежурства», где дети сами следят за сменой дежурства; есть фартучки и шапочки для дежурных. Перед занятиями помогают готовить рабочее место : раздают необходимые материалы и оборудование, после занятий – помогают убирать.
Дети учатся замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. В течении года с ребятами организуется сбор веток и камней на участке, зимой – расчистка детских построек и дорожек от снега. Весной оформление группового огорода.
Ежедневно наводим порядок в группе после игр, перед прогулкой и уходом домой.
По пятницам вместе с ребятами моём игрушки, обтираем строительный материал.
(9 СЛАЙД)3. Труд в природе – уход за растениями, животными, выращивание овощей на огороде и растений в уголке природы, цветнике. Дети принимают участие в поливе, рыхлении, опрыскивании комнатных растений. Обтирают по мере необходимости листочки.
Ежедневно с наступления холодов мы подкармливаем птиц на участке.
Весной организуем огород на подоконнике: высаживаем лук и семена на рассаду, ухаживаем и наблюдаем за их ростом. С ребятами посадили цветы на клумбы, на грядку - укроп и петрушку, лук. Дети помогали осуществлять полив, наблюдали за прополкой, помогали убирать сорняки.
Труд в природе помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствование движений, повышения выносливости, развитие способности к физическому усилию. В средней группе педагог учит детей соблюдать последовательность в работе, доводить дело до конца, убирать использованное оборудование Труд всегда связан с затратой физических сил, требует напряжения внимания, поэтому необходимо дозировать его, учитывая физические возможности и психологические особенности детей данного возраста.
(10СЛАЙД)4. Ручной труд направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека. Развивает конструктивные и творческие способности детей и полезные практические навыки, формирует интерес к работе, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, изящнее, аккуратнее). В этом году мы учимся работать ножницами, выполняем различные аппликации, готовим подарки мамам и папам.
(11СЛАЙД)Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах:
* поручения
* дежурства
* коллективный труд.
(12СЛАЙД)Число поручений в средней группе значительно возрастает, так как постепенно обогащается опыт участия детей в труде, их умения становятся более прочными. Воспитатель имеет теперь возможность давать поручения сразу нескольким дошкольникам, хотя каждому из них определяется конкретное дело. Таким образом, в труде все чаще начинают принимать участие одновременно несколько детей, что дает возможность чаще и более систематично включать их в полезную работу.
Поручения становятся средством формирования у детей привычки к трудовому усилию, готовят их к дежурствам.
(13СЛАЙД)Дежурства - форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участия в труде. Назначение и смена дежурных происходят ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужны для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.
Дежурства вводятся постепенно. В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельны при выполнении работы. Это позволяет в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой. Ежедневно за каждым столом работает один дежурный. Воспитатель учит ребенка соблюдать последовательность в работе, контролирует его, приходит на помощь, учитывая его индивидуальные особенности.
Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. Воспитатель назначает 2—3 дежурных (в зависимости от объема работы) и сам распределяет между ними работу, приходит им на помощь, учит детей доводить дело до конца, убирать использованное оборудование.
Большое внимание в организации трудовой деятельности дошкольников уделяется решению задач нравственного воспитания. Педагог формирует у детей представление о важности выполняемого ими дела для коллектива, воспитывает желание вовремя справиться со своей работой, проявляя заботливость об окружающих. Он обращается к дежурным как к своим помощникам, благодарит за своевременное выполнение обязанностей, учит всех детей относиться с уважением к их труду. Растут требования и к качеству работы дежурных, своевременному ее выполнению, уровню самоорганизации. Дети должны проявлять достаточную деловитость, сноровку, сознательно выполнять предъявляемые требования.
(14СЛАЙД)Также появляется больше возможностей для организации коллективного труда детей : уборка групповой комнаты или участка, разбивка огорода, цветника, сбор урожая, семян, оформление зала к празднику и т. д. Обычно коллективный труд на участке организуется во время прогулки, в групповой комнате - во вторую половину дня.
В процессе коллективного труда воспитатель уделяет большое внимание характеру взаимоотношений, складывающихся между детьми, способствует проявлению заботы, дружбы, подсказывает, как надо поступить, учитывая складывающиеся ситуации («Посмотри, как Коле неудобно одному нести стол, предложи свою помощь», «Наташа очень хорошо стирает, но у нее оказалось больше дела, чем у других. Пойди помоги ей», «Посоветуй Грише, как удобнее сгребать мусор из-под кустов, покажи» и т, п.). По окончании работы педагог подчеркивает преимущество коллективного труда («Каждый потрудился немножко, а вместе весь участок убрали», хвалит тех, кто трудился добросовестно.
(15СЛАЙД)Ознакомление с трудом взрослых. Знакомим детей с трудом взрослых, включая в воспитательный процесс наблюдения, беседы, просмотр фотографий и иллюстраций с изображением людей разных профессий, СРИ, д/и, чтение художественных произведений. В группе имеются настольные игры и картотека дидактических игр по трудовому воспитанию. Благодаря этому расширены представления детей о различных профессиях, элементах и средствах труда. Методы ознакомления с трудом взрослых : наблюдение за трудом взрослых экскурсии (на пищеблок, в мед кабинет, в кабинет зав., в магазин и т. п.) беседы (о труде, трудовой деятельности, о человеке труда); чтение худ литературы; рассматривание картин; рассказы воспитателя; дидактические игры; участие в труде взрослых.
Дидактическая игра "Забытые профессиии". Возникла идея – познакомить детей с профессиями, которые существовали на Руси. Цель игры: формирование системных представлений детей о необычных и интересных профессиях старой России. Формирование представлений детей о профессиях : гончар, кузнец, вышивальщица, земледелец, мельник, сапожник, рыбак, портной; их орудиях труда и результатах их деятельности.
(16СЛАЙД)Компоненты трудовой деятельности :
Мотив– это причина,побуждающая к трудовойдеятельности или заинтересовывающий момент.
Цель - это то, к чему надо стремиться.
Трудовые действия – это то, при помощи чего осуществляется цель и достигается результат.
Планирование - это умение предвидеть предстоящую работу.
Результат - это показатель завершения работы, фактор, помогающий воспитывать у детей интерес к труду.
Содержание труда в дошкольной группе от4 до 5 лет.
(17СЛАЙД)УСЛОВИЯ ДЛЯ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ Каждая группа детского сада обеспечивается оборудованием и материалами для организации детей. Для хозяйственно-бытового труда необходимы : *фартучки
*метелки
*совки
*щетки
*тазики
*наборы для маленькой хозяйки
*подносы
Удобно разместить на специальных полочках в умывальной комнате
Для труда в природе :
*лопаты
*грабли
*лейки
Необходимо наличие и различных материалов: семян для посевов, шишек, желудей, брусков дерева и т. д.
Для труда на участке должны быть:
* деревянные грабли для сгребания сухих листьев
*тачка для перевозки земли, песка, опавших листьев
*метелочка
Все оборудование должно быть: *в достаточном количестве *хорошего качества *соответствовать возрасту детей * иметь привлекательный вид: яркий цвет леек, приятная форма коробок для хранения природного материала, нарядные фартуки и др. Это способствует формированию культуры труда, вызывает эстетическое удовольствие, радует детей. Оборудование на участке и в группе располагают так, чтобы детям было легко и удобно пользоваться.
(18СЛАЙД) Средства, методы и приемы трудового воспитания :
Непосредственно образовательная деятельность Совместная деятельность в процессе режимных моментов в течение всего дня
Наблюдения за трудом взрослых
Организация трудовой деятельности и посильной помощи взрослым
Экскурсии
Художественные средства (изо, музыка, художественная литература и др.)
Дидактические, настольные,
с/р игры
Рассматривание картин, иллюстраций, картинок Использование ИКТ
Интеграция образовательных областей
(19СЛАЙД) Трудовое воспитание неразрывно связано с использованием индивидуального подхода. Он начинается с учёта личностных особенностей каждого ребёнка, уровня его трудовых навыков. Это очень важно если требования педагога завышены, то дети быстро устанут, потеряют уверенность в себе. Также при реализации индивидуального подхода учитываются нравственные качества ребёнка (активность или, наоборот, застенчивость). Трудовое воспитание ребёнка должно осуществляться при тесном взаимодействии педагогов с семьё й: требования воспитателей и родителей не должны противоречить друг другу. Воспитатель рекомендует мамам и папам, чтобы и у себя дома ребята имели определённые обязанности Эффективнее будет, если привлекать и родителей к вопросу трудового воспитания. В дошкольном образовательном учреждении должны проводиться специально организованные формы работы с родителями по данному вопросу: такие как благоустройство участка, субботник, совместное творчество, привлечение к изготовлению поделок и т. д.
(20СЛАЙД) Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нем участвуют все дети. В труде даже самые непослушные, неуверенные дети становятся целеустремленными, активными.