Елена Чуканова
Консультация для воспитателей «Методы закаливания детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Лето – самая любимая пора всех детей, ведь в теплую погоду можно
практически целый день проводить на улице. Одним из важнейших вопросов
в работе дошкольного учреждения в летний период является организация закаливающих процедур для детей.
Под закаливанием понимают тренировку сил организма и повышение его
устойчивости к воздействию постоянно меняющихся факторов среды. Оно
является необходимым условием оптимального развития растущего
организма и средством снижения заболеваемости.
Публикация «Консультация для воспитателей „Методы закаливания детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Закаливание детей
- Закаливание. Консультации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Цель закаливания – выработка способности организма реагировать должным
образом на изменение окружающей среды, развивает выносливость
организма ребенка.
Требование к поведению закаливающих мероприятий :
-Закаливание можно проводить, только если ребенок абсолютно здоров.
-Необходимо постепенно увеличивать интенсивность закаливающих
мероприятий.
-Занятия должны осуществляться систематически.
-Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка и его возраст.
-Начинать закаливание предпочтительно в теплое время года (в холодное
время года степень воздействия средовыми факторами в начале закаливания
уменьшается и нарастание их необходимо более постепенное, нежели в
теплое время года).
-Закаливающие мероприятия должны проводиться только при
положительных эмоциональных реакциях ребенка.
-Возобновление занятий следует начинать с тех степеней воздействия,
которые были в начале закаливающих процедур.
-Для реализации всех этих требований необходима система закаливающих
мероприятий.
Все закаливающие мероприятия делятся на общие и специальные.
Общие мероприятия: предусматривают правильный режим дня,
рациональное питание, ежедневные прогулки на свежем воздухе,
соответствующий возрасту воздушный и тепловой режим помещения,
регулярное проветривание помещений.
К специальным мероприятиям относятся строго дозированные воздействия
ультрафиолетового облучения, водные и воздушные процедуры.
Воздушные ванны.
Как правило, воздушные ванны сочетаются с различными режимными
моментами, не требуют особого времени и могут считаться закаливанием в
повседневной жизни (переодевание до и после дневного сна, сон при
открытых окнах, физкультурные занятия и утренняя гимнастика в
облегченной одежде на воздухе)
Наибольший эффект воздействия на организм ребенка имеет проводимая
на открытом воздухе свето – воздушная ванна, так как при этом наблюдается
воздействие ультрафиолета, температуры воздуха и движение самого
ребенка.
Общие свето – воздушные ванны при открытом воздухе начинаются в
тени при температуре воздуха 19 – 20 градусов – для младших дошкольников
с 5 лет и постепенно доводят до 30 -40 минут. При температуре выше 22
градусов дети могут принимать свето – воздушные ванны в течении всей
прогулки (Г. П. Юров).
Вода является эффективным средством закаливания, но следует
учитывать, что водным процедурам должно предшествовать закаливание
воздухом, затем желательно, использовать сухое и влажное обтирание.
Водные процедуры могут быть местными (умывание, ножные ванны,
обтирание, обливание) и общими (обтирание и обливание тела,
купание в бассейне). При этом следует обучать ребенка правильно умываться
после дневного сна, использовать холодную воду из-под крана с
расширением зоны воздействия: незакаленные дети сначала моют лицо и
руки, затем постепенно переходят к мытью шеи, верхней части груди, спины
и предплечий.
Можно детей обливать во время прогулки, прохладной водой (в летнее
время) при температуре воздуха от 22 градусов и выше.
Закаливание солнечными лучами в повседневной жизни происходит во
время свето – воздушных или солнечных ванн на прогулке.