Виктория Новожилова
Консультация для воспитателей «Организация игрового пространства для сюжетно-отобразительной игры детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 52»
«Организация игрового пространства для сюжетно- отобразительной
игры для детей раннего возраста в период адаптации».
Подготовила педагог воспитатель - Новожилова В. В.
«Организация игрового пространства для сюжетно-отобразительной игры для детей раннего возраста в период адаптации».
Публикация «Консультация для воспитателей „Организация игрового пространства для сюжетно-отобразительной игры детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Сюжетно-ролевые игры. Атрибуты и пособия своими руками
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
Правильная организация предметной среды является одним из важных условий возникновения и развития сюжетной игры. В групповом помещении должно быть достаточное количество разных игрушек, которые нужно расставить таким образом, чтобы они побуждали малышей к разыгрыванию того или иного сюжета. Поэтому в игровой комнате создают зоны, специально предназначенные для разнообразных сюжетных игр : приготовления еды, кормления, сна, купания кукол. В определенных местах размешают машинки и строительный материал, хранят наборы инструментов, игрушек для игры в зоопарк, цирк и пр. Игровое пространство должно быть удобным, позволяющим детям играть как по - одиночке, так и в небольшой группе.
Все игрушки должны находиться в свободном доступе и иметь постоянное место хранения, чтобы малыши могли легко находить нужные для игры предметы.
Вместе с тем игровое пространство не должно жестко ограничиваться игровыми уголками.
Игра — это свободная деятельность, и каждый ребенок имеет право играть там, где ему удобно. Например, лечить куклу, играть со зверюшками, он может на свободном столике или на коврике. Воспитатель может и сам предложить малышу место для игры : «Собачка говорит, что хочет кушать. Давай покормим ее вот здесь, на коврике, здесь ее будка»
В качестве игровой зоны можно использовать и спальную комнату, например, устроить в ней уголок ряжения, место для укладывания кукол спать. Меняя по своему желанию место игры, дети чувствуют себя свободнее.
Освоение более широкого игрового пространства дает возможность варьировать условия игры, открывает простор для детской фантазии. Если ребенок вместе со взрослым или сам организовал игровое место где-нибудь в уголке, на коврике или на стульчике, а затем прервал игру, не следует сразу же требовать от него, чтобы он убрал игрушки на место или самим убирать их. Сохранение игрового пространства способствует возобновлению игровых действий, стимулирует дальнейшее развитие сюжета.
Для поддержания у детей интереса к игре желательно периодически обновлять игровой материал, заменять надоевшие малышам игрушки другими, которые временно могут храниться в закрытом шкафу.
Для обучающих игр, показов подбираются игрушки среднего размера (15-20 см, привлекательно оформленные, устойчивые, с подвижными частями (сгибающиеся ручки, ножки, что дает возможность демонстрировать разные движения, изменять положение в пространстве.
Игрушки для сюжетных игр традиционно подразделяются на два вида: реалистические и прототипические.
Реалистические игрушки — это игрушки, воспроизводящие облик людей, животных, черты реальных предметов. К ним относятся, например, куклы с подвижными частями тела, посуда, машины, мебель, имеющая функциональные элементы (открывающиеся крышки, дверцы, выдвижные ящички и пр.).
Прототипические игрушки лишь условно воспроизводят детали предмета, например, кукла с нарисованным лицом, плита, на которой на рисованы конфорки и духовка.
В группе должны быть представлены игрушки разных видов. Непременным атрибутом сюжетных игр являются куклы. Желательно, чтобы в группе были куклы разного «возраста», сделанные из разного материала, с разнообразной мимикой. Хорошо, если среди кукол будут представители разных рас, национальностей, профессий.
Размер кукол имеет немаловажное значение. В группе раннего возраста используются куклы крупного размера (35-50). Но, следует иметь в виду, что очень крупные куклы неудобны для манипуляций, малышам трудно удержать их в руках, они чаше сидят в статичных позах и используются лишь в некоторых игровых ситуациях. Таких кукол удобно кормить, причесывать, лечить, но неудобно пеленать или купать. Малышам легче играть с небольшими куклами-голышами; их можно носить, укачивать, купать, пеленать и т. п.
Помимо кукол у детей должны быть игрушечные животные (кошечки, собачки, медведи, курочки, петушки, рыбки и др.). Эти игрушки также должны быть сделаны из разных материалов, иметь разные размеры и яркую окраску.
Таким образом, в группе должны быть следующие материалы и игрушки:
• кукольная мебель, которая легко переносится ребенком (столики, стульчики, стол, плита, скамеечки, шкаф и т. п.);
• куклы в одежде, которую можно легко снимать и надевать (куклы в платьицах, кофточках, штанишках, туфельках, платочках, шляпках);
• игрушки для разыгрывания различных сюжетов : кормления кукол (посуда, столовые приборы, укладывания спать (подушечки, простынки, одеяльца, купания (ванночки, флаконы из-под шампуней, губки, салфетки, лечения (игрушечные наборы, в которые входят градусник, шприц, трубочка для прослушивания, кусочки ваты, бинтик и пр., прогулок (коляски с подушечкой и одеяльцем, машинки, уборки (губка, мыло, мисочка или раковина, совок, веник, салфетки); игры в парикмахерскую (зеркало, расческа, ленточки, пустые флаконы, игры в магазин (весы, игрушечный калькулятор, касса, «деньги», муляжи продуктов и др., игры в цирк ( заводные игрушки: обезьянка, курочка, заяц с барабаном, перчаточные куклы, маски разных животных, игры в солдатиков (соответствующие наборы игрушек) и др. ;
• строительные наборы для строительства домов, дорожек, забор чиков, мебели (кубики, цилиндры, арки);
• машины разных размеров, цветов, назначения («скорая помощь», пожарная машина, грузовики, легковые, гоночные машины, подъемный кран, самолеты, вертолеты, кораблики, поезд, трамвай, троллейбус и др.);
• предметы-заместители в коробках (кубики, палочки, шишки, шарики, детали от пирамидок, плоские детали от конструкторов разных форм, катушки, тряпочки, нарисованные на картонных тарелочках овощи и фрукты, а так же пустые кружочки, для того чтобы дети могли сами нарисовать нужный им предмет и пр.). Хочется немного поговорить о важности использования предметов-заместителей, про которые педагоги часто забывают. Важнейшим достижением раннего возраста является бурный рост воображения, для которого игра служит наиболее благоприятной почвой. На втором году жизни дети начинают пользоваться предметами-заместителями. Первые замещения появляются в игре малышей под влиянием взрослого. По его показу ребенок может покормить куклу палочкой вместо ложки, предложить ей кубик вместо хлеба, может также дополнить игровую ситуацию условным действием без предмета, например, поднести кукле пустую ладошку и сказать «конфетка». Однако в самостоятельной игре дети этого возраста, как правило, играют с реалистическими игрушками и замещения используют редко, так как не вполне понимают принцип замещения.
На третьем году жизни, и особенно во второй его половине, ребенок начинает активно и самостоятельно пользоваться предметами-заместителями. Появление символических замещений расширяет возможности игры, дает простор фантазии, освобождает ребенка от давления наглядной ситуации. Игра приобретает творческий характер. Если же взрослые не уделяют должного внимания игровой деятельности малышей, они задерживаются в своем развитии, а замещений не бывает даже к концу раннего возраста.
• крупные модули;
• большие и маленькие коробки с прорезями в виде окон, из которых можно делать поезда, туннели, дома и т. п.
• большое количество ширм, например, фасад автобус, а боковые стенки автомобиля, сделанная из картона или пластиковых труб обшитых тканью; могут быть тематические ширмы по сказкам; ширма-домик, ширмы по сенсорике со съемными компонентами; ширмы на развитие мелкой моторики и навыков одевания «Одень Машу»
Возрастные особенности детей второго года жизни таковы, что подбор игрушек и игрового материала, оформление игровой среды имеют особое значение. Внимание ребенка рассеивается, если в поле его зрения попадает одновременно много игрушек, поэтому их необходимо рассредоточить по всей комнате, желательно комплектовать по смысловым связям. Например, на плиту поставить кухонную посуду, на стол - чайную, обеденную, на лошадку посадить всадника, на тележку погрузить кирпичики, рядом с тазиком положить губку, полотенце, кувшин. Это подскажет ребенку, как выполнить не одно действие, а цепочку.
Игрушки, действия с которыми малыши еще не освоили, не рекомендуется давать для самостоятельного пользования. Сначала детей надо обучить игровым действиям в совместной игре со взрослыми. Так, если дети не умеют строить из кубиков, кирпичиков, воспитатель проводит обучающие игры в индивидуальной форме. Нецелесообразно, чтобы дети свободно играли с игрушками-забавами: воспитатель использует их в определенные моменты, чтобы порадовать малышей, отвлечь от грустных мыслей о доме, маме. Эти игрушки должны сохранять для ребенка новизну и неожиданность, чтобы оказывать воздействие на его чувства и переживания.
Для насыщения центра сюжетных игр рекомендуем пользоваться следующей литературой:
1. «Материалы и оборудование для детского сада» под редакцией Т. Н. Дороновой и Н. А. Коротковой
2. «Организация развиавющей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО» О. А. Карабанова, Э. Ф. Алиева, О. Р. Родионова
«Предметно-пространственная развиавющая среда в детском саду» Н. В. Нищева