Татьяна Куцевало
Консультация для воспитателей «Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Рука-это вышедший
наружу мозг человека»
И. Кант
Ребенок только родился – и уже осуществляет хватательные движения, т. е. сжимает и разжимает кулачок. Это движение является первым и остается главным на протяжении всей жизни.
С рождения до 3 месяцев взрослый согревает руки малыша, делает легкий массаж рук, пальцев кисти. Затем он сам осуществляет рефлекторные движения - схватывает и сжимает погремушку, тянется к подвешенным игрушкам, касается игрушки. С 4до 7 месяцев у ребенка появляются произвольные движения - он захватывает мягкие игрушки, бусы. С 6 месяцев поднимает игрушку, рассматривает ее, перекладывает. С 7 месяцев взрослый играет с ребенком в «Ладушки», помогает собирать пирамидку, игрушки-гнезда, матрешку, складывать кубики. Корни всех этих упражнений лежат в народной педагогике. На протяжении многих веков мама и бабушка играли с пальчиками малыша, проговаривая при этом потешки. Так взрослые любовно и мудро поучали ребенка.
Публикация «Консультация для воспитателей „Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Специалистами доказано: ежедневный массаж кисти, пальцевые упражнения и занятия с ребенком по овладению навыками речи ускоряют ее развитие на 3-4 недели еже в первом полугодии 2 года жизни. Таким образом, двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию.
Комплексы пальчиковой гимнастики применяются для устранения дефектов речи у детей и разнообразны по содержанию.
1. Игры – манипуляции.
«Ладушки- ладушки», «Сорока – белобока»- указательным пальцем осуществляют круговые движения.
«Пальчик- мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать» - ребенок поочередно загибает каждый пальчик.
Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение : в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.
2. Сюжетные пальчиковые упражнения
«Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно)
«Распускается цветок» - из сжатого кулака поочередно «появляются» пальцы.
«Грабли» - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.
К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья.
3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой
Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, т-д,к-г.
4. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»)
С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.
«Колечко»- поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.
«Кулак- ребро- ладонь» - последовательно менять три положения : сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе)
«Ухо- нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой- за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
«Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета)
«Горизонтальная восьмерка» - нарисовать в воздухе в горизонтальном плоскости цифру 8 три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими.
5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук
В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения- разминание, растирание, надавливание, пощипывание.
«Помоем руки под горячей струей воды»- движение, как при мытье рук.
«Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.
«Засолка капусты» - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой : постукивание, пиление. Движения обеих кистей : имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.
«Согреем руки» - движения, как при растирании рук.
«Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди.
«Гуси щиплют траву» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.
Для более эффективного самомассажа кисти используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.
6. Театр в руках
Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоцианальное напряжение.
«Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец- какой- либо персонаж.
«Рыбки» - кисти правой и левой рук изображают плавные движения рыб. (сначала они плавают порознь, а потом вместе)»
«Осьминожки» - правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог - левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно.
С первой младшей группы – дети учатся играть с пальцами во время умывания, одевания. Простые движения рук сопровождались потешками, песенками.
В средней и старшей группах пальчиковую гимнастику включили в режим дня.
1. Утром с небольшой подгруппой детей или индивидуально.
2. Во время утренней гимнастики.
3. На физкультминутках(3-4 упражнения). Разминка начинается с упражнений для крупных мышц верхнего плечевого пояса (плечо, предплечье). Далее следует разминка для пальцев. Затем детям предлагают сюжетные пальчиковые упражнения: сначала с несложными движениями, далее в сочетании с самомассажем кисти с помощью пальцев другой руки и предметов.
На достаточно сложных занятиях, которые требуют высокой умственной активности детей, используются пальчиковые кинезиологические упражнения.
4. На физкультурных занятиях. На учебно-тренировочных занятиях пальчиковые упражнения выполняются в начале комплекса общеразвивающих упражнений, а самомассаж кисти с помощью массажных мячей – в заключительной части. На занятиях с использованием тренажеров также используются упражнения для пальцев.
5. Перед обедом, когда дети ожидают приглашение к столу.
6. На прогулке в теплое время года. После наблюдения за живыми объектами и неживыми детям предлагается с помощью пальцев рук изобразить: дом, скворечник, кошку, собаку, дерево и др. Пальчиковые упражнения целесообразно использовать в конце прогулки.
7. Взачине подвижной игры или в ходе игры.
8. На досугах, праздниках, развлечениях.
Пальчиковая гимнастика, проводимая ежедневно, способствует развитию мелкой моторики, речи, основных психических процессов, а также коммуникативности.
К концу дошкольного возраста кисти рук ребенка становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.