Алена Шперлинг
Консультация для воспитателей «Спортивный уголок в групповых комнатах»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей на тему :
«Спортивный уголок в групповых комнатах».
Актуальность:
Целью деятельности любого ДОУ является создание благоприятных условий для формирования успешной личности дошкольника, сохранение и укрепление здоровья, всестороннее развитие физических качеств.
Темочки:
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нестандартное оборудование по физкультуре
- Оформление детских садов
- Спорт и дети. Консультации для родителей
- Спортивный уголок дома
- Физическое развитие, спорт
- Физкультурные и спортивные уголки в группах
- Темочки
Мы способствуем развитию инициативы, самостоятельности в ежедневной двигательной активности детей. Двигательная активность – это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения ребенка. Движение является средством познания окружающего мира, удовлетворения биологических потребностей, от которых зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие.
В соответствии с ФГОС выпускник ДОУ должен обладать крепким здоровьем, хорошим физическим развитием, и иметь физическую подготовку.
Для того чтобы дети активно двигались взрослые должны создать благоприятные условия. Двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарем.
Предметно-пространственная среда группы состоит из центров детской активности и включает в себя спортивный уголок, обязательный для всех возрастных групп. Роль этого уголка состоит в обогащении набора подвижных игр: воспитатель объясняет правила, дети обучаются игре и вспоминают её в самостоятельной деятельности (в детском саду, на прогулке, дома). Насыщенность спортивного уголка предметами для игр и тренажёрами развивает моторику и координацию движений у детей, способствуют укреплению мышц. Регулярное выполнение двигательных упражнений повышает выносливость организма и усиливает сопротивляемость сезонным заболеваниям.
Цель спортивного уголка :
-Спортивного уголок служит удовлетворению потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни.
Задачи спортивного уголка :
- развитие движений и совершенствование двигательных функций;
- достижение необходимой для возраста физической подготовленности;
- предупреждение нарушений опорно – двигательного аппарата;
- создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях;
- приобщение детей к занятиям физической культуры и спорту.
Задача воспитателя- научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному использованию физкультурного оборудования.
Требования к оформлению уголка по ФГОС
1. Безопасность. Поскольку уголок предполагает повышенную двигательную активность воспитанников, для него выбирается место, удалённое от окон, шкафов со стеклянными дверцами или бьющимися материалами внутри. Стены уголка не украшаются картинами в рамках, на острые уголки мебели прикрепляется мягкий материал (например, поролон) для избежания травм при случайном столкновении. Электрические розетки и электроприборы недоступны детям. Инвентарь и тренажё ры являются безопасными для жизни и здоровья детей: выполнены из нетоксичных материалов, не умеют травмоопасных элементов.
2. Оптимальная организация. Спортивный уголок достаточно освещён. Располагается рядом с игровой зоной, уголками ряжения и театральной деятельности (двигательная активность одних детей, не мешает занимающимся в малоподвижных центрах — книжном, речевом, опытно-экспериментальном).
3. Удобство и соответствие возрасту. Материалы для игр и упражнений предназначены возрастной категории детей и находятся в свободном доступе.
4. Эстетичность оформления. Уголок украшают картинки и игрушки любимых героев, инвентарь для детской активности яркий. Замечательно, если уголок будет оформлен символикой и эмблемой, выдержанными в одном стиле со всеми развивающими центрами группы.
Паспорт спортивного уголка
Паспорт уголка — обязательный документ, он хранится в общей папке документации педагога или в специальной ячейке непосредственно в центре детской активности. Паспорт можно составить в свободной форме, описав в нём цели и задачи, которые были поставлены воспитателем для оформления и работы, расположение, оборудование. В качестве приложения можно добавить эскиз уголка и фотографии.
Шаблон для составления паспорта уголка двигательной активности:
• название уголка;
• номер группы, возраст детей;
• цели и задачи уголка;
• предметы мебели, их количество;
• атрибуты для подвижных игр и упражнений, их количество;
• дидактические материалы (настенные плакаты, тематические альбомы и журналы, доска достижений, настольно-печатные и дидактические игры на тему спорта);
• картотека игр и упражнений в спортивном уголке (объёмный материал, его можно оформить отдельной папкой и хранить в дидактических материалах уголка).
Задачи спортивного уголка — таблица
Возрастная группа Задачи работы спортивного уголка
Младшая (1-3 года) • Развитие общей моторики и координации движений.
• Развитие движений.
• Обучение выполнять действия после показа воспитателем.
Вторая младшая (3-4 года) • Создание интереса к самостоятельной деятельности в зоне двигательной активности
Средняя (4–5 лет) • Формирование интереса к различным видам спорта, знакомство с их особенностями и правилами.
• Воспитание способности радоваться успехам одногруппников.
• Обучение подвижным играм с сюжетом (с использованием шапочек или масок).
• Обучение заниматься в парах.
Старшая (5–6 лет) • Воспитание духа соревновательности.
• Обучение командным играм.
• Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата.
Подготовительная к школе (6–7 лет) • Расширяются образовательные задачи по спортивной тематике :
• Знакомство с сутью Олимпийских игр, их историей.
• Изучение последних достижений российских спортсменов.
• Формирование интереса к просмотру спортивных соревнований.
• Включение специальной терминологии в активный словарь детей («подача», «мяч в ауте», «гол»).
Спортивный уголок должен быть привлекателен для воспитанников. Оформление зоны подвижных игр и упражнений зависит от возраста детей.
Задачи организации благоприятных условий для активного отдыха и достижения необходимой физической подготовки ставятся перед спортивными уголками в каждой группе.
В младшей группе детского сада уголок оформляется как часть большой игровой зоны. Для малышей должны быть и горки для ходьбы, и игрушки-каталки, и мячи разных размеров. Дети 2-4 лет постоянно находятся в активном движении и по своему усмотрению пользуются предложенными игрушками.
В спортивном уголке находятся приспособления для организованной деятельности детей: для проведения спортивных игр и упражнений. Поэтому там должны быть маски для игр. В основном, это те персонажи, которые чаще всего встречаются в их играх: кот, заяц, лиса, медведь, волк. Предметов, для проведения упражнений, должно быть много – на всех детей группы : кубики, мягкие мячики, султанчики. Обязательно должен быть бубен для выполнения упражнений в предложенном ритме.
В средней группе детского сада спортивный уголок дополняется альбомами по ознакомлению с различными видами спорта : «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта». Спортивные приспособления для проведения упражнений теперь уже нужны не для всех детей, а только для подгруппы, потому что дети сами организуют спортивные игры, копируя действия воспитателя. В свободном доступе находятся и спортивные игры : городки, кегли, дартц.
В старших группах целесообразно создать вариативные, усложненные условия для выполнения разных видов физических упражнений с использованием пособий. В старших группах необходимо знакомить детей с важнейшими событиями спортивной жизни страны и помещать соответствующий материал в уголке (иллюстрации, игры, и т. д.)
Помимо альбомов по спорту, выкладываются схемы проведения игр с правилами, по которым дети наглядно могут вспомнить и провести любимую игру.
Уголок должен активно использоваться в течение дня (индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность детей)
Содержание спортивного уголка.
Младшая (1-3 года) Вторая младшая(3-4) Средняя (4-5) Старшая (5-6)
Подготовительная
(6-7)
Теоретический материал -картотека подвижных игр;
-картотека малоподвижных игр;
-картотека физкультминуток;
-картотека утренних гимнастик;
-картотека пальчиковых игр. -картотека считалок и загадок; - иллюстрированный
материал по зимним и летним видам спорта;
-символика и материалы по истории Олимпийского движения. -сведения о важнейших событиях спортивной жизни страны (альбомы)
Оборудование для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук -ортопедическая дорожка;
-мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.) в разных формах ходьбы;
-массажные коврики;
-мячики-ежики;
-бросовый материал (шишки, «яйца» от киндер-сюрпризов) для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног.
-нестандартное оборудование, сделанное своими руками. -ортопедическая дорожка;
-мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.) в разных формах ходьбы;
-массажные коврики;
-мячики-ежики;
-бросовый материал (шишки, «яйца» от киндер-сюрпризов) для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног.
-нестандартное оборудование, сделанное своими руками. -ортопедическая дорожка;
-мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.) в разных формах ходьбы;
-массажные коврики;
-мячики-ежики;
-бросовый материал (шишки, «яйца» от киндер-сюрпризов) для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног.
-нестандартное оборудование, сделанное своими руками. -ортопедическая дорожка;
-мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.) в разных формах ходьбы;
-массажные коврики;
-мячики-ежики;
-бросовый материал (шишки, «яйца» от киндер-сюрпризов) для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног.
-нестандартное оборудование, сделанное своими руками.
Для игр и упражнений с прыжками -скакалки;
-обручи;
-ленточки с колечками;
-обручи малые. -обручи большие. -обручи большие.
Для игр и упражнений с бросанием, ловлей, метанием. -мячи разного размера;
-кольцеброс;
-корзина для заброса мячей;
-кегли;
-городки. -мячик для настольного тенниса с ракеткой;
-мяч на липучке с мишенью.
Игры. -сухой бассейн с шарами;
-каталки образные с рукояткой (бабочка, вертолет и т. д.);
-горка детская.
-мозаики, волчки,
игры «Застегни
пуговицы» и т. д.
- дидактические игры о спорте : настольно-печатные игры, лото, домино, разрезные картинки, пазлы.
-дидактические игры о спорте : настольно-печатные игры, парные картинки, лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, игры с фишками и т. д.
- спортивные настольные игры (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.).
дидактические игры о спорте : настольно-печатные игры, парные картинки, лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, игры с фишками и т. д.
- спортивные настольные игры (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.).
Выносной материал. -мячи резиновые;
-обручи;
-скакалки. -комплект элементов полосы препятствий;
-санки;
-мяч футбольный.
-бадминтон;
-хоккейные клюшки;
-лыжи.