Анна Крышун
Консультация для воспитателей «Нетрадиционные методы ознакомления дошкольников с художественными произведениями»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей «Нетрадиционные методы ознакомления дошкольников с художественными произведениями»
Слайд 2. Цитата Сухомлинского.
Слайды 3-4. Актуальность темы:
Публикация «Консультация для воспитателей „Нетрадиционные методы ознакомления дошкольников с художественными произведениями“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Художественная литература - могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведениия
В процессе знакомства с произведениями литературы происходит формирование целостной картины мира ребенка и развитие литературной речи, развитие умственных способностей, а именно мышления и воображения, формируется эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства.
Также художественная литература дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность.
Актуальность темы ознакомления дошкольников с художественными произведениями обусловлена рядом причин:
1. В наше время общество столкнулось с широкими возможностями получения информации из общедоступных источников (Интернет, компьютер, средства массовой информации, что сводит к минимуму использование книг, посещение библиотек, теряются традиции семейного чтения;
2. В воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объеме, а также затрагивается только ее поверхностный пласт.
Дошкольник - это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умения ориентироваться в круге детского чтения, создания системы чтения – все это во власти взрослого (педагога в детском саду и родителей дома). От взрослого в большой степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим, увлеченным читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнет лишь эпизодом в его жизни.
Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с детьми и помогать при анализе произведения.
Начинать такую работу необходимо с самого раннего возраста, в первом для ребенка «социальном институте» - детском саду.
Задачи педагогов по ознакомлению дошкольников с художественными произведениями:
1. Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;
2. Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия, об их специфических особенностях, о композиции, о простейших элементах образности в языке;
3. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов, развивать поэтический слух;
4. Обогащать лексику образными словами, выражениями, помогать сформировать грамотную речь;
5. Способствовать психофизиологическому развитию (фонематического слуха, памяти, внимания, воображения).
6. Воспитывать потребность общения с книгой, культуру чтения, бережное отношение к книге.
Своеобразие системы работы по ознакомлению и приобщению дошкольников к художественной литературе в детском саду заключается в использовании самых разнообразных, в том числе нетрадиционных методов и форм работы с детьми и родителями.
Слайд 5. Методы ознакомления дошкольников с художественными произведениями.
Методы ознакомления дошкольников с художественными произведениями можно разделить на три большие группы: словесные, наглядные и практические.
Слайд 6. Словесные методы.
К словесным методам относятся:
• Чтение художественных произведений.
• Беседы по прочитанному.
• Заучивание наизусть.
• Пересказ произведений.
• Выразительное чтение.
Данные методы являются традиционными, так наиболее часто и активно используются в детском саду, они направлены на восприятие и воспроизведение ребенком художественных произведений. Однако их недостаточно для всестороннего развития личности дошкольника, формирования нравственно-эстетических ценностей, развития мышления и воображения детей, привития им навыков литературной речи.
Слайд 7. Наглядные методы.
Наиболее полно и эффективно решать задачи по ознакомлению дошкольников с художественными произведениями позволяют нетрадиционные методы, к которым относятся методы наглядные и практические. Нетрадиционные методы помогают развивать и повышать уровень познавательного, речевого, психофизиологического развития дошкольников; создают все необходимые условия для самовыражения детей, для развития творческих способностей; развивают в детях способность эмоционально оценивать литературные произведения, сопереживать героям этих произведений; прививают навыки литературной речи. К наглядным методам относятся:
1. Показ иллюстраций, картинок, игрушек.
2. Просмотр видеороликов, фильмов, мультфильмов.
3. Рассматривание мнемосхем, мнемотаблиц.
Слайд 8. Рассматривание мнемотаблиц.
Мнемотаблицы и мнемосхемы можно отнести как к традиционным, так и нетрадиционным методам.
Слайды 9-13. Практические методы.
Практические методы – это самые эффективные методы приобщения детей к литературе. И они вызывают самый большой эмоциональный отклик у дошкольников, поскольку основаны на важнейшем виде детской деятельности – игре. Использование различных видов игр в работе по ознакомлению с художественным произведением помогает развитию эмоциональной сферы и кругозора детей, поддерживает активный интерес к литературным произведениям. Это дает основу для самостоятельности, творческой активности.
К практическим методам относятся:
1. Использование настольно-печатных игр;
2. Игры – драматизации;
3. Игры с использованием различных видов театров: пальчиковый, настольный, перчаточный, театр теней.
Слайд 14. Нетрадиционные формы работы с родителями.
Безусловно работа по приобщению детей к художественным произведениям неразрывно связана с работой с родителями.
К нетрадиционным формам работы с родителями относятся:
1. Семинары – практикумы;
2. Участие родителей в проектной деятельности, литературных конкурсах, в создании библиотечного фонда ДОУ, в оформлении выставок, макетов;
3. Участие родителей в театрализованных постановках, играх-драматизациях, инсценировках.
Слайд 15. Выводы.