Татьяна Коновалова
Консультация для воспитателей «Опытная работа с детьми 6-го года жизни по формированию коммуникативных умений у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Опытная работа с детьми 6-го года жизни по формированию коммуникативных умений у детей шестого года жизни средством театрализованных игр
Выявив уровень сформированности коммуникативных умений детей старшей группы, мы перешли к выполнению формирующего этапа опытно-экспериментальной работы. Программа данного этапа представлена в виде плана-проекта по формированию коммуникативных умений детей шестого года жизни средством театрализованных игр.
Публикация «Консультация для воспитателей „Опытная работа с детьми 6-го года жизни по формированию коммуникативных умений у детей“» размещена в разделах
- Воспитатель года
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Целью формирующего этапа эксперимента является формирование коммуникативных умений детей шестого года жизни средством театрализованных игр.
Приступая к проектированию системы работы по формированию коммуникативных умений детей шестого года жизни средством театрализованных игр, мы исходили из результатов проведенных диагностических методик и положений выдвинутых в гипотезе в начале исследования. В выдвинутой нами гипотезе отмечалось, что формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного будет успешным при условии систематической организации театрализованных игр в ходе совместной деятельности и создании педагогически целесообразной предметно-развивающей среды для эффективной самостоятельной творческой театрализованной игровой деятельности детей.
Для этого нами был разработан план-проект по использованию системы театрализованных игр, направленных на формирование коммуникативных умений детей шестого года жизни.
Задачи реализации проекта:
1) на основе анализа программно-методических документов определить содержание и вариативность театрализованных игр в старшем дошкольном возрасте;
2) использовать театрализованные игры в образовательном процессе ДОУ как средство коммуникативных умений;
3) разработать рекомендации для родителей по формированию коммуникативных умений детей шестого года жизни в условиях семейного воспитания средством театрализованных игр.
Описание проекта: данный проект содержит три блока: «Развивающая среда в ДОУ», «Театрализованные игры», «Работа с родителями». Название блоков отражают основные направления работы с детьми.
Ожидаемые результаты: реализация работы по данным блокам обеспечит эффективность формирования коммуникативных умений детей шестого года жизни средством театрализованных игр
Блок 1. Создание развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в ДОУ.
Цель: способствовать обогащению, насыщению и созданию оборудования и инвентаря для реализации проекта.
Предметно развивающая среда предполагает создание следующего оборудования:
атрибуты для проведения театрализованных игр: ширма, в уголоке ряжения - шляпы, бусы, веера, детали костюмов, усы, парики, очки, маски-шапочки, театральный реквизит, декорации и т. п.
настольные театры: конусный театр, магнитный театр, театр на бутылках, театр плоскостной деревянный, театр на прищепках, театр на ложках, на лопатках, театр на стаканах, театр на фланелеграфе; а также кукольный театр :перчаточный театр, пальчиковый театр, варежковый театр, театр Би - ба –бо.
касса для проведения театрализованных игр, здесь же планируется разместить книги, сценарии, образцы музыкальных произведений, предусмотрена мастерская: «Мастерим для театра».
«волшебные вещи» : ларец, шкатулка, коробочка, мешочек, палочка, скатерть и т. д.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать и гарантировать: охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях. [1]
Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, развивать коммуникативные умения, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.
При построении предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность учитывались:
особенности эмоциональной личности ребенка,
его индивидуальные социально-психологические особенности;
индивидуальные предпочтения и потребности;
любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
поло-ролевые особенности.
Важно предусмотреть и принципы: многофункциональности, эстетичности и доступности всего предлагаемого материала. Все зоны уголка должны быть доступны для детей и позволять организовать различные виды детской деятельности.
Хранителем-талисманом театрального центра, может быть кукла из тех видов театров, которые предлагаются (на выбор). Это, своего рода, кукла-зазывалка (например, Петрушка, вызывающая у детей интерес к данной деятельности. Она зачинщица и помощница для детей в любом виде театрализованной деятельности. Дети могут готовить кукле подарки.
Оживит театрализованную деятельность, сделает ее более интересной и привлекательной наличие в театральных уголках группы «Волшебных вещей» : волшебные ларец, шкатулка, коробочка, волшебный колпачок, волшебная дудочка, волшебная палочка, волшебный мешочек, волшебное зеркальце (ребенок превращается и видит себя в зеркале тем, кем захочет, используется для описательного рассказа, для развития связной речи, фантазии, воображения, волшебная скатерть (дети используют в сюжетной игре для изображения имитационных движений в этюдах «За столом», «Очень вкусно» и т. д.) на развитие мимики, жеста, а также волшебные башмачки.
Таким образом, положительное влияние на формирование коммуникативных умений у детей шестого года жизни во многом оказывает то, насколько целесообразно оборудована развивающая среда, от эффективности её наполнения. Специально созданная окружающая обстановка является фактором разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе.