Юлия Рыжова
Организация деятельности в библиотеке
▼ Скачать + Заказать документы
Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Потешки, колыбельные песни, сказки, которые ребёнок слышит от матери, становятся первым шагом на пути в мир литературы. Путешествие в мир книг становится интересным и захватывающим благодаря многообразию жанров художественной литературы. Ребёнок любит узнавать новое, поэтому с удовольствием знакомится с различными произведениями. Он должен любить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник.
Темочки:
Книга не только развлекает ребёнка, она воспитывает и обучает его. «В. Г. Белинский писал о том, что книга пишется для воспитания, а «воспитание великое дело, им решается участь человека». «Знакомясь с героями художественных произведений, ребёнок постепенно постигает нормы жизни общества, мир человеческих ценностей. Малыш, не заметно для себя, усваивает нормы этикета, правила поведения в общественных местах. Книга обогащает эмоции, развивает воображение и даёт ребёнку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата русская речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями».
Помимо воспитательного значения, книга играет огромную роль и в умственном развитии: расширяет кругозор, уточняет и обогащает представления об окружающей действительности, явлениях общественной жизни.
Книга играет важную роль и в подготовке ребёнка к школе. В процессе восприятия художественного произведения ребёнок учится слышать и понимать его смысл. А значит, формируются произвольное внимание, мышление и память, что является необходимым для обучения в школе.
Неоценимо значение книги в коррекции речевого недоразвития. На занятиях по ознакомлению с художественной литературой воспитатель использует различные речевые средства: игры, связанные с речью, чистоговорки, загадки, пословицы, поговорки, потешки, стихи, считалки. При умелом и правильном подборе они способствуют формированию правильного звукопроизношения, выработке чёткой дикции, развитию артикуляционного и голосовых аппаратов, развивают фонематический и речевой слух. Следовательно, во время специально организованного общения
с книгой решаются задачи по формированию речи, а значит и задачи по коррекции речевого недоразвития.
Приобщая ребёнка к книге с раннего детства, мы не только знакомим его с художественной литературой, учим понимать и любить её, мы воспитываем будущего читателя. «Ребёнок – дошкольник является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста и кончая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – всё это во власти взрослого. От взрослого, в большей степени, зависит и то, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни».
От установок взрослого зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе выработается у ребёнка.
Поэтому при организации работы по ознакомлению с художественной литературой педагог должен очень ответственно подходить к подбору книг и методам знакомства и работы с ними.
Библиотека, организованная на базе детского сада, открывает массу возможностей для привлечения внимания детей к книге и процессу чтения.
Дети младшего и среднего возраста с удовольствием воспринимают сам процесс похода в библиотеку. Разнообразить его можно с помощью любого литературного героя, который вместе с детьми придёт в библиотеку, удивиться обилию книг, попросит рассказать стишок или отгадать загадку. Важно героя познакомить с правилами общения с книгой. А тому ребёнку, который знает эти правила и выполняет их неплохо доверить нести книги в группу.
Дети старшего возраста уже знакомы с пространством библиотеки, выбор книг тоже не представляет для них сложности. Их пребывание в библиотеке желательно разнообразить различными играми. Это могут речевые игры: «Назови ласково», «Подскажи словечко», «Закончи предложение». Викторины, вопросы и задания на знание литературных произведений, доступных им по возрасту. С удовольствием дети собирают «Разрезные картинки» и «Пазлы» по сказкам. С интересом дети воспринимают информацию об истории письменности и создания книг. Библиотека прекрасное место для того, чтобы вспомнить пословицы и поговорки о книгах. В одно из посещений можно организовать «День ремонта книг». Одной из форм работы в библиотеке является совместное посещение её с родителями, где в роли экскурсоводов выступают сами дети. А в плохую погоду в помещении библиотеки можно посмотреть мультфильмы о пользе чтения:
• «Гришкины книжки»
• «В стране невыученных уроков»
• «Смешарики. Азбука чтения»
• «Волшебный домик на дереве»
Вариантов масса, всё зависит от фантазии и желания педагога. Вашему вниманию предлагаются некоторые варианты форм взаимодействия с детьми.
Пробуйте, изменяйте, дополняйте. Удачи!
Игра «Кто есть кто?»
Подбери к словам из левой колонки соответствующие слова
Мойдодыр Умывальник
Дядя Фёдор Мальчик
Багира Пантера
Гена Крокодил
Сивка-бурка Конь
Тортилла Черепаха
Цокотуха Муха
Барбос Пёс
Фунтик Поросёнок
Колобок Хлебобулочное изделие
Айболит Доктор
Дядя Стёпа Милиционер
Печкин Почтальон
Пример пословиц:
Ученье - свет, а неученье - тьма.
Век живи - век учись.
Повторенье - мать ученья.
Книга - друг человека.
Книга мала, а ума придала.
Смотрит в книгу, а видит фигу.
Игра «Договори словечко»
а) Как у нашего Мирона
На носу сидит. (ворона).
б) А лисички взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее. (зажгли).
Море пламенем горит,
Выбежал из моря. (кит).
в) Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказались это. (брюки).
г) И на утро вот что было:
Бедный Дима вдруг ослеп.
На окне лежало мыло -
Он сказал, что это. (хлеб).
д) Проснулась старушка и стала искать
Домашние туфли, свечу и. (кровать).
е) Сестренка ему надевала чулок,
А Слава скучал и глядел в. (потолок).
ж) – Стыдно старому реветь –
Ты не заяц, а. (медведь).
з) Но как черная, железная нога,
Побежала, поскакала. (кочерга).
и) В темноте увидел Петя:
Сверху смотрит великан.
Оказалось на рассвете -
Это старый. (чемодан).
к) Брал в столовой дядя Степа
Для себя двойной обед.
Спать ложился дядя Степа –
Ноги клал на. (табурет).
Игра «Можно - нельзя»
Правила игры: если можно делать так - поднимите руки вверх, если нельзя - сложите руки крест на крест.
Книга - самый лучший друг.
Это знают все вокруг.
Книгу можно прочитать,
Руками грязными листать.
Если нравится картинка,
Рви ее из серединки.
Книгу бережно держи,
В нее закладку положи.
С горки прокатись на книжке,
Предложи проехать Мишке.
Ручку в руки ты возьми,
На страницах попиши.
Книгу в воду не бросай,
Береги и уважай!