Диляра Джалилова
Консультация для воспитателей «Использование нетрадиционных методов здоровьесбережения»
▼ Скачать + Заказать документы
Состояние здоровья детей на современном этапе вызывает обоснованную тревогу. По данным Всероссийской диспансеризации (2002) только 32% детей признаны здоровыми, 52% - имеют функциональные отклонения, 16% - хронические заболевания. Количество детей, занимающихся в основной группе по физической культуре, не превышает 50%. Актуальность этих вопросов закреплена сегодня на законодательном уровне. В Типовом положении о ДОУ принятом 12.09. 2008 года Правительством РФ одной из основных задач дошкольного учреждения являются:
Публикация «Консультация для воспитателей „Использование нетрадиционных методов здоровьесбережения“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
- охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей и осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.
Приходя в детский сад, большинство детей уже имеют целый букет заболеваний. Чаще всего это заболевания опорно - двигательного аппарата либо предрасположенность к частым простудным заболеваниям.
В нашем ДОУ направление работы по сохранению здоровья является первоочередным. Разработана комплексная программа «Крепыш», направленная на формирование здорового образа жизни, укрепление здоровья, физического и психического развития, эмоционального благополучия каждого ребенка.
С целью оптимизации двигательной активности в практику дошкольного учреждения включены разнообразные формы работы с детьми. Помимо традиционных занятий по физической культуре особое внимание уделяется использованию практически апробированных и разрешенных методик нетрадиционного оздоровления детей :
• элементы точечного массажа
• пальчиковая и артикуляционная гимнастика
• дыхательная и звуковая гимнастика
• хождение по «дорожкам здоровья»
• использование различных массажеров
• лечебные игры А. Галанина
• театр физического развития и оздоровления Ефименко
• игровой массаж
• логоритмика
Использование нетрадиционного оздоровления по возрастным категориям детей дошкольников
Мероприятия ВОЗРАСТНЫЕ КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ
ранний возраст младший дошкольный возраст средний дошкольный возраст старший дошкольный возраст
1 2 3 4 5
1. Элементы точечного массажа в соответствии с возрастом в соответствии с возрастом в полном объеме в полном объеме
2. Пальчиковая гимнастика в соответствии с возрастом в соответствии с возрастом в полном объеме в полном объеме
3. Дыхательная гимнастика элементы комплекса элементы комплекса полный комплекс полный комплекс
4. Психогимнастика по методике М. Чистяковой в соответствии с возрастом в соответствии с возрастом в соответствии с возрастом в соответствии с возрастом
5. «Дорожки здоровья» в соответствии с возрастом в соответствии с возрастом в соответствии с возрастом в соответствии с возрастом
6. Театр физического развития Ефеменко ___ ___ в соответствии с возрастом в соответствии с возрастом
7. Лечебные игры А. С. Галанова в соответствии с возрастом в соответствии с возрастом в соответствии с возрастом в соответствии с возрастом
8. Игровой массаж элементы комплекса элементы комплекса полный комплекс полный комплекс
9. Обучение самомассажу ___ элементы комплекса в полном объеме в полном объеме
В нашей группе особое внимание в режиме дня уделяется проведению мероприятий способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости детей. Представляю разработанный и апробированный в группе план оздоровительной работы на каждый день.
Утренний прием
Дидактическая игра «Зеркало» («Художники», «Послушай, вспомни, выполни»).
Цель: акцентрировать внимание, память, мышление.
Массаж точек на лице, дыхательная гимнастика.
Цель: провести профилактику ОРЗ, способствовать правильной постановке дыхания и развивать дыхательную мускулатуру.
Психогимнастика по методике М. И. Чистяковой «Цветок», «Золотые капельки».
Цель: корректировать настроение, организация психологической безопасности детей.
Индивидуальная пальчиковая гимнастика, массаж рук.
Цель: развивать мелкую моторику, позитивное ценностное отношение к собственному телу.
Утренняя гимнастика.
Цель: повышать двигательную активность, развивать пластику тела, профилактика сколиоза.
Деятельность между занятиями
Упражнения на укрепление глазных мышц «Сигнальные метки», «Поймай бабочку», «Золотые лучики».
Цель: укрепление глазных мышц.
Звуковое дыхание (М. Л. Лазарев) и звуковые игры «Изображалки».
Цель: повышать эмоциональный тонус, стимулировать обменные процессы в клетках за счет звуковой вибрации.
Физминутки, сочетающие речь с движением.
Цель: выработка умения сочетать речь с движением, регулировать силу голоса и воспитания умеренного темпа речи.
Гимнастика маленьких волшебников (массаж рук, лица, шеи, ушных раковин, грудной клетки, ног).
Цель: способствовать расслаблению мышц и снятию нервно - эмоционального напряжения; развивает у ребенка позитивное ценностное отношение к собственному телу.
Игры
Игры, которые лечат А. Галанина «Шарик», «Совушка - сова» и другие.
Цель: способствуют тренировке дыхательной мускулатуры, улучшают местное кровообращение, помогает регуляции мозгового кровообращения.
Двигательные игры «Говорящие движения», «Подражания».
Цель: повышать двигательную активность детей.
Дидактические игры «Опасно – неопасно», «Съедобно – несъедобно».
Цель: развивать сохранительное самосознание; предвидеть возможные последствия своих поступков.
Прогулка
Одежда в соответствии со временем и погодой.
Цель: провести закаливание.
Наблюдение за растениями, деревьями, понюхать запах почек.
Цель: приобщение к природе; ароматерапия.
Подвижные игры «У медведя во бору», «Хитрая лиса», «самолеты» и другие.
Цель: стимулировать двигательную активность, совершенствование имеющих у детей навыков в основных движениях путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях, воспитание положительных взаимодействий со сверстниками.
Спортивные упражнения (индивидуальные и групповые, элементы спортивных игр, спортивные развлечения.
Цель: расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями.
Подготовка к обеду
Санитарно - гигиенические процедуры: обмывание стоп ног, обширное умывание, полоскание рта водой комнатной температуры.
Цель: приучать детей к гигиене посредством положительных эмоций; становление аппарата физиологической терморегуляции.
Релаксация.
Цель: обучение детей приемам мышечного расслабления. Сон при открытых фрамугах (в теплое время года).
Подъем
Гимнастика после дневного сна, массаж открытых точек лица, дыхательные упражнения, ходьба по нестандартному оборудованию, воздушное закаливание - переход из теплой спальни в более прохладное помещение - групповую комнату.
Вечер
Музыкотерапия.
Цель: способствовать более легкому усвоению пищи.
Артикуляционная (речевая) гимнастика.
Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Игры на развитие внимания, мышления, памяти.
Психомышечная тренировка (саморасслабление)
Цель: достижение психофизического покоя, восстановление сил ребенка.
Игры со спортивным инвентарем, тренажерами (нестандартное оборудование).
Цель: развивать физические качества, способствовать эмоционально - положительному отношению к физкультуре и спорту.
В целях развития и поддержания интереса у детей к занятиям по физической культуре и занятиям по оздоровлению детей важно заботиться о подборе физкультурного оборудования и пособий. Рациональный подбор оборудования, его обновление путем смены и чередования деталей - все это помогает реализовать содержание разных типов занятий (тренировочное, игровое, сюжетно - игровое, контрольно - проверочное, оздоровительные процедуры). Но все это, как правило, стоит дорого и не каждому доступно, поэтому возникает необходимость использовать для спортивно - оздоровительных занятий оборудование, изготовленное самостоятельно из подручных средств. В моей группе, также как и в других группах нашего сада, много нестандартного оборудования из подручного материала. Собирается все, что можно было бы выбросить, - пластиковые бутылки, поролон, крышки, куски линолеума, пластик, и т. д. - и дарится этим вещам новая жизнь. Дети с удовольствием занимаются с этим оборудованием.
Нестандартное оборудование используется на занятиях по - разному. Для массажа используются следующие устройства:
• коврики из ткани с нашитыми пуговицами (используется для массажа ног, профилактики начальных форм плоскостопия);
• коврики из ткани с вшитыми поперек палочками (используется для массажа ног);
• массажеры из капсул от киндер - сюрпризов и крышек от бутылок, нанизанных на веревку, а по бокам прикреплены две ручки от фломастеров (используется для массажа ног, рук, шеи, спины, груди, а также в общеразвивающих упражнениях);
• обычные неразборные игрушки от киндер – сюрпризов (для массажа пальцев ног);
• тканевые платочки (для развития ступней и профилактики плоскостопия).
Санитарная обработка всех массажеров проводится после каждого использования их детьми.
В изготовлении нестандартного оборудования широко используем остатки линолеума. Вырезаем круги разных размеров основных цветов, с этими кругами дети играют в разные игры, мы используем их при проведении утренней гимнастики и на занятиях по физической культуре. Вырезанные из линолеума дорожки (узкие и широкие) также находят свое применение в играх и тематических упражнениях.
Пластиковые бутылки, обклеенные фигурками из клейкой бумаги, корпус от фломастера с приклеенной к нему ленточкой, раскрашенные шарики от пинг- понга - необходимое оборудование для дыхательной гимнастики.
Из пластика и клейкой цветной бумаги изготовили метки на стекле и картинки на стенах для упражнений на укрепление глазных мышц.
Забавные ходули получились из детских ведерок без ручек, с продетыми через дно веревками.
Я представила Вам всего лишь малую часть того, что есть в нашем ДОУ. Копилка наших изобретений постоянно пополняется, потому что это оборудование нравится нашим детям.