Светлана Жердева
Консультация для воспитателей «Методика руководства подвижными играми со старшими дошкольниками в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
Методика руководства подвижными играми
со старшими дошкольниками в ДОУ
Этапы работы над подвижной игрой
Работа над подвижной игрой проходит по 3 этапам: подготовка, проведение и педагогический анализ.
Публикация «Консультация для воспитателей „Методика руководства подвижными играми со старшими дошкольниками в ДОУ“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
Подготовка
Подготовка начинается с выбора игры. Это зависит от многих факторов: образовательных задач, которые хочет осуществить воспитатель, сезона, времени дня. Поскольку на прогулке проводится не одна, а несколько подвижных игр, их следует подбирать так, чтобы разнообразить образовательные задачи (например, взять одну игру с бегом, одну с перелезанием и дополнить малоподвижной на развитие внимания и координации).
Нецелесообразно планировать игры зимней тематики летом и наоборот. Но существует множество игр нейтрального содержания, которые подойдут для любого времени года.
Нельзя планировать шумные, высокой динамичности игры в утренние часы, когда дети только приходят в детский сад. Для утренней прогулки подойдут игры малой и средней подвижности («Что мы делали — не скажем», «Запрещённое движение», организованные по подгруппам, в вечернее время также будут уместны игры со средней физической нагрузкой. Наиболее динамичные, соревновательные, требующие большой отдачи игры проводятся на занятиях физкультурой и во время дневной прогулки. Но даже днём игры высокой подвижности следует комбинировать с малоподвижными, чтобы не переутомить детей.
Учитывается также температурный режим: в жару бег и прыжки используют реже. В дождь, снегопад, сильные морозы подвижные игры переносятся в павильоны, на веранды, если такие есть в детском саду, или в закрытое помещение.
Простые подвижные игры обычно проводят на игровом участке с травяным или грунтовым покрытием. Игры с быстрым бегом, соревнования и эстафеты на асфальте проводить не рекомендуется из-за высокой вероятности травм при падении. Однако существует множество игр на асфальте с использованием рисунков («классики», лабиринты, дорожки разных конфигураций).Нарисовать лабиринт, классики или змейку для игры на асфальте можно в каждом детском саду
Планируя подвижную игру в помещении, воспитатель должен учесть, достаточно ли в нём места, как его оптимально использовать, какие могут возникнуть помехи (мебель, большие игрушки) и по возможности устранить их. Поскольку сейчас во многих детских садах используется лёгкая модульная мебель, это вполне осуществимо. В групповом помещении перед играми должна быть проведена влажная уборка и проветривание.
Эстафетные игры проводятся в спортивном зале или на площадке, ровной и достаточно просторной, чтобы на ней могли разместиться 2–3 команды и «болельщики» (если в группе есть дети, которым участие в эстафетах противопоказано по состоянию здоровья). Обязательно отмечают линию старта и точки поворота, на которые обращают внимание детей при сообщении правил.
Не менее важно продумать и подготовить необходимые атрибуты и оборудование для игр: мячи, кегли, мешочки или другие предметы для метания, ленты, шапочки или маски для обозначения персонажей. Чем ярче и разнообразнее будет атрибутика, тем выше интерес детей, ведь каждому ребёнку захочется попробовать себя в той или иной роли, поиграть с красочными спортивными снарядами. Оборудование должно быть безопасным, удобным в использовании, соответствовать теме и специфике игры, эстетически оформлено. Предметы выносятся на участок непосредственно перед прогулкой, в старшей группе к этому можно привлечь детей, они с удовольствием помогут и собрать инвентарь после игр.
Но самое важное — подготовка детей. В подвижных играх используются только движения, которыми дошкольники уже хорошо овладели, то есть идёт опора на сформированные умения и навыки. К примеру, если педагог знает, что не все дети овладели навыком пролезания под несколькими дугами или в тканевой туннель (боятся, недостаточно быстро ориентируются, игру лучше провести сначала с подгруппой наиболее подготовленных воспитанников, чтобы остальные могли увидеть, что это просто и весело, и были более уверены в себе.
Для сюжетных игр важны знания детей о транспорте, людях, которые им управляют, их профессиональных действиях, о животных, их повадках, способе передвижения. В качестве предварительной работы следует читать стихи и рассказы соответствующей тематики, рассматривать иллюстрации, слайды, видеоролики. Тогда детям будет проще представить, как ведёт себя пилот за штурвалом самолёта или машинист поезда.
Подготовка самого педагога состоит в заучивании правил и слов игры, продумывании действий, которые будут выполнены, их последовательности, а также способов подведения итогов и поощрения детей.
Структура и план
Подвижная игра в старшей группе детского сада имеет такую структуру и временные рамки:
Организационный этап — 3–4 минуты:
создание интереса к игре;
сбор детей;
организация, построение, пояснение правил;
распределение ролей и раздача оборудования.
Основная часть — 10–12 минут:
сигнал к началу;
выполнение игровых действий;
сигнал к окончанию игры.
Подведение итогов — 1 минута.
Подвижная игра не имеет строгих временных рамок, она может проводиться чуть меньше или дольше среднего времени (15 минут, если получила творческое развитие и заинтересовала детей. Главное, чтобы в ней не образовывались паузы, заминки, которые приводят к резкому падению интереса и активности ребят. Если игра — часть непосредственной образовательной деятельности по математике, природоведению и пр., её длительность значительно сокращают.
Организация игры
Создать интерес к игре поможет использование загадки, весёлого стихотворения, удачно будет приурочить игру к теме занятий, которые проводились перед прогулкой. Эмоциональность и хорошее настроение самого воспитателя играет важную роль. Практика показывает: если педагог проводит подвижные игры систематически, весело, сам энергичен и проявляет большую заинтересованность, дети положительно отзываются на предложение поучаствовать в игре снова. Исключением бывают застенчивые, малоподвижные дети и новички в группе, к которым нужен индивидуальный подход. В таких случаях можно попросить родителей принести в группу любимую игрушку малыша и предложить новенькому встать в круг и поиграть в хороводе вместе с ней.
Собрать детей на игру можно с помощью стихотворной «зазывалки», звукового сигнала (звонка колокольчика, удара в бубен, иногда сбор можно поручать наиболее активным детям. Поскольку воспитанники старших групп более организованы и обладают устойчивым вниманием, для их сбора и появления интереса к игре бывает достаточно словесных приёмов: приглашения в путешествие на самолёте или пароходе, предложения превратиться в обитателей леса, моря, тропических джунглей, произнесённых приподнятым или, наоборот, загадочным, приглушённым тоном.
Для сообщения правил и раздачи атрибутов детей лучше построить полукругом, шеренгой, чтобы всем было хорошо видно и слышно воспитателя. Если игра знакома, то один из хорошо знающих правила ребят выходит и напоминает их. Следует предоставлять как можно больше самостоятельности старшим дошкольникам и при подготовке, и при проведении игры.
Объяснение правил не должно быть слишком подробным и затянутым, простые правила сообщают детям сразу, после ознакомления с названием и содержанием игровых действий. Если игра новая и правила сложные, их лучше сообщать по ходу, вначале обрисовав лишь общие положения. Следует проверить, понятны ли детям правила, задав несколько вопросов. Слова игры разучивать на этом этапе не следует, дети знакомятся с ними по ходу, выполняя игровые действия.
Распределение ролей проводят, учитывая пожелания детей, но если на одну роль претендует несколько игроков, выбрать можно различными способами. Например, считалкой, которую читает или воспитатель, или один из ребят, при помощи «флюгера», когда дети становятся в круг, одному из них закрывают глаза и он кружится с поднятой на уровне плеча рукой. По сигналу «стоп» он останавливается. На кого укажет «флюгер», тот и будет исполнять ведущую роль. Роли распределяют также по очереди, по жребию. Воспитатель должен контролировать процесс, чтобы у детей не осталось чувства обиды или несправедливости. При разделении на команды следует учитывать уровень физической подготовки детей, чтобы силы команд были примерно равны. При разделении на команды следует учитывать различный уровень физической подготовки воспитанников
Раздачу атрибутов проводят после пояснения правил, но для старшей группы приемлем вариант, при котором всё оборудование раскладывают в условленном месте и дети берут его сами по мере надобности. Маски и шапочки должны легко надеваться и сниматься, но не сваливаться во время игры, поэтому лучше снабдить их резинками, которые подходят для разного размера головы.
Сигналом к началу игры может быть слово (его обговаривают в правилах, взмах флажком, удар в барабан, бубен. Сигналы для начала и окончания игры должны отличаться.
Таблица
Методика проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста
Характеристика
подвижных игр в разных возрастных
группах Объяснение игры Распределение ролей, выбор
ведущего Руководство ходом игры Подведение итогов игры
Подвижные игры усложняются по содержанию, правилам, коли-честву ролей, введению заданий на коллективное соревнование.
При соревновании не-больших групп учитываются физическое раз-витие и индивидуальные особенности детей. Используются игры-эстафеты, спортивные игры.
Количество ролей увеличивается (до 3-4, роли распределяются между всеми детьми. Желательна такая последовательность объяснения: назвать игру и ее замысел, кратко изложить содержание, подчеркнуть правила, напомнить движение, распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия.
Если в игре есть слова, то специально их разучивать во время объяснения не следует, дети естественно запомнят их в ходе игры.
Если игра знакома детям, то вместо объяснения надо вспомнить с ними отдельные важные моменты.
Если игра сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше поступить так: сначала объясняется главное, а затем по ходу игры все детали.
Воспитатель объясняет правила перед игрой, а затем задает вопросы, чтобы убедиться, что все дети поняли правила игры.
Дети могут до игры рассказать правила сами или ответить на вопросы воспитателя. Ведущая роль всегда соблазн, поэтому во время распределения ролей случаются разные конфликты.
Выбор на главную роль дети должны воспринимать как поощрение, как доверие, как уверенность воспитателя в том, что ребенок вы-полнит важное поручение.
Вы бор воспитателя обязательно должен быть мотивирован.
Часто используются считалки (считают сами дети).
На кого выпало последнее слово, тот будет водить.
За рукой считаю-щего ревниво следят все, поэтому делить слова на части нельзя.
Возможен выбор на роль по желанию ребенка.
Можно использовать загадку (кто первый отгадал, тот и во-дит).
Можно выбирать на роль при помощи «волшебной стрелки».
Как поощрение, по жребию.
Для назначения нового ведущего в ходе игры основным критерием является качество выполнения движений и правил. Воспитатель руководит игрой, наблюдая за ней со стороны.
Но иногда воспита-тель участвует в игре, если, например, по условиям игры требуется соответствующее число играющих.
Делает замечания нарушившему правила, под-сказывает действия растерявшемуся, по-дает сигналы, помогает сменить ведущих, поощряет детей, следит за действиями детей и не допускает
статических поз, регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно. Отмечает тех, кто проявил ловкость, быстроту, соблюдал правила.
Называет тех, кто нарушал правила.
Воспитатель анализирует, как удалось достичь успеха в игре.
Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме.
К обсуждению
Проведенной игры надо
Привлекать всех детей.
Это приучает их к анализу своих
поступков, вызывает более сознательное
отношение к
выполнению правил игры и движений.
Список использованных источников и литературы
1. Бернштейн, Н. А. Очерки по физиологии движений и физиология активности / Н. А. Бернштейн. – М. : Медицина. – 2009. – 349 с.
2. Доронина, М. А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / М. А. Доронина // Дошкольная педагогика. - 2007. - №4. - С. 10-14.
3. Жуков М. Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. — М. : Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с.
4. Ильин, Е. П. Психомоторная организация человека / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер. – 2003. – 384с.
5. Кенеман, А. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева. – М. : Просвещение, 2013. – С. 50 – 93.
6. Лесгафт, П. Ф. Избранные труды / П. Ф. Лесгафт. – М. : Физкультура и спорт, 2007. – 360 с.
7. Мащенко, М. В. Физическая культура дошкольника / М. В. Мащенко, В. А. Шишкина. - Мн. : Ураджай, 2000. - 156 с.
8. Осокина, Т. И., Тимофеева, Е. А. Физические упражнения и подвижные игры для дошкольников: книга для воспитателей детского сада / Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева. - М. : Просвещение, 2013. - 159 с.