Нажия Хажеева
Консультация для воспитателей «Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
Актуальность: В наше время отношение детей к детским книгам сильно изменилось.
Первое знакомство детей с художественной литературой происходит через других
Источники (Интернет и ТВ). Проблемы, затронутые модернизацией общества
Доступ к культуре и образованию, что находит отражение в чтении для детей.
Самуил Яковлевич Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. В качестве
каждый талант (а он есть у всех) надо раскрывать, культивировать и взращивать.
происхождение
Публикация «Консультация для воспитателей „Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
талант к чтению, как и многие другие способности, заложен в детстве. Перед нами
задача состоит в том, чтобы открыть ребенку то чудо, которое несет в себе книга, удовольствие, которое
предлагает захватывающий опыт чтения. Исходя из этого, судьба ребенка у читателя зависит от
взрослый, который служит посредником между писателем и ребенком.
Цель нашей работы: сформировать у дошкольников интерес и потребность к чтению.
(восприятие) книг.
Задачи:
1. Формировать литературный вкус.
2. Ввести мл. дошкольников с разнообразными жанрами литературы.
3. Развивать память, речь, воображение, творческие способности.
4. Воспитывать культуру чтения, необходимость общения с художественной литературой,
уважение к книге.
чтению нужна помощь.
Начинать работать над темой необходимо с раннего возраста. Способность
восприятие литературного произведения не возникает спонтанно, оно формируется
постепенно в дошкольном возрасте. Знакомство с дошкольниками
детская литература связана с одним из образовательных направлений – «Речевое развитие»,
которое осуществляется по образовательному стандарту федерального государства.
Основная образовательная программа предполагает комплексность подхода,
обеспечивая развитие детей в пяти взаимодополняющих образовательных областях.
«Речевое развитие» включает в себя:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической
речи; речевого творчества; звуковой и интонационной культуры речи, фонематического
слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов
различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки
обучения грамоте.
Основными методами работы с дошкольниками является следующие:
1. Чтение - дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает
все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей.
Значительная часть литературных произведений читается по книге.
2. Рассказывание - относительно свободная передача текста (возможны
перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие
возможности для привлечения внимания детей.
3. Инсценирование - этот метод можно рассматривать как средство вторичного
ознакомления с художественным произведением.
4. Заучивание наизусть - выбор способа передачи произведения (чтение или
рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.
Для решения задач всестороннего развития детей существенную роль играет
правильный отбор литературных произведений, как для чтения и рассказывания, так и для
исполнительской деятельности.
Подбирая литературу нами учитывается :
- Идейная направленность детской книги;
- Развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного
мышления;
- Преобразование символов в образы;
Игра является ведущим видом деятельности дошкольников, в которой они по
желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают
мир. Театрализованные игры помогают формировать нравственные нормы поведения.
Прием драматизации упражняет детей в умении «вчувствоваться» в другого, войти в его
положение. В результате «проживания» в образе сказочного персонажа ребенок
проигрывает ту или иную ситуацию, примеряет ее на себя и позволяет сделать вывод: что
хорошо, а что плохо.
Одновременно театрализованные игры прививают устойчивый интерес к родной
культуре, литературе, театру. ФГОС ДОУ, отвечает новым социальным запросам, в
котором большое внимание уделяется работе с родителями. Один из принципов является
сотрудничество с семьей.
С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в работе по
приобщению детей к художественной литературе использовала следующие формы работы:
Конкурсы поделок из природных материалов («В гостях у сказки»)
Консультации : «Какие книги читать детям»
Рекомендации по организации домашнего чтения
Конкурс рисунков («Мои любимые книги»)
Родительские собрания «Мама, папа, я — читающая семья»
Работа проходит в разнообразных формах:
Театрализованные представления «Веселая книжная радуга детства»
Экскурсии «Путешествие по книжному городу»
Совместные праздники. (Ко дню защиты детей) «Мои любимые книжные герои»
Подводя итог, можно отметить, что художественная литература является
универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы
непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широки спектром
моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду.
Чтение обогащает не только интеллект и словарный состав, оно заставляет думать,
осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность
многосторонне и гармонично.
Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги,
которые занимаются воспитанием ребенка, и прививать ему любовь к художественной
литературе, научить ребенка любить сам процесс чтения.
Список литературы
1. Приобщение детей к художественной литературе. – М. : Мозаика – Синтез, 2005.
2. Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребёнок и книга. - М. :
Просвещение, 1992 г.