Светлана Бородина
Консультация для воспитателей «Организация дистанционного обучения в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время наша привычная жизнь претерпевает серьезные изменения, связанные с эпидемиологической ситуацией в мире. В условиях пандемии нам приходится подстраивать свою жизнь и работу к режиму самоизоляции. Эти изменения затронули каждого. Перестраиваться пришлось и системе образования, в том числе и дошкольной ее ступени.
Ключевым средством, дающим возможность дальнейшего образования, становится дистанционное обучение. Это инновационная модель образования, которая позволяет сделать обучение в современных реалиях более доступным, вариативным. Но в то же время, требует от педагога определенных знаний и умений: навыки ведения образовательного процесса с помощью ИКТ, свободное ориентирование в образовательных сегментах сети интернет, знание технологи дистанционного обучения.
Публикация «Консультация для воспитателей „Организация дистанционного обучения в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сидим дома с пользой!
- Темочки
Данная консультация поможет педагогам разобраться в особенностях дистанционного обучения в ДОУ, как организовать процесс и реализовать технологии дистанционного обучения.
Дистанционное образование – образование на расстоянии, без непосредственного контакта с педагогом и другими детьми, посредством информационно-коммуникативных технологий, которое дает возможность самостоятельной работы родителей и их детей по усвоению учебного материала.
Главная цель дистанционного образования – предоставить каждому ребенку возможность получения образования на дому в удобное для него время и в удобном для него темпе.
Дистанционное обучение может использоваться как для изучения всего курса (например, при введении карантина в ДОУ, так и для освоения отдельных разделов.
Организация дистанционного образования в ДОУ имеет свои особенности:
Наличие у ребенка мотивации к получению новых знаний. Задача педагога и родителя – вместе создать такие условия для обучения, которые поспособствуют заинтересованности ребенка в знаниях.
Дистанционное образование подразумевает самостоятельную работу в процессе обучения. Для ребенка дошкольного возраста это сложно, требуется постоянная помощь родителя.
Дистанционное обучение в ДОУ имеет свои достоинства и недостатки. Рассмотрим их.
Достоинства:
Свободный график. Родители сами определяют время, когда ребенку удобнее заниматься, какой промежуток дня наиболее продуктивен.
Возможен индивидуальный подход к детям с учетом уровня их способностей.
Возможность работы с часто болеющими детьми.
Возможность проведения дополнительных занятий с одаренными детьми.
Способствует развитию у ребенка самостоятельности, организованности, активности, мотивации к познавательной и исследовательской деятельности.
Повышается педагогическая компетентность родителей, они активнее включаются в образовательный процесс, становятся его полноправными участниками.
Недостатки:
Необходимо наличие желания и времени у родителей заниматься с детьми. В случае отсутствия таковых уровень усвоения материала ребенком будет низкий, т. к. у детей дошкольного возраста недостаточно развит самоконтроль, усидчивость. Кроме того, без помощи взрослого ребенок не сможет получить доступ к ресурсам дистанционного обучения.
Материальное обеспечение семьи: не каждая семья располагает электронными гаджетами (ПК, телефон, планшет, а также доступом к сети интернет.
Дистанционное обучение требует проведения большого количества времени за компьютером, что негативно сказывается на здоровье.
Отсутствие «живого» общения со сверстниками, что является необходимым условием для формирования коммуникативных навыков.
Авторитет воспитателя. Зачастую дети не воспринимают подачу материала от родителей, отличающуюся от того, как преподносит его педагог.
Дистанционное обучение реализуется с помощью синхронных и асинхронных методик.
Синхронное обучение – это обучение в режиме «онлайн», когда ребенок с родителем и педагог находятся у автоматизированного рабочего места (например, у ПК, занятие проводится по заранее составленному расписанию.
Асинхронное обучение – это режим «оффлайн», когда местонахождение и время не является существенным, т. к. все взаимодействие организовывается в отложенном режиме. В данном случае родитель может воспользоваться предлагаемым учебным материалом в любое удобное для него время.
При организации дистанционного обучения должны учитываться следующие аспекты:
-потребность ребенка в постоянном эмоциональном контакте с окружающими, что возможно при организации онлайн-общения;
- информационный обмен осуществляется через социальные сети;
- разнообразие творческой и познавательной деятельности;
- сотрудничество и консультации со специалистами разных направлений (психологи, логопеды и др.).
Требования к организации процесса дистанционного обучения :
- тщательно продуманное планирование деятельности воспитанников, предоставление необходимых учебных и наглядных материалов;
- обеспечение эффективной и быстрой обратной связи между участниками образовательного процесса;
- постоянная поддержка познавательной мотивации ребенка.
Дистанционное обучение реализуется в следующих формах: онлайн-занятия и консультации, видео и фото мастер-классы, виртуальные экскурсии, презентации, вебинары, онлайн-конференции, форумы, конкурсы и олимпиады, сайты.
Дистанционное обучение предъявляет к современному педагогу определенные требования и ставит перед ним новые задачи. Педагог всегда несет ответственность за качество обучения, поэтому в условиях реализации дистанционного обучения он должен уметь работать с программным обеспечением, сервисами сети интернет, владеть дистанционными методиками преподавания и знанием особенностей построения учебного процесса в виртуальной среде.
Задачи педагога при организации дистанционного обучения :
Организация образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий;
Разработка системы и проведение оценки качества усвоения ребенком предлагаемого материала;
Оказание консультационной поддержки родителям, повышение их педагогической грамотности.
Требованию к педагогу в условиях дистанционного обучения :
Знание предметной области;
Знание текстовых редакторов;
Навыки работы в интернете;
Уверенное пользование ПК;
Умение работать с программами по обработке изображений, таблиц, рисунков, видео;
Умение пользоваться электронной почтой.
Главная задача педагога при дистанционном обучении – научить ребенка проявлять свободу действий, чувствовать ответственность за результат своей работы, т. е. помочь ребенку сформировать самостоятельность и самореализацию. Таким образом осуществляется личностно-ориентированный подход к образованию. Воспитатель должен выступать как организатор педагогического процесса, а не только как транслятор определенного количества знаний.
Свою работу педагог должен выстраивать по двум направлениям: задания для детей (выполняются совместно с родителями) и консультации и рекомендации для родителей для повышения их педагогической грамотности.
При подготовке учебного материала педагог должен учитывать следующее:
- логика изложения материала (последовательность, взаимозависимость частей);
- сжатое изложение информации;
- включение наглядности;
- использование материала с учетом разного уровня подготовки детей;
- включение звука, графических вставок, видеоряда, анимации (их использование должно быть методически обосновано).
В структуру материала должно быть включено следующее:
- непосредственно учебный материал и наглядность;
- вопросы и задания для закрепления материала;
- рекомендации для родителей по изучению предлагаемого материала;
- задания для оценки качества усвоения материала.
Дистанционное обучение предполагает наличие мотивации у ребенка к получению новых знаний. Поэтому педагогу необходимо так преподнести материал, чтобы родитель, показав его ребенку, смог заинтересовать его, пробудить интерес к познавательной деятельности. Здесь большое значение имеет наглядность предлагаемого материала. Использование мультимедийных элементов способствует лучшему восприятию и запоминанию материала, т. к у детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление.
Занятия с использованием электронных устройств должны строго регламентироваться как по длительности, так и по их количеству в соответствии с возрастными возможностями детей. Дистанционное обучение не должно рассматриваться только как многочасовое включение ребенка в онлайн-работу. Необходимо помимо онлайн-обучения активно использовать другие формы дистанционной работы и чередовать разные виды деятельности.
Педагогический процесс – постоянно развивающееся взаимодействие педагога и ребенка, направленное на решение задач обучения, воспитания, формирования и развития личности ребенка. Дистанционное обучение сможет повысить качество и доступность дошкольного образования для всех категорий детей, позволит выполнить новый социальный заказ общества.
Список литературы:
1. Андреев А. А. Преподавание в сети Интернет /отв. редактор В. И. Солдаткин, С. Л. Коплан, Г. А. Краснова и др. – М. : Высшая школа, 2003.
2. Банщикова М. В. Организация дистанционного обучения дошкольников : консультация для педагогов // Совушка. 2020. №2 (20) URL :https://kssovushka.ru/zhurnal/20/
3. Полат Е. С. Дистанционное обучение : проблемы и перспективы /Е. С. Полат//Открытая школа. – 2009 - №1.
4. Федина Н. В. и др. Дистанционные образовательные технологии в системе дошкольного образования: научные подходы и перспективы развития. /Интернет-журнал Проблемы современного образования» 2017, №5.