Анастасия
Консультация для воспитателей «Организация питания в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация дежурства в детском саду для детей
дошкольного возраста.
Дежурства - это одна из форм организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. Несмотря на кажущийся незначительный результат труда, дежурства имеют большое значение в воспитании детей. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяется общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного и заботливого отношения к людям и природе. Дежурства ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.
Публикация «Консультация для воспитателей „Организация питания в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Правильное питание ребенка. Консультации
- Продукты питания
- Темочки
Задачи дежурства:
- Навыки самостоятельности, ответственности, умение организовать себя
- Выполнение по образцу, стремление трудиться на пользу коллектива
- Регулярность: ежедневно, выделив время в режиме дня.
- На выходе необходимо получить навык четко перешедший в привычку
Роль ребенка: помощник взрослого.
Количество детей-дежурных может быть различно: пара – дежурство на группу или 1 дежурный на каждый стол.
Смена дежурных – ежедневная, 1 раз в 2 -3 дня, 1 раз в неделю. Чем старше дети, тем более длительным может быть дежурство.
При назначении дежурных нужно учитывать навыки детей:
Дежурные, работая вместе, обслуживают всю группу. При такой организации дети ставятся в новые условия, к ним предъявляются более сложные требования: согласовать свою работу с работой товарища. Отвечать вместе по результатам, справедливо распределять работу между собой.
Выделяют три вида дежурства: дежурство по столовой, дежурство по занятиям и дежурство по уголку природы.
Вторая младшая группа
Дежурство по столовой вводится во второй младшей группе со второй половины года. Перед ребенком - дежурным ставят только одно условие: помочь помощнику воспитателя накрыть на столы. Ежедневно за каждым столом работает дежурный. Надев фартук и колпачок (косынку, вымыв руки с мылом, ребенок помогает раздавать ложки, ставит хлебницы, стаканы с салфетками, заранее приготовленные взрослым на раздаточном столе. Воспитатель или помощник воспитателя раскладывают индивидуальные салфетки, чтобы показать дежурному, кто присутствует. Руководя детьми, педагог опирается на интерес к процессу деятельности, создает эмоционально - положительное отношение к нему. Воспитатель учит ребенка соблюдать последовательность в работе и умению не отвлекаться от дела, а также стремится к созданию спокойной обстановки, контролирует его, приходит на помощь, учитывая его индивидуальные возможности.
Средняя группа
В средней группе дети продолжают дежурить по столовой, назначается двое дежурных, которые полностью накрывают на столы: раздают индивидуальные салфетки, ложки, вилки, ставят хлебницы, стаканы с салфетками, заранее приготовленные на раздаточном столе. Дежурные сами наполняют стаканы салфетками.
Дети (не дежурные) средней группы убирают посуду после еды: каждый ребенок ставит свою тарелку на край стола, относят чашку на раздаточный стол.
Убирать посуду, кроме чашек (дети сами их относят) должен взрослый!
Дежурные убирают со стола хлебницы, стаканы с салфетками, а няня – сложенные стопкой тарелки, ложки, вилки.
Во второй половине года в средней группе вводится дежурство по занятиям (разложить кисточки, поставить баночки с клейстером, постелить индивидуальные салфетки и т. д., так же помогают убрать материал после занятий.
Воспитатель подчеркивает, насколько ребенок проявляет заботу о товарищах, внимателен к ним, как относится к своим обязанностям. Он разъясняет, что работа дежурных необходима, что дети должны помогать взрослым в их работе, опирается на положительные примеры поведения детей в труде.
Старшая группа
Старшая группа на дежурство по столовой назначается так же по два ребёнка. Дежурные заходят пораньше (быстро переодеваются, моют руки, надевают фартуки, косынки или колпачки и полностью сервируют стол посудой, заранее приготовленной помощником воспитателя на раздаточном столе, в соответствии с числом детей. Процесс обязательно контролируется взрослым.
Частично дети убирают каждый сам за собой. Каждый ребёнок после еды отодвигает свою тарелку на край стола, чашку относит на раздаточный стол как и в средней группе. При этом важно понаблюдать, чтобы дети не задерживались возле раздаточного стола и не создавали беспорядка.
Дети не должны носить посуду в мойку.
Дежурные должны после еды убрать салфетницы, хлебницы, помочь убрать ложки и вилки и смести крошки со столов, для этого должен быть специальные совок и щетка.
При этом дети не должны надолго задерживаться, чтобы лечь спать вместе с другими детьми.
Дети благодарят дежурных за оказанную помощь. Дежурные должны накрывать на стол в соответствии с меню, которое должно быть им известно от воспитателя (ставятся, например, салатницы). Воспитатель проверяет выполнение дежурными их работы, делает соответствующую оценку и привлекает к ней детей. Увеличиваются требования к темпу работы, проявлению организованности в её процессе, деловитости и самостоятельности.
Работа дежурных должна сочетаться с самообслуживанием детей. Дежурные сами или с помощью воспитателя распределяют, кто и что будет делать.
Воспитатель обращается к ним как к своим помощникам, учит их выполнять задание ловко, экономными приёмами, подбадривает неумелых, одобряет инициативу и старательность.
Дежурства на занятиях. Помощь может быть оказана как перед занятием, так и накануне. Перед занятием дежурные должны узнать, какие материалы будут нужны, помогают раздать необходимый материал, налить клей, принести в группу пособия для занятия. Накануне для занятия помочь вырезать геометрические фигуры, принести наглядный материал, помочь стереть пыль, расставить стульчики.
Если воспитатель умеет опираться на помощь дежурных, всячески подчеркивает ее важность, у детей растет ответственность за выполнение порученного дела.
У детей старшего возраста имеется еще один вид дежурства – дежурство в уголке природы (начинается с начала года). Разъяснить значение этого вида дежурства можно на занятии при знакомстве с растениями и их потребностями, а так же с условиями содержания этих растений.
Также дети среднего возраста должны учиться, а старшего возраста должны уметь заправлять свои постели: поправлять простыни и наволочки, складывать одеяло, расправлять покрывала. После детей помощник воспитателя еще раз поправляет постельные принадлежности. Дети не должны сами снимать постельное белье при его смене. Помощники воспитателя не должны заставлять уносить белье в прачечную, посылать или брать с собой детей на кухню.
Когда воспитатель переходит к организации общего труда дежурных, он объединяет детей в пары. Зачастую воспитатели объединяют детей в пары по принципу «умелый с неумелым». Но это не всегда дает положительный результат. В старших группах у детей проявляется избирательное отношение друг к другу и это следует учитывать, поручая им дежурить вместе.
Воспитателю очень важно продумать содержание труда дежурных, с тем, чтобы он не носил формального характера, а был конкретным и необходимым для коллектива. Воспитатель обращается к дежурным как к своим помощникам, одобряет их действия, старательность, инициативу, умение выполнять задания, использовать рациональные приемы. Так перед занятием воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Дежурные так быстро приготовили все необходимое, что можно сразу начинать заниматься. Спасибо вам, молодцы!». В другой раз он может обратиться к ним с вопросом: «Ну как, можно начинать занятие? Приглашайте детей на занятие».
Все это повышает интерес детей к делу. Они чувствуют, что их работа нужна, а поощрение педагогом их действий укрепляет уверенность в своих силах.
Воспитатель приучает и детей благодарить дежурных за оказанную услугу, относиться с уважением к их труду. Если воспитатель умеет опираться на помощь дежурных, всячески подчеркивает их важность, у детей растет ответственность за выполнение порученного дела. Этому способствуют и беседы на тему «Как мы дежурим».
Время от времени воспитатель подчеркивает растущие умения детей, обсуждает с ними, что они еще могут делать; в беседе он особенно выделяет случаи проявления доброжелательного отношения к сверстникам, желания помочь помощнику воспитателю. Очень важно, чтобы и помощник воспитателя опиралась в своей работе на помощь детей, была терпелива к их неуверенным движениям и медленному темпу деятельности. Она может оказать большую помощь педагогу в обучении детей необходимым умениям.
Одежда и оборудование необходимое для дежурства и трудовой деятельности детей
Для того чтобы дети могли дежурить по столовой, в уголке природы, готовить материалы и пособия для занятий, необходим разнообразный инвентарь.
По столовой: фартуки и косынки (для мальчиков – колпачки или банданы, щетка-сметка (диаметр ручки- 2,5см.) и совок (12х12см).
В уголке природы: клеенчатые фартуки, нарукавники.
Весь инвентарь хранится в доступе детей в соответствии с их ростом.
Памятка по обучению детей дежурству по столовой
Дежурные дети, предварительно тщательно вымыв руки с мылом, надевают соответствующую одежду и головные уборы.
В это время помощник воспитателя подает на раздаточный стол салфетницы с бумажными салфетками, хлебницы, столовые приборы (ложки, вилки, ножи) в специальных емкостях, тарелки для первого блюда, чашки.
Дети вдвоем накрывают каждый стол скатертью или стелют индивидуальные салфетки для сервировки стола (из ткани или пластиковые) оговариваются между собой о том, кто какие столы сервирует.
Помощник воспитателя разливает в чашки напиток и раскладывает хлеб в хлебнице.
На подготовленный стол в такой последовательности дежурные ставят:
• салфетницы с бумажными салфетками (в центре стола);
• хлебницы с хлебом (в центре стола возле салфетниц);
• чашки с напитком (ближе к центру стола напротив места ребенка);
• тарелки для первого блюда (напротив места ребенка);
• столовые приборы (нож – справа от тарелки; ложку справа от ножа, вилку – слева от тарелки).
Обучая детей раскладывать приборы, следует делать это поочередно с каждым видом, это обеспечит четкость и правильность выполнения задания ребенком. Так, сначала один дежурный берет емкость с ножами и раскладывает их в определенном месте за теми столами, которые он обслуживает; второй дежурный в это время раскладывает вилки за своими столами; далее такие же действия проделываются и с другими приборами.
Помощник воспитателя приносит первое блюдо и наливает его в тарелки.
Дежурные приглашают детей к столу и желают всем приятного аппетита (дети старшего дошкольного возраста могут объявить меню, предварительно осведомившись об этом у воспитателя).
Существует определенный алгоритм сервировки стола, который может
незначительно меняться, в зависимости от возрастного состава группы.
Как видите, ничего сложного: 1. сначала на стол ставится салфетница; 2. затем - горячий напиток (чтобы он успел остыть); 3. после этого выкладываются столовые приборы соответственно возрасту (подробнее рассказано ниже); 4. завершающий этап - еда.
ТРЕБОВАНИЯ К СЕРВИРОВКЕ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
Группа для самых маленьких - место, где нужен особый подход. Именно в возрасте трех-четырех лет формируется эстетический вкус, прививаются навыки питания. К тому же, дети еще не слишком умеют координировать движения, а значит, необходимо обеспечить им повышенные уровень безопасности.
1. Посуда для сервировки стола должна быть красивой формы, желательно - с симпатичными яркими рисунками. Важно выбирать легкие ложки и тарелки - малышам сложно управляться с тяжелыми столовыми приборами.
2. При этом учтите, что трехлеткам необходимо давать только ложки, а уже на следующий год можно потихоньку приучать детей к вилкам.
3. Если сервируется завтрак, ужин или полдник на стол на салфетки ставятся десертные тарелки с такими же столовыми приборами - они лучше подойдут
4. Справа от них - чашки для напитков на блюдцах. Для младшей группы не стоит использовать стаканы - они быстро разобьются.
5. В обед детям обязательно подают первое блюдо. Лучше выбирать стандартные детские тарелки, а не специальные суповые - они удобнее.
6. На столе обязательно должна стоять хлебница и, если это предусмотрено меню, корзинка для фруктов или печенья.
7. Столовые приборы необходимо положить в конверты из салфеток - так гигиеничнее. Еда насыпается непосредственно перед приходом группы, чтобы не остыла.
ТРЕБОВАНИЯ К СЕРВИРОВКЕ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ В этом возрасте дети уже умеют пользоваться вилками, поэтому их стоит добавить на стол. К тому же, можно отказываться от использования детских тарелок - на смену им должны прийти настоящие супницы. Чуть выше мы показали вам пример оформления стола на четверых человек. Для малышей это действительно самая разумная рассадка: никто не мешает друг другу. В группах постарше это уже не обязательно. Поэтому в качестве примера пошаговой сервировки для детского сада мы покажем, как следует действовать для стола в 6-8 человек.
1. В первую очередь необходимо поставить хлебницу, накрытую полотняной салфеткой. Рядом с ней - салфетницу. Убедитесь, что их достаточно - на каждый стол нужна своя.
2. На полотняные салфетки необходимо разместить тарелки (если это обед - снизу плоская, сверху супница, положить справа вилку и ложку. В этом возрасте детям уже можно давать обычные столовые приборы. А вот с ножами лучше обождать до подготовительной группы - слишком велик риск травмы.
3. Расставьте стаканы или чашки. Если подаются горячие напитки, лучше налить их заранее, чтобы дети не обожглись.
4. Помните, что суп необходимо разливать непосредственно перед обедом, а горячие блюда подавать по мере съедания первого, так как остывшая еда менее полезна для детей.
Отдельное внимание нужно обратить на декорирование: флажки, красивая скатерть, фигурные салфетки. Это помогает акцентировать внимание на столе. В вопросах декора можно проявить фантазию - подробнее об этом читайте чуть ниже.
СЕРВИРОВКА СТОЛА ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ Выпускная или, как ее еще называют, подготовительная группа детского сада считается уже совсем взрослой. Еще бы, почти школьники! Дети уже принимают участие в накрывании стола практически наравне с воспитателями - они полностью его сервируют, за исключением подачи блюд. Кроме того, список столовых приборов расширяются - появляется целых два ножа: для еды и для масла. Разумеется, перед тем, как переходить к новой сервировке необходимо переговорить с родителями - убедитесь, что все дети знают, как ими пользоваться.
1. Как и ранее, на стол ставится хлебница и корзина для фруктов, если они предусмотрены в меню. 2. Однако теперь добавляется новый предмет - масленка со столовым ножом. Лучше выставить ее вместе с маслом, чтобы оно успело размягчится - твердую субстанцию детям будет сложно намазывать на хлеб.
3. Приборы кладутся на стол в таком порядке: нож и ложка справа от тарелки, вилка - слева. Если вы знаете, что в группе есть левша, учитывайте это при рассадке. Дети еще плохо координируют движения и могут возникнуть неприятные ситуации.
4. В этом возрасте уже можно переходить на взрослую посуду: полноразмерные миски, стаканы. 5. Так как дети начинают пользоваться ножами, вам следует проследить, чтобы всем хватало места - на ребенка должно приходится около 50 сантиметров за столе. Конечно, и младшим не должно быть тесно - однако в этом случае меньшее пространство может быть опасно.
6. Остальные рекомендации аналогичны предыдущим разделам этой статьи. В итоге вы должны получить примерно такой вид: