Лучший педагог года

Консультация для воспитателей на тему «Специфика взаимодействия с тревожными детьми»

Жукова Валерия
Консультация для воспитателей на тему «Специфика взаимодействия с тревожными детьми»
▼ Скачать + Заказать документы

Как помочь тревожному ребенку в детском саду?

Тревожность - это "индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают".

Тревожные дети отличаются чрезмерным беспокойством, иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

Темочки:

Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

В большинстве мнений причины возникновения тревожности у детей – это нарушение детско-родительских отношений.

Так же тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван следующими причинами:

1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, взрослыми родственниками или детским садом;

2. Неадекватными требованиями (чаще всего завышенными);

3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.

Работа с тревожным ребенком занимает достаточно длительное время.

Проводить работу с тревожными детьми нужно в трех направлениях:

1. Повышать его самооценку.

Необходимо использовать в работе с детьми игры-драматизации. Сюжеты выбирать в зависимости от того, какие ситуации тревожат ребенка больше всего. Применять приемы рисования страхов, рассказов о своих страхах. Причем, в таких занятиях не ставится цель полностью избавить ребенка от тревоги. Но они помогут ему более свободно и открыто выражать свои чувства, повысят уверенность в себе. Постепенно он научится больше контролировать свои эмоции.

2. Обучать ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.

Тревожным детям часто мешает справиться с каким-то заданием страх. "У меня это не получится", "Я этого не умею", - говорят они себе. Если ребенок отказывается взяться за дело по этим мотивам, попросите его представить себе малыша, который знает и умеет намного меньше, чем он. Затем пускай представит себе другого ребенка, который наверняка справится с заданием. Ему будет легко убедиться, что он далеко ушел от неумехи и может, если попробует, приблизиться к полному умению.

Теперь попросите его сказать: "Я не могу. " - и объяснить самому себе, почему ему трудно выполнить это задание. "Я могу. " - отметить то, что уже сейчас ему по силам. "Я сумею. " - насколько он справится с заданием, если приложит все усилия. Подчеркните, что каждый что-то не умеет, чего-то не может, но каждый, если захочет, добьется своей цели.

3. Помогать снять мышечное напряжение.

Уметь расслабляться важно всем детям, но для тревожных детей - это просто необходимость, потому, что состояние тревоги сопровождается зажимом различных групп мышц.

Такие дети хорошо знают, что такое сесть, встать, пробежаться, но что значит расслабиться - им не совсем понятно. Поэтому в основу некоторых игр для релаксации положен самый простой способ обучения этому состоянию. Следует помнить и соблюдать правило: после сильного напряжения мышц следует их расслабить.

Основные задачи педагога:

1. Для формирования доброжелательного, чуткого и доверительного отношения к ребенку в группе детского сада воспитатель должен обращать внимание на особенности поведения детей, в первую очередь тех, которые этого внимания боятся и избегают, т. е. тревожных. При этом важно, чтобы внимание воспитателя не было навязчивым, что может еще больше испугать робкого ребенка. Внимание должно выражаться в одобрительных словах, похвалах, поддержке.

2. Не надо опасаться перехвалить робкого ребенка - его самооценка обычно настолько занижена, что лишнее доброе слово не повредит. Детей, не привыкших к похвалам и одобрению (из семей с формальным и жестко авторитарным стилями воспитания, можно и нужно хвалить не только за реальные успехи (правильный ответ, хороший рисунок, красивая аппликация, не только за хорошие поступки, но и просто так, например, за внешний вид: «Какая ты сегодня красивая! Всем приятно на тебя смотреть. Мы все рады тебе!". Можно похвалить мальчика за силу, храбрость и ловкость, даже если он этими качествами не обладает. Можно выставить работу неуверенного в себе ребенка на стенд «Самые лучшие».

3. Если у тревожного ребенка не получается то, с чем справляются остальные дети, не надо привлекать к нему внимание, а тем более высказывать критические замечания типа «Какой ты неряха!», "Дай я - ты не умеешь», "Безрукий ты что ли?», «Ну что ты копаешься? Посмотри, у других все давно сделано». Следует мягко приободрить ребенка, выбирая слова, которые его не травмируют: «Сейчас у тебя получится!», «Давай вместе», «Видишь, уже лучше?». Если другие дети не заметили неудач неуверенного ребенка, то и не надо привлекать их внимание.

4. При выполнении различных задании рекомендуется объединять тревожных детей в пары с теми, кто легко справляется с заданием и при этом обладает доброжелательным и спокойным характером. Это позволяет неуверенному ребенку, с одной стороны, включиться в деловое общение со сверстником, с другой - сравнить свою работу с работой сверстника и отнести похвалу педагога и к себе (делали-то вместе, что, естественно, повышает внутреннюю самооценку.

5. Желательно и не только на занятиях объединять робких, тревожных детей с активными, спокойными и доброжелательными сверстниками, например, при выполнении поручений взрослого: помочь накрыть на стол, сходить на кухню за хлебом, разложить на столах материалы к занятию, позвать помощника воспитателя, привести ребенка, за которым пришли родители, и т. д.

6. Для эмоционального комфорта тревожного ребенка в группе следует вовлекать его в игры других детей, хотя бы на второстепенные роли, поощрять малейшие проявления инициативы. Часто остальные дети не принимают такого ребенка в игру, поскольку как партнер он малоинтересен, тогда сам педагог может временно включиться в игру и придумать в ней роль для отвергнутого ребенка.

7. Если тревожный ребенок проявляет не робость, а агрессию из-за того, что не умеет и боится общаться с другими детьми, ему следует помочь преодолеть страх перед воображаемой опасностью. Таким детям труднее дается игровое и личностное общение, при котором нужно постоянно учитывать точку зрения, чувства и желания других участников. Им более доступны игры с правилами (если они с этими правилами знакомы, в том числе и настольные, и которых преобладает деловое общение, а не эмоции и желания.

8. Очень благотворно сказывается на снижении тревожности включение робких и застенчивых детей в различные праздничные и досуговые мероприятия, театральные представления. Пусть сначала стеснительный ребенок будет только зрителем, по мере привыкания ему можно поручать простейшие, «бессловесные» роли (второй зайчик, третий цветочек, один из семерых козлят). Затем можно перейти к второстепенным ролям.

9. Очень удобным моментом для приучения тревожных детей быть в центре внимания является празднование дней рождения в группе когда все по очереди поздравляют именинника, говорят ему приятные слова, радуются вместе с ним. Положительное эмоциональное состояние ребенка порождает и нем уверенность, что нее его любят, всем он правится.

10. Нежелательно включать неуверенных в себе детей в игры соревновательного характера, так как их неустойчивая самооценка может в этих ситуациях привести к новому всплеску тревожности и вместо радости принести только страх неудачи.

Организация эмоционально-положительного отношения к тревожным детям, создание спокойной, дружелюбной обстановки в группе, подбор посильных заданий на занятиях, вовлечение детей в процесс общения таким образом, чтобы они сами могли дозировать степень своего в нем участия, отсутствие негативных оценок со стороны педагога - все это заметно снижает уровень тревожности у детей и облегчает их жизнь в условиях детского сада. Повышение самооценки и развитие инициативности у тревожных детей гармонизируют их личностное развитие и снижают риск проявлений тревожности и в детском саду, и за его пределами.

Публикации по теме:

Консультация для родителей и воспитателей на тему «Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и воспитателей на тему: " Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста" При развитии речевого слуха работа.

Консультация для родителей и воспитателей на тему «9 Мая — День Победы» (старшая группа)Консультация для родителей и воспитателей на тему «9 Мая — День Победы» (старшая группа) Подготовила_Халухаева Диана Зялимхановна Данная консультация предназначена для родителей и воспитателей. Она поможет взрослым донести.

Консультация для родителей и воспитателей (в детском саду) на тему: «День здоровья для наших детишек». Консультация для родителей и воспитателей (в детском саду) на тему: "День здоровья для наших детишек". День здоровья- это форма активного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей на тему «Специфика взаимодействия с тревожными детьми»
Опубликовано: 9 февраля 2025 в 21:33
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей на тему «Специфика взаимодействия с тревожными детьми»» (включая файлы) размещена пользователем Жукова Валерия (УИ 1681676) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
13 февраля 2025 четверг
Читаем басни Крылова!
Знакомимся с радио!
14 февраля 2025 пятница
Праздник книгодарения!
Праздник дружбы и любви!
С днем компьютерщика!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД