Светлана Миночкина
Консультация для родителей и воспитателей «Онтогенез развития детей 1–2 года»
▼ Скачать + Заказать документы
На втором году жизни продолжается интенсивное развитие психомоторных функций ребенка. Фундаментальным достижением в этот период становится прямохождение, обеспечивающее широкую ориентацию в пространстве и постоянный приток необходимой для развития новой информации. Развивается и обогащается предметная деятельность и сопровождающее ее ситуативно-деловое общение со взрослым, что дает основу для начала овладения активной речью, а также всеми компонентами родного языка. В качестве ведущей выступает предметно-манипулятивная деятельность. В этот период развития происходит социализация – ребенок учится связно выражать свои мысли, следовать общепринятым нормам поведения.
Публикация «Консультация для родителей и воспитателей „Онтогенез развития детей 1–2 года“» размещена в разделах
- Воспитатель года
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Период от 1 года до 2-х лет исследователи детской речи считают переходом от подготовительной, доречевой стадии, к вербальной.
Лексика
Первые слова все маленькие дети, как правило, начинают произносить к 1 году. Словарь ребенка еще невелик — его объем составляет от 10 до 50 слов, но он уже пытается активно использовать их в речевом общении. Эти слова похожи у всех детей. По своей слоговой структуре они напоминают лепет (ма-ма, дя-дя, и чаще всего в их основе лежат звукоподражания (ав-ав (собака, тик-так (часы).
Развитие лексико-семантической стороны речи опережает фонетическую, формирование которой требует созревания фонематического восприятия и речевой моторики. В этом возрасте малыш понимает значительно больше слов, чем может произнести самостоятельно. Разрыв между активным и пассивным словарем значительный ( соотношение 1:10).
Свой активный словарь ребенок накапливает очень медленно. Существует период - обычно он длится примерно 6 месяцев после произнесения ребенком первых слов - когда малыш медленно осваивает произношение незначительного числа самых важных для него слов. Эти слова имеют чрезвычайно широкое лексическое значение, так, что смысл детского высказывания становится понятным взрослому человеку только из ситуации, в которой происходит общение с ребенком. Например, «ко-ко» – курочка, любая птичка, яйцо, «хочу яичко».
К 1,5 годам ребенок «переводит» свой пассивный запас в активный, начинает говорить многие из слов, которые раньше только понимал, но не умел произносить самостоятельно. К этому возрасту многие дети говорят уже около 30-50 слов, разрыв между пассивным и активным словарем уменьшается ( соотношение 1:4). Пополнение словаря происходит в основном за счет существительных
Слова, приобретают более конкретные лексические значения, их можно соотнести с соответствующими морфологическими разрядами (зая - существительное, пить - глагол, тотам? - кто там? - вопросительное слово с указательным местоимением). Ближе к двум годам (примерно в возрасте около 1 г. 8 мес. - 1 г. 10 мес.) этот поступательный процесс приобретает такой стремительный характер, что исследователи детской речи назвали этот период в развитии ребенка «лексическим взрывом». Словарь доходит до 300 слов. Имена существительные составляют приблизительно 63%, глаголы – 23%, другие части речи – 14%. Союзов нет.
Грамматика
В своих работах А. Н. Гвоздев выделяет I период формирования грамматического строя речи как период предложений, состоящих из аморфных слов-корней (от 1 года 3 мес. до 1 года 10 мес).
Этот период включает в себя два этапа: 1) Этап однословного предложения (от 1 года 3 мес. до 1 года 8 мес.). На этом кратковременном этапе ребенок использует лишь однословные предложения. В речи ребенка наблюдается лишь небольшое количество слов, которые используются для выражения его желаний, потребностей, впечатлений. При этом для уточнения смысла своего высказывания ребенок использует жесты, интонацию. Первые слова, которые употребляет ребенок, не имеют определенной грамматической формы. Это аморфные слова-корни. В различных предложениях они используются в одинаковом звуковом оформлении, без изменения. Основную часть слов составляют существительные, обозначающие названия лиц, предметов, звукоподражания (бух, би-би, му, мяу, лепетные слова (ди, мокко).
2) Этап предложений из нескольких слов-корней (от 1 года 8 мес. до 1 года 10 мес.). На этом этапе ребенок объединяет в одном высказывании сначала два, затем три слова, то есть в речи ребенка появляется фраза. До 1 года 6 мес. все существительные ребенок употребляет в именительном падеже в единственном числе. В 1,6— 2 года начинается процесс интенсивного усвоения окончаний имен существительных, появляются формы множественного числа (так как разница между одним предметом и несколькими очень наглядна).
От 1 года 6 мес. до 2 лет – первый период вопросов «А что это?». Появляются те грамматические формы. Которые помогают ребенку ориентироваться в отношении к предметам и пространству (падежи, во времени (глагольные времена). Сначала появляется В. п., затем Р. п., Д. п., Т. п. и П. п. Однако полное овладение падежными формами происходит значительно позже.
Связная речь
Примерно в середине второго года жизни в развитии речи ребенка происходит существенный сдвиг: он начинает активно использовать накопленный словарь в целях обращения ко взрослому. Появляются первые предложения. Характерная особенность этих предложений состоит в том, что входящие в них слова употребляются в неизменной форме: исё мака (ещё молока, мама бобо (мама больно). Предложения включают два слова; три и четыре слова появляются позже. С этого момента начинается один из важнейших этапов овладения родным языком – овладения грамматической структурой языка.
Примерно к 2 годам в речи ребенка появляются первые фразы, сконструированные самостоятельно из нескольких слов. Эти первые высказывания ребенка еще очень далеки от совершенства, в них преобладают наиболее хорошо усвоенные ребенком «лепетные» глаголы (бух, прыг, как - кап) в сочетании с номинациями (мама, дядя, имя ребенка). Так, к концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь. Существуют также большие индивидуальные различия в сроках ее появления. Эти различия зависят от многих причин: генетической программы развитая, интеллекта, состояния слуха, условий воспитания и т. д.
Звукопроизношение
Усвоение ребенком родного языка происходит в определенной последовательности по мере созревания нервно-мышечного аппарата. Согласно исследованиям Гвоздева А. Н., Хватцева М. Е., Красногорского Н. И., Карповой С. Н., Сохина Ф. А. звуки речи усваиваются в определенной последовательности, причем вначале ребенок усваивает не те звуки, которые чаще слышит от взрослых, а те, которые ему легче произносить. Легче произносить звуки:
– связанные с безусловными рефлексами (сосательный рефлекс способствует возникновению губных звуков);
– связанные с положение ребенка (из-за положения «лежа на спине» - заднеязычные, небные);
– связанные с размером языка относительно ротовой полости (язык, относительно ротовой полости значительно больше, чем у взрослого человека – ребенку так легче сосать грудь) и повышенным тонусом мышц в артикуляционном аппарате – то есть мягкие пары. Большинство звуков формируется не сразу, а через промежуточные, переходные звуки, напр. : с-сь-ш. При усвоении звука может наблюдаться явление гиперкоррекции, т. е. освоенный звук начинает употребляться в словах, вместо схожих.
Слоговая структура
Исследователи нормальной детской речи давно заметили, что начинающий говорить ребенок не принимает трудных слов, что при усвоении детьми новых слов легче схватываются такие, как «ам-ам», «би-би», что ребенок вместо труднопроизносимого слова вставляет легкое. Характерные возрасту недостатки звукопроизношения: пропуск (эллизия) согласных при стечениях и в многосложных словах; добавления гласных между согласных при их стечении и в конце слов, заканчивающихся на согласные звуки; ассимиляция звуков в слове (уподобление) – если в слове 2-3 согласных, то трудные согласные заменяются на более простые согласные, находящиеся в этом же слове (может быть и ассимиляция гласных звуков); смягчение согласных звуков; замены (субституция) согласных звуков (в том числе и по звонкости-глухости); метатезис звуков (перестановка звуков).
Фонематическое развитие
В ходе развития речи слуховой анализатор испытывает влияние со стороны речедвигательного: ребенок слышит и воспринимает звуки в соответствии с тем, как он их произносит. Звуки, которые ребенок правильно произносит, лучше различаются на слух, и наоборот. Весь звуковой поток речи ребенок делит на две части, вычленяя из него в первую очередь гласные и отличая их от других звуков – согласных. Стадия различения гласных является, таким образом, первой ступенью фонематического развития детской речи. Она разделяется на три последовательных этапа. Первый этап: различение а и не-а.
Второй этап: различение и-у, э-о; различение и-о, э-у.
Третий этап: различение и-э, у-о. Стадия различения согласных сложна и многоступенчата. Своеобразным вступлением в эту стадию служит восприятие самого факта наличия согласных.