МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Математика в режимных моментах в ДОУ»

Юлия Демидова
Консультация для воспитателей «Математика в режимных моментах в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Чухломский детский сад «Родничок»

Воспитатель : Демидова Юлия Николаевна

2020 – 2021 учебный год

Консультация для воспитателей

"Математика в режиме дня"

Публикация «Консультация для воспитателей „Математика в режимных моментах в ДОУ“» размещена в разделах

Обучение ребенка точным наукам, таких как математика, является сложным процессом, требующим немало усилий, как со стороны педагога, так и воспитанника. Для того чтобы разнообразить процесс обучения, избавить детей от лишней официальности и повтора, повысить уровень эффективности восприятия и запоминания основных математических азов, целесообразно использовать игры и игровые приемы во всех режимных моментах.

В эти моменты открывается возможность для освоения ребёнком новых знаний и закрепления их в непринуждённой обстановке.

Свою работу по формированию элементарных математических представлений осуществляю в разных формах в разных режимных моментах :

Начнем с самого утра.

Утренний приё м детей: выясняем с детьми, кто пришёл первый, кто второй, сколько пришло девочек, сколько мальчиков и т. д.

Самостоятельная деятельность:

Особую роль имеют дидактические игры с математическим содержанием, использование которых в качестве учебного материала позволяет учить детей сравнивать предметы, сопоставлять их, производить простейшую классификацию, решать другие учебные задачи в игровой форме.

Утром дети играют за столами в дидактические игры с матем. содержанием: «Цифры», «Формы и фигуры», «Найди похожую фигуру», «Сравнения», «Неравенства», «Проведи дорожку», «Цифры, знаки на магнитах», касса счётных материалов «Учись считать», «Божьи коровки на цветах», «Числовые домики» «Часы» «Танграм», ,«Собери грибы в корзинки» «Собери по схеме» (со счётными палочками, игры – головоломки и другие игры.

Цели игр: развитие математических способностей, логического мышления, внимания, закрепление состава числа, умения соотносить цифру с количеством предметов, знания о геометрических фигурах, временные представления и т д

Дидактические игры использую в самостоятельной, совместной деятельности и индивидуальной работе с детьми в течение дня. В группе есть математическая зона с разнообразием игр, пособий, которая постоянно пополняется.

Игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста, которая создает у ребенка положительный настрой, вводит его в мир знаний.

Утренняя гимнастика: выполнение упражнений на счёт, построение детей в две или три колонны, считаем по ходу количество сделанных упражнений.

Ориентировка в пространстве и собственном теле. Определяем правую, левую стороны, верх, низ при выполнении упражнений закрепляем умение двигаться в заданном направлении: вперёд, назад, направо, налево, вверх, вниз, закрепляем понятие правая рука, левая рука.

В утренние часы в совместной деятельности после зарядки дети подготовительной группы более точно ведут календарь природы, пользуясь знаниями о времени года, месяцах, днях недели.

Ежедневно повторяем дни недели, какой сегодня, какой по счёту, какой был вчера, какой день недели между четвергом и субботой, сколько дней в неделе, дети знают стихотворение о днях недели. (Понедельник –зайка –рукодельник, за ним приходит вторник –соловей –задорник и т д, физкультминутку «В понедельник я купался, а во вторник рисовал…».

Дни недели в календаре природы обозначены цветами радуги с кружками, например, красный с одним кружком - понедельник, оранжевый - с 2 кружками – вторник и т д. Дежурные ежедневно переставляют стрелку, указывая день недели.

Систематически утром повторяем названия месяцев, времена года, их последовательность.

Дети в календаре природы меняют карточки со временем года, месяцы. Таким образом, закрепляем временные и пространственные представления детей.

Применяю в режимных моментах художественное слово с математическими понятиями (стихи, потешки, считалки). Они не только вызывают интерес своим содержанием, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ, тренируют память и способствуют формированию у детей творческой активности, инициативы.

В своей работе по формированию у детей представлений о количестве я использую игры с пальчиками.

Формируя у детей понятия: «большой - маленький», «длинный – короткий».

Раз, два, три, четыре, пять,

Пошли пальцы погулять

Этот пальчик – самый сильный

Самый толстый и большой.

Во время умывания, посещения туалета: приучаем детей заходить в туалетную комнату по 4 человека, объясняем : в туалетной комнате 4 унитаза, значит нужно заходить по 4 человека, сколько раковин, к одной раковине можно подходить по два человека, чтобы было удобно.

Прием пищи:

Дежурство по столовой:

Дежурные раскладывают тарелки, столовые приборы, салфетницы по количеству детей. Перед этим они определяют количество детей, сидящих за столом, кто, где сидит.

Можно детям задать вопрос: например, на какую геометрическую фигуру похожи салфетки;

обратить внимания ребенка на соотношение кружек и ложек (кружек столько, сколько ложек, их равное количество, поровну).

Закрепляют умение ставить кружку в верхний правый угол, ложку положить под кружкой справа. Ежедневно перед завтраком уточняем, какая часть суток, напоминаем, что утром завтракаем, днем обедаем, вечером ужинаем.

Во время приёма пищи обращаем внимание, что тарелки, блюдца - круглые, котлеты, куски белого хлеба – овальные, запеканка – квадратная.

Во время второго завтрака детям часто дают фрукты, изучаем понятие «Целое и часть»

Днём занятия с воспитанниками проводятся в различных формах:

1. непосредственно организованная образовательная деятельность – ФЭМП.

За занятиях обязательно предусматриваю смену видов деятельности, физкультминутки, подвижные игры, используем цветные карандаши, предлагаем выполнять задания за столами, на ковре, за общим столом, магнитной доске. Включаю знакомых сказочных персонажей, которые на протяжении определенного периода проживают весь сюжет вместе с детьми, ставят перед детьми разные задачи, просят их научить чему-то, и вместе с детьми доводят поставленную проблему до логического конца.

Используем загадки математического содержания, стихи про цифры, геометрические фигуры.

В группе оформили папки с математическими загадками, задачами, лабиринтами, логическими заданиями, головоломками.

математические физкультминутки, например, игра с мячом «Назови скорее» Какой сегодня день недели? Сколько ушей у двух мышей? Сколько будет 2+2? Сколько частей в сутках?

Я использую физкультминутки из методики Е. Колесниковой «Математика для дошкольников 6 -7 лет», также есть в группе картотека физкультминуток.

2. Формирование элементарных математических представлений проводим в интеграции с другими направлениями,такими как развитие речи;

(ознакомление с окружающим миром, конструирование, аппликация, рисование (художественное творчество, лепка, обучение грамоте, физическая культура и музыка не обходятся без математики. Интересные интегрированные занятия с использованием математических заданий в пособии «Комплексные занятия» по программе «От рождения до школы», рекомендую им пользоваться.

На обучении грамоте при составлении схемы слова считаем, сколько слогов в слове, сколько звуков, гласных, согласных

Во время изобразительной деятельности знакомимся с понятием ритма при составлении узоров из геометрических фигур, формы и прочим.

На конструировании, например, используем игровое упражнение :

Сложи квадрат и расстриги, чтобы получилось 2 одинаковых треугольника, 4, 6 треугольников, 2 прямоугольника

Оригами – обучаем детей приёмам складывания бумаги, развиваем конструктивные способности, внимание, мелкую моторику. На 23 февраля делали кораблики для стенгазеты для пап и в подарок папам рубашки с галстуками, на 8 марта – цветы.

Аппликация - закрепляем знания о геометрических формах, закругляя углы у квадрата, получаем круг, из прямоугольника – овал, объясняем детям, что при сгибании квадрата можно получить треугольники, прямоугольники. При силуэтном вырезывании развиваем зрительно – двигательную активность, образное мышление, внимание

Работа по ФЭМП проводится в тесном сотрудничестве с другими специалистами.

На физкультурных и музыкальных занятиях отрабатываем умение ориентироваться в пространстве, дошкольники осваивают количественный и порядковый счет, перестраиваются в колонны по два, по три, выполняют команды: «на первый - второй рассчитайсь», выполняют повороты налево, направо, кругом. Построение в колонну по одному по росту.

На муз. занятиях дети играют в муз. матем игру «Математика – наш друг», её же используем в совместной деятельности.

Одевание (раздевание) на (с) прогулку: сравниваем, чей сапог больше, прикладывая подошвы друг к другу, сравниваем шарфы, определяем, у кого шарф длиннее, а у кого короче, обращаем внимание, как надета обувь, этот сапог на левую ногу, а этот на правую, эти сапожки высокие, а эти низкие, обращаем внимание на форму и цвет деталей одежды.

Прогулка: Закрепляем умение различать геометрические фигуры. Зимой можно рисовать палочками на снегу,летом –на песке. Летом можно выложить из камней квадрат, треугольник. Ищем на территории объекты, похожие на определенные геометрические фигуру. Летом из песка «лепить» куличики, сравнить их по форме и по размеру. ; во влажном песке или снегу аккуратно сделать отпечаток подошвы обуви ребенка и воспитателя, сравнить их по форме и по размеру; постоянно упражнять в счете: считать ведра, формочки, лопатки, листья, кусты, цветы, насекомых, птиц, детей на соседнем участке.

На прогулке существует огромное количество игр, например: рисование мелками на асфальте – одна из излюбленных забав у малышей. Никогда не устаревают классики, просто рисование различных рисунков

Подвижные игры с математическим содержанием на прогулке

«Забрось мяч в корзину», «Много-мало», «Большой-маленький», «Найди свой домик», «День-ночь» «Кто быстрее? (встают в круг по 2, по 3, по 4человека)

Например, подвижные игра: «Забрось мяч в корзину». Инструкция: выполняешь столько бросков, пока не забросишь 5 мячей. Ребёнок считает заброшенные мячи.

Понятия пространственного расположения легко усваиваются в игре с мячом: мяч над головой (вверху, мяч у ног (внизу, бросим вправо, бросим влево, вперед-назад. Задание можно и усложнить: ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой - к моей левой. В действии ребёнок гораздо лучше усваивает многие важные понятия.

Игровое упражнение : Далеко ли это? Выберите какой-нибудь объект на недалеком от вас расстоянии, например песочницу, и сосчитайте, сколько до нее шагов.

Совершая экскурсию к проезжей части у территории детского сада

сосчитать можно проезжающие автомобили, придумать каждому объект для счета: одна группа детей считают грузовые машины, а другая - легковые. У кого больше?

Обращайте внимание ребенка на то, что происходит вокруг: на целевой прогулке задавайте вопросы, например: "Давай сосчитаем, сколько деревьев растёт в аллее", "Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое", "Сколько окон в этом здании?" и т. д.

После сна: Гимнастика пробуждения : Слайд №

На массажной дорожке ищем предметы определенного цвета или формы или размера.

- ориентировка в пространстве и собственном теле. Определяем правую, левую стороны, верх, низ.

Одевание: обращаем внимание на форму и цвет деталей одежды, размер обуви.

Расчесывая детей, спросить, у кого волосы длинные, у кого – короткие (у кого самые длинные, сравнить цвет.

Здоровьесберегающие технологии: Работа с массажными мячиками : кладём мячик на правую ладошку, сверху левую ладошку и проговариваем «Я круги мячом катаю. Взад вперёд его гоняю», Пальчиковые гимнастики с количественным и порядковым счётом. Гимнастика для глаз: посмотри влево, вправо, нарисуй глазами круг и т д

Вечер: индивидуальная работа в тетрадях по математике, выполняем пропущенные детьми занятия.

Самостоятельная работа: дети выполняют задания в тетрадях – прописях, тетрадях в клетку (обводят цифры, узоры, рисуют по клеточкам, решают примеры,чертят отрезки и т. д., играют в дидактические игры, настольные игры: шашки, игры –ходилки, бродилки, собирают пазлы. (фото в приложении)

Играя в строительные игры с крупным строительным материалом, конструирование из мелких деталей конструктора «Лего», у детей развиваются конструктивные способности, мышление, внимание.

В свободной деятельности мы продолжаем развивать умение отличать и сравнивать предметы (например, попросить принести тот мяч, который больше, принести книгу с нижней полки, поставить коробку с конструктором справа на полку и т. д.)

Дошкольники очень любят соревнования и конкурсы, в том числе математические квест –игры. Соревнования доставляют им радость победы, радость участия в совместной со сверстниками деятельности. «Математические старты» и др.

«Задачи – смекалки», например, из пяти палочек сложить квадрат и два равных треугольника;

Всем известно, что фольклор создает эмоциональный настрой, активизирует умственную деятельность ребенка. Кроме того, загадки, пословицы, считалки дают большой эффект в обучении дошкольников владению объяснительной и доказательной речью. Мы их используем в своей работе в режимных моментах.

В работе также использую такие малые фольклорные формы как, пословицы (семь раз отмерь, один отрежь, потешки, прибаутки, поговорки и конечно сказки.

Математика воспринимается детьми, как увлекательное путешествие или приключение тогда, когда они слушают и участвуют в сказке.

Сказки являются достаточно эффективным средством развития количественных и порядковых представлений у детей дошкольного возраста,

. Самый простой пример математической сказки с использованием математических понятий - это конечно "Репка". Эта сказка помогает закрепить знания детей о временных отношениях («сначала – потом», пространственных отношениях («впереди-сзади», свойствах предметов (семечка маленькая – репка большая, количественных понятий (один, много, порядковом счёте.

Примером могут служить сказки «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Теремок» и т. д.

В любой из сказок, будь она народная или авторская, присутствует целый ряд математических понятий. «Колобок» познакомит с порядковым счетом, «Теремок». С помощью сказки «Три медведя» легко усвоить понятие о размере. И, конечно, важно использовать театрализацию сказок с математическим содержанием.

Одно из эффективных средств в закреплении и умении использовать математические понятий является использование сюжетных игр, например: «Магазин», «Семья», «Парикмахерская» и т. п.

В этих играх дети учатся пользоваться определенным количеством предметов, соотносить их по форме, величине. В игру «Магазин» дети играют с удовольствием. В группе имеются кассовый аппарат, наборы монет, купюры, банковские карточки, сумки, кошельки.

Игра «Парикмахерская» кроме вопросов, «у кого волосы длинные, у кого – короткие (у кого самые длинные, сравнить цвет волос, длину ленточек. Обучаем детей финансовой грамотности, рассчитываться деньгами за услугу (покупку, считать, давать сдачу.

«Семья». Накрываем стол для гостей. Сколько гостей придёт? Сколько тарелок поставим? Сколько ложек положим? Какая форма, цвет у посуды. И т. д. Обязательно делаем вывод: Сколько гостей, Столько тарелок, ложек, кружек.

Почта –,указываем цены на конверты, газеты, журналы, оператор озвучивает сумму покупки, даёт сдачу покупателям.

Практика показывает, что дошкольники проявляют повышенный познавательный интерес к образовательной деятельности только в том случае, когда заинтригованы и поражены чем-то им неизвестным. В этом случае информация выглядит в их глазах интересной. Задача педагога — сделать процесс формирования элементарных математических представлений занимательным и необыкновенным.

В заключении хочу сказать, что использование в режимных моментах разнообразных приемов, методов и средств позволяет без особых интеллектуальных, эмоциональных и психических нагрузок детям усваивать математические понятия, дает возможность ребенку учиться с интересом и удовольствием, постигать мир математики и верить в свои силы.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Обогащение двигательного опыта воспитанников среднего дошкольного возраста посредством двигательных пауз в режимных моментах Работая с воспитанниками в возрасте от 4 до 5 лет, я обратила внимание, что двигательные навыки детей на начало учебного периода снижены.

Использование фольклора в режимных моментах Использование народного фольклора в режимных моментах. Предлагаем Вашему вниманию использование народного фольклора в режимных моментах.

Использование нетрадиционного оборудования в режимных моментахИспользование нетрадиционного оборудования в режимных моментах От состояния здоровья детей в настоящее время зависит благополучие общества. Однако в последнее десятилетие во всём мире наметилась тенденция.

Консультация для воспитателей «Прогулка — один из важнейших режимных моментов в детском саду»Консультация для воспитателей «Прогулка — один из важнейших режимных моментов в детском саду» Прогулка – это один из важнейших режимных моментов в детском саду. В группе дети немного ограничены в движение. Только во время прогулки.

Консультация для воспитателей «Особенности организации режимных моментов в младших группах». Часть 1 Эта консультация будет полезна молодым педагогам. Неумолимая статистика констатирует нам тот факт, что за последние годы педагогический.

Методические рекомендации «Использование потешек в режимных моментах с детьми от 3 до 6 лет»Методические рекомендации «Использование потешек в режимных моментах с детьми от 3 до 6 лет» Оглавление[/b] 1. Об авторе 2. Из истории потешек 3. Использование потешек в период адаптации. 4. Использование потешек в режимных.

Мнемотаблицы в режимных моментахМнемотаблицы в режимных моментах Не секрет, что ребятишкам бывает сложно запомнить последовательность действий при раздевании и одевании на улицу, особенно в холодное время.

Опыт работы по использованию визуальной поддержки дошкольников в режимных моментах и проблемных ситуациях Новейшая разработка алгоритма одевания на прогулку в нашем ДОУ Группу детского сада посещает 30 детей и, конечно, случается множество проблемных.

Реализация УМК в режимных моментах через дидактические игрыРеализация УМК в режимных моментах через дидактические игры В течение нескольких последних лет и в настоящее время идет бурный процесс реализации УМК по обучению детей татарскому и родному языку.

Обогащение двигательного опыта воспитанников среднего дошкольного возраста посредством двигательных пауз в режимных моментах Работая с воспитанниками в возрасте от 4 до 5 лет, я обратила внимание, что двигательные навыки детей на начало учебного периода снижены.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Математика в режимных моментах в ДОУ»
Опубликовано: 31 марта 2021 в 19:20
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Математика в режимных моментах в ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Демидова (УИ 420254) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД