Светлана Мельникова
Консультация для воспитателей «Организация коллективного труда на участке»
▼ Скачать + Заказать документы
Трудовое воспитание дошкольников – дело огромной государственной важности. Такие качества личности, как трудолюбие, уважение к труду и людям труда, стремление приносить пользу обществу, необходимо воспитывать у ребенка с детства.
Основная задача трудового воспитания – это формирование положительного отношения к труду.
Публикация «Консультация для воспитателей „Организация коллективного труда на участке“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Поделки. Мастерим с детьми
- Прогулка. Хозяйственно-бытовой труд
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2015
Успешно решать вопросы трудового воспитания можно только при условии создания в коллективе детей атмосферы постоянной занятости. Этому должны способствовать четко продуманная организация детской деятельности в течение всего дня и пример взрослых.
При формировании трудовых навыков необходимо специально обучать детей выполнению конкретных действий. Основным методическим приемом формирования навыков является показ выполнения элементарных действий и их последовательности.
По мере усвоения трудовых навыков дети приобретают самостоятельность в выполнении действий, учатся работать быстро, правильно, ловко, аккуратно.
Овладение навыками и умениями в сфере труда обеспечивает большую активность, инициативу действий в быту, в выполнении различных бытовых процессов.
Трудовые деяния и навыки, которыми овладевает ребенок дошкольного возраста, различны, их характер и объем обусловлены спецификой того или иного вида труда, его конкретного содержания.
Руководя трудовой деятельностью детей, воспитатель формирует у них прилежание и ответственность, стремление к качественному выполнению задания, желание оказать помощь товарищам, внимание к ним.
Следя за качеством выполнения работы, необходимо подчеркнуть, что любое задание надо обязательно доводить до конца.
Необходимо, чтобы труд для детей был посильным. Однако, ребенок должен почувствовать, что всякий труд связан с преодолением определенных трудностей. Только прилагая усилия, ребенок ощутит радость от своего труда. Важно, чтобы этот труд завершался наглядным результатом. Тогда дети осознают его значимость, необходимость (хорошо, что Никита счистил снег со скамейки, мы теперь можем на ней посидеть).
В старшей группе расширяется содержание хозяйственно-бытового труда. Особое внимание уделяется воспитанию навыков организации коллективной трудовой деятельности.
Детей приучают выслушать задание, продумать план работы, готовить все необходимое для ее выполнения, не отвлекаться, делать все добросовестно и правильно, быть аккуратным во время работы, не мешать трудиться другим, помогать товарищам, не бросать работу, не закончив ее, не стесняться просить помощи, соблюдать правила безопасности.
Например, перед тем, как начать уборку участка, нужно предложить осмотреть весь участок и определить, что необходимо сделать. Затем, совместно с детьми, выбрать бригадиров, разбить детей на бригады. Каждой бригаде составить свой план работы, распределить обязанности. По окончании уборки бригада анализирует свой труд, отчитывается перед всей группой. При такой форме организации труда каждый ребенок ощущает себя членом коллектива, осознает значимость своего труда, у него появляется чувство ответственности за качество своей работы и работы товарищей.
Старшие дети уже сами отличают труд от игры и получают большое моральное удовольствие от преодоления трудностей, связанных с физическим и умственным трудом. Правда, в трудовой процесс дети еще вносят элементы игры. Например, занимаясь уборкой листвы на участке, ребенок превращает коробку, привязанную за веревку в грузовик. Или при очистке территории от снега становится «бульдозером».
Необходимо поддерживать этот игровой настрой.
Детскому труду всегда должны сопутствовать веселая шутка, поговорка, пословица, стихотворение:
Метлу взяла, весь двор подмела.
Всюду нос совала,
Но и я не отставала.
Приходите, поглядите,
Хоть сориночку найдите!
Подводя итог работы, нужно не забывать дать оценку труда каждого ребенка.
При организации коллективного труда целесообразно объединять детей разных по характеру: робких и неуверенных в себе - с общительными; трудолюбивых, старательных – с теми, кто не проявляет особого рвения и интереса к труду.
В руководстве трудовой деятельностью необходим индивидуальный подход.
Необходимо учить дошкольников в процессе труда общаться спокойно, дружелюбно, вежливо. Дети должны уметь контролировать свое поведение, оценивать поступки, делать замечания друг другу, доброжелательно и правильно на них реагировать.
Воспитатель постоянно напоминает как нужно себя вести, объясняет, использует положительные примеры поведения детей.
Важно помнить, что ребенок – это личность, требующая к себе уважения. Необходимо уважать и его труд. У ребенка теряется интерес к трудовой деятельности, когда выполненная им работа переделывается взрослым на его глазах. У детей складывается мнение, что взрослый несерьезно, пренебрежительно относится к их труду, а если он и хвалит их работу, то проявляет лицемерие.
Очень важен характер общения с детьми, тон обращений, манера воспитателя, его мимика.
При организации работы на участке, например, если надо привезти свежий песок в песочницу, воспитатель поручит эту работу мальчикам, поможет распределить обязанности. Кто-то будет насыпать песок в ведерки, кто-то переносить, кто-то разровняет его в песочнице. Воспитатель обязательно напомнит мальчикам, что работа требует физических усилий и что они достаточно сильные, чтобы справиться с ней.
Шутка педагога, его умелая помощь, положительная оценка, а также предвидение будущего результата и радость его достижения – все это отражается на детях.
Подведение итогов работы также должно сопровождаться эмоциональной яркой оценкой.
Оборудование для труда на участке необходимо для того, чтобы правильно организовать деятельность детей на все сезоны. Предметы для труда должны быть удобны для детей, иметь привлекательный вид, изготовляться из легкого, но достаточно прочного материала, и содержаться в порядке.