Снежана Емельянова
Консультация для воспитателей «Мотивы «трудного» поведения детей дошкольного возраста. Принципы профилактической работы»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание — это создание системы условий, в которой происходит развитие личности.
Дезадаптация – нарушение процессов взаимодействия человека с окружающей средой, направленных на поддержание равновесия внутри организма и между организмом и средой.
Пусковым механизмом процесса дезадаптации является резкое изменение условий, привычной жизненной среды либо наличие стойкой психотравмирующей ситуации.
Признаки дезадаптации ребенка в детском саду:
• стойкое нежелание посещать дошкольное учреждение;
• жалобы на то, что в саду плохо, его там обижают и ругают;
Публикация «Консультация для воспитателей „Мотивы „трудного“ поведения детей дошкольного возраста, Принципы профилактической работы“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
эмоциональные проявления – капризы, проявление агрессии или наоборот подавленное аппатичное состояние.
Порядок выстраивания конструктивного взаимодействия с ребенком:
1. Объективное опишите поведение ребенка.
2. Поймите мотив «плохого» поведения.
3. Выберите техники педагогического вмешательства для экстренного реагирования.
4. Разработайте стратегию поддержки ребенка для повышения его самоуважения.
5. Подключите родителей и коллег в реализацию конкретного плана действий.
Объективное описание поведения ребенка это умение:
• Собирать и точно формулировать факты.
• Избегать субъективных оценок.
• Составлять конкретные, а не общие описания того где, когда, как часто и что конкретно делал ребенок. Слова «всегда», «никогда», «ничего», «все время» не могут фигурировать в объективном описании поведения.
Цели дезадаптивного поведения ребенка:
• привлечение внимания
• власть
• месть
• избегание неудачи.
Виды дезадаптивного поведения и способы его коррекции.
Демонстративное поведение (мотив – привлечение внимания) это эмоционально окрашенное поведение, субъективно воспринимаемое как привлекательное. В основе поведения лежит желание ребенка нравиться, быть на виду, проявлять себя. Как личностная черта демонстративность появляется с 4–5 лет.
Демонстративное поведение может проявляться в активной форме -
дети делают то, что отвлекает внимание воспитателя и детей и пассивной форме - дети демонстрируют поведение «в-час-по-чайной-ложке», выполняют все очень и очень медленно или сидят и ничего не делают.
У педагога такое поведение вызывает чувство раздражения и возмущение, появляется желание сделать замечание, угрожать.
Причины демонстративного поведения кроются в том, что родители, да и воспитатели, больше внимания уделяют детям, которые ведут себя плохо, а не хорошо, а дети не умеют просить внимания в приемлемой форме. Дети часто испытывают дефицит личного внимания к себе, чувствуют себя «пустым местом». Ребенок нуждается во взаимоотношениях с воспитателем.
Профилактика демонстративного поведения заключается в следующем:
- Больше уделяйте внимания хорошему поведению ребенка.
- Учите ребенка просить внимания, когда он в этом очень нуждается.
Дезадаптивное поведение ребенка с мотивом "борьба за власть"
В активной форме «борьба за власть» проявляется вспышками негодования, когда дети не прячут своих вспышек гнева, а используют их демонстрируя свое негодование криком, визгом, катанием по полу и нежеланием ничего слушать. В «тихой» форме дети не демонстрируют явную конфронтацию, вместо этого они улыбаются и говорят то, что взрослый хочет услышать, а затем делают то, что хотят они или когда нужно выполнять задание или правила - жалуются: «Ой, я не умею», «Ой, я забыл», «Устал».
В этот момент воспитатель обычно чувствует гнев, негодование, может быть страх и желание немедленно прекратить выходку с помощью физического воздействия (встряхнуть ребенка).
Причины такого поведения кроются в изменении социальных установок в обществе (в семье ребенка воспитывают как равного, не учат уважительно относится к взрослому, поощряют независимость мышления и поведения ребенка родителями).
Принцип профилактики:
Принять лидерские качества ребенка и наделить его «властью» - давать поручения, называть своим помощником.
Трудное поведение с мотивом «месть»
Обычно, дети, поведение которых продиктованы местью, выглядят злыми, угрюмыми, даже когда бездействуют.
Такое поведение часто является следствием детского властолюбия, на которое взрослый ответил применением силы. Поведение из мотива мести может последовать через 2 минуты, через 2 часа, 2 дня, 2 недели, а может, и через 2 года после нанесения обиды.
В активной форме ребенок вредит всеми силами воспитателю (придумывает «страшные» истории для родителей, наговаривает на воспитателя). В пассивной форме - игнорирует всякие дружелюбные попытки контакта.
Встречаясь с таким поведением ребенка воспитатель чувствует обиду, опустошение, возможно гнев и негодование. Хочется немедленно уйти из ситуации.
И даже в этой ситуации можно найти плюс: ребенок демонстрирует высокую жизнеспособность и умение защитить себя от боли.
Принципы профилактики :
Строить отношения со всеми детьми по принципу заботы о них.
Учить детей выражать душевную боль и страдания приемлемыми способами.
В ситуации, когда ребенок демонстрирует «мстительное» поведение признать его чувства и свою неправоту.
Мотив «Избегание неудачи»
Дети, действующие согласно мотиву «избегание неудач» очень не уверены в себе.
Они стараются быть незаметными, не нарушать правила и требования, редко взаимодействуют с воспитателем и другими детьми, обычно они остаются в изоляции в коллективе. Они просто не делают ничего из предлагаемого воспитателем.
В активной форме наблюдаются вспышки негодования - ребенок теряет контроль над собой, когда давление ответственности становится слишком сильным. Это припадок в ситуации полного отчаяния. Внешне он напоминает обычный приступ гнева дети готовы делать что угодно: кричать, лить потоки слез — лишь бы этот эмоциональный взрыв отвлек их от очевидной для них неудачи.
Чаще наблюдается пассивное поведение - откладывание на потом, не доведение до конца, временная нетрудоспособность.
Воспитатель рядом с таким ребенком чувствует свою профессиональную беспомощность, обращается за консультацией к педагогу-психологу, рекомендует маме показать ребенка врачу.
Причина такого поведения ребенка кроется в излишней требовательности к нему, акцентирования его ошибок, а не достижений и успехов, необоснованных ожиданий родителей, упор на соревнование в коллективе.
В результате дети очень хотят успеха - все делать только отлично, лучше всех, но не обладая достаточными умениями и способностями отказываются делать вообще.
Принципы профилактики поведения избегание неудач
1. Помочь ребенку сменить установку «Я не могу» на «Я могу».
2. Помочь в преодолении социальной изоляции путем включения ребенка в отношения с другими детьми, в доступную ему деятельность, создание ситуаций успеха.
Принципы профилактики поведения избегание неудач
1. Помочь ребенку сменить установку «Я не могу» на «Я могу».
2. Помочь в преодолении социальной изоляции путем включения ребенка в отношения с другими детьми, в доступную ему деятельность, создание ситуаций успеха.
В заключение, хочу остановиться на основных правилах работы с детьми с «трудным» поведением:[/b]
* акцентировать внимание на поведении ребенка, а не на его личности;
* описывать поведение ребенка безоценочно (точно, измеримо, здесь-и-сейчас);
* будьте твердым, но доброжелательным (твердыми в отношении конкретного проступка, доброжелательными в отношении ребенка). Это правило может быть выражено таким девизом: «То, что ты делаешь, должно быть сейчас же прекращено, но я еще с симпатией отношусь к тебе!»;
* контролируйте свои отрицательные эмоции!
* когда ребенок демонстрирует «плохое» поведение, воспитатель переживает гнев, возмущение, страх или беспомощность.
То, что вы чувствуете, это нормально!